|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (37) апрель |
|
|
ПИСЬМА ДУХОВНЫМ ДЕТЯМ
Дорогой мой … !
Получил твое письмо и глубоко посочувствовал тебе. Многое бы я тебе сказал на твои сомнения и огорчения, да не мастер писать. Ты вы-брал себе путь жизни исключительно трудный в наше время, и если выдержишь до конца — все твои скорби, мало сказать, возместятся в миллионы раз, а просто (не скажу, что забудутся) даже пожалеешь, что они были слишком малы. Может, тебе покажется это странным, но это так. Я глубоко уверен, что даже древние великие мученики — и те жалели, что мало страдали и поэтому не могли ответить Богу той любовью, которой должны бы были возлюбить Господа. Любовь даже к человеку стремится выразить себя деланием приятного любимому, каких бы жертв это ни стоило. Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать ее, а доказать бескорыстную любовь можно только жертвой; и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы как проявление любви. Кто любит Бога, тот захочет страдать ради Бога, и по мере роста любви будет возрастать желание все перенести, лишь бы не удалился от нас Господь, лишь бы быть ближе к Нему. А не любить Господа нельзя, если приблизимся к Нему, вернее, если Он к нам приблизится. Можно полагать, что червь неусыпающий и огнь неугасающий в будущей жизни есть нескончаемая скорбь сердца о том, что было время, когда можно было доказать свою любовь ко Господу, потерпеть разные страдания ради Него, доказать любовь не только страданиями, но и верой в Него среди со-мнений всяких, среди страхов, духовного одиночества, со-знания своих немощей, бессилия и проч., и проч. — и не доказали…
Господи, не попусти мне потерять веру и мужество (1 Иоан 4:8) | Вот здесь-то, на земле, и можно и нужно доказать свою любовь к Нему внутренним решением: "Буду верить в Тебя, буду всеми силами исполнять Твои заповеди, буду страдать за веру в Тебя, откажусь от всего и от всех — от личной жизни, от родных, — и только Ты, Господи, не откажись от меня, не попусти мне потерять веру и мужество, не попусти возроптать на Тебя, если постигнут слишком тяжкие скорби и страдания свои или близких моих, даруй мне возлюбить Тебя всем сердцем". Если сохранишь такое устроение, то тебе легко будет пройти твой жизненный путь. Если же будешь колебаться, допустишь в сердце со-мнение, если нарушением вольным заповедей Божиих омрачишь себя и ослабишь свои силы, то падешь падением великим, если не будешь постоянно призывать на помощь Господа; а особенно если возгордишься и понадеешься на свои силы, то падешь падением великим и отяготишь себе жизнь чрезмерно. Но и тогда не унывай, а смиряйся еще больше и все упование возлагай на Господа, на Его милосердие и Его помощь. Это и есть правильное устроение, но без опыта, без падений и восстаний мысленных не придешь в правильное состояние. Падения делом очень тяжело отзываются на духовном устроении, требуют потом большого труда для очищения себя и долго тормозят движение вперед. Мысленные же падения даже необходимы для познания себя, своей немощи, негодности для Царствия Божия, а вследствие этого они приводят к смирению, показывают, что сам человек своими силами не может духовно возрастать, а должен постоянно взывать к Богу о помощи, должен пользоваться для спасения Таинствами и всем, что дает Св. Церковь. Помогает духовному росту постоянное чтение Св. Писания (Нового Завета и Св. отцов). А еще лучше, если будет духовный руководитель, но их теперь не стало, и приходится идти самому, руководствуясь чтением и молитвой, испрашивая помощи от Господа и св. угодников. Оно характеризуется глубоким сознанием своей немощи, своего бессилия так жить, как требуют заповеди, так любить Бога, как Он возлюбил нас. А из этого состояния рождается чувство со-крушения, плач сердечный, сознание неоплатности долга своего (десять тысяч талантов) — словом, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит и из которого-то и родится та любовь к Богу, о которой я говорил вначале. Одной волей своей и желанием еще не приобретешь любви, но жизнью по заповедям, покаянием, плачем о своих падениях, глубоким сокрушением, что вместо любви и угождения Богу постоянно нарушаем Его святую волю. Из этого плача и сокрушения рождается страх Божий, то есть страх как-либо оскорбить Бога; затем рождается чувство близости Бога к нам, что выразил пророк Давид словами: "Всегда видел я пред собою Господа" (Пс 15:8), — а затем рождается постепенно твердая решимость лучше умереть, чем оскорбить Господа, не только безропотное несение скорбей и страданий, но и благодарность за них, так как сердце будет ощущать радость очищения скорбями и удовлетворения некоторого, что можно терпеть ради Бога и тем любить Его. Друг мой, одного прошу: никогда не отступай от Бога, как бы глубоко ни пал, как бы ни согрешил и ни оскорбил (от чего да избавит тебя Господь) Господа, но, как блудный сын, проси у Него прощения и вновь и вновь понуждай себя жить по заповедям. "Грядущего ко Мне не отвергну". Идущий ко Господу деланием заповедей хотя и падает дорогой, но, вставая, идет вперед — находится в числе воинов Христовых и венчается Им, хотя бы и много ран получил в этой духовной войне со своими страстями, со своей падшей природой и бесами. Да вразумит тебя Господь, да укрепит веру твою и произволение твое, да сохранит от всякого зла. Господь да благословит тебя.
Игумен Никон (Воробьев)
|