|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (37) апрель |
|
|
ЗАПИСИ
*** В первом послании Евангелиста Иоанна (1 Иоан 4) говорится о любви Божественной, о той любви, которая покрывает множество грехов, которая отменяет закон, заменяет исполнение всех заповедей; о той любви, которая дает жизнь, потому что приводит в соприкосновение с Источником Жизни; которая дает высшее ведение: "Кто не любит, тот не познал Бога" (1 Иоан 4:8) — и наоборот: "Всякий любящий знает Бога" (1 Иоан 4:7). Знает Его по закону подобия.
*** Мы думаем о себе, что все мы причастны этой любви: каждый из нас любит что-либо, кого-либо. Если и есть редкие люди, которые ничего не любят, уже здесь пребывающие во "мраке преисподнейшем", то это редчайшее явление. Мы все любим близких, родных, друзей, людей нашего образа мыслей. Но та ли это любовь, которой ожидает от нас Христос? Относительно любви к родным всем ясно, что это та же эгоистическая любовь к своему, к себе. Но любовь к друзьям, близким — не есть ли это то же самое? Из бесконечного количества явлений и лиц мы выбираем родственные нам, включаем их в свое расширенное "я" и любим их. Но стоит им отойти немного от того, за что мы их избрали, как мы изольем на них полную меру ненависти, презрения, в лучшем случае — равнодушия. Это человеческое, плотское, природное чувство, часто очень ценное в этом мире, но теряющее свой смысл в свете жизни вечной. Оно непрочно, легко переходит в свое противоположение, принимает демонический характер.
*** Если бы в нас была действительно стихия любви, то она изливалась бы на всякого — на доброго и злого, на приятного и отвратительного. Но как это возможно? Заповедь евангельская не может быть неисполнимой, иначе Евангелие оказалось бы собранием прекрасных слов, не применимых к жизни. К таким словам относится и слово о любви к врагам. Как возможна такая любовь?
*** Два обстоятельства закрывают нам путь к пониманию этой заповеди. Первое — это что мы не исполнили предыдущей заповеди: "Если кто хочет идти за Мной, да отвержется себя", заповеди о нищете духовной. Только на пути отречения от себя и своего, от своих симпатий и антипатий, суждений, привычек, точек зрения можно понять Евангелие и, в частности, заповедь о любви к врагам. Второе — надо отказаться и от той точки зрения, что в человечестве есть два враждебных стана, две породы людей: праведные и грешные, предназначенные блаженству и обреченные гибели. Этого нет. Мы все грешны, все поражены первородным грехом, а за всех нас пострадал Господь. Он друг грешников. Он предостерегает считающих себя праведными, что мытари и блудницы впереди них идут в Царство Небесное. Ему одинаково дороги все, и это Ему принадлежит окончательный суд. Вот почему непосредственно за словами Христа о любви идут слова о неосуждении: "Не судите, да не судимы будете". Не судите — вам легче будет тогда полюбить всякого, не судите — и у вас не будет врагов. Смотрите на "врагов" как на больных одной с вами болезнью, как на погибающих. Оставьте точку зрения личного суда и встаньте на точку зрения Божьего дела в мире. Вспомните, что добро должно победить окончательно и повсюду, ничего не оставив дьяволу.
"Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Иоан 4:8) |
*** В обете находится и частичное принятие страдания, посланного нам, и согласие на него: Ты, Господи, посылаешь страдание для нашего вразумления, я прошу заменить его другим — исцели моего ребенка и я обещаю понести это страдание в другой форме — поста, богомолия, иного подвига духовного или физического.
*** Пот, слезы, кровь… Если проливается пот с внутренним противлением, злобой, проклятиями, если слезы — от боли, обиды, злобы, если кровь — без веры, то ничего доброго душа не приобретает. То же самое, когда оно происходит с послушанием, с покаянием, с верою, — очищает и возвышает нас.
*** Из письма к больному: "Приходилось ли вам, дорогой друг, размышлять над словами ап. Павла: "Мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу"? Что значит эта таинственная связь, всюду в Евангелии подчеркнутая, страданий и "славы", то есть духовного сияния, расцвета, силы? Я пришел к мысли, что всякое духовное усилие, всякое добровольное (и даже недобровольное) лишение, отказ, жертва, страдание обмениваются немедленно на духовные богатства внутри нас. Чем больше теряешь, тем больше приобретаешь. Горе счастливым, сытым, смеющимся: они оскудеют до полной духовной нищеты. Мужественная душа инстинктивно ищет жертвы, случая пострадать и духовно крепнет в испытаниях. Мы должны просить Бога, чтобы Он дал нам испытания, и почти печалиться, когда живем благополучно. Дети, выросшие в тепле, неге и сытости, вырастают духовно пустыми. Наоборот: прошедшие через болезни, нищету вырастают духом, "ибо кратковременное страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2 Кор 4:6)".
*** Есть люди, которые, как будто не веря в Бога, "живут морально, делая добро". Большею частью это ложная мораль и фальшивое добро, изнутри отравленное скрытым тщеславием и гордостью. Если же это чистое Добро, то эти люди, сами того не зная или не умея на-звать Бога, "прикасаются к Его ризе".
Священник Александр Ельчанинов
|