О скорбях От предания себя воле Божией в сердце человека является духовная сила веры и духовное утешение. Бесскорбная жизнь — признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человека, выражаясь языком современным, они являются как бы каким экзаменом. Скорби предохраняют от превозношения. Предание себя Богу, Его воле о нас, Церкви с ее учениями и таинствами, Евангельскому учению. Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие. Принимай то, что посылает Бог. Плод скорбей — в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить. В наших скорбях люди являются лишь орудием Божиим, а сами власти над нами не имеют. Итак, потерпим все! Старец Александр Гефсиманский сказал: "Сколько душа может вместить в перенесении скорбей, столько вмещает и благодати Божией". Оставив несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпения скорбей. Когда души наши будут готовы и если будет на то воля Божия, дано будет нам и высшее. Мы должны себя понуждать на всякую добродетель, бороться со всяким видом греха, не отдаваясь ему добровольно ни внешне, ни внутренне, хотя бы за эту борьбу со грехом и пришлось потерпеть скорби; мы должны остаться хотя недостойными, слабыми, но все-таки чадами Божьими. Если бы пришлось кому и преткнуться, пасть, он уврачуется покаянием, слезами, сознанием своей немощи, если не откажется впредь бороться с собой, с борющим нас грехом. Таковой, если и падет, восстанет и устоит в своем основном направлении, не продавая себя греху. Не устоит тот, кто возлюбил грех, наслаждение грехом больше добродетели, кто убоится скорбей по самосожалению; кто по вражью внушению, не видя в себе желаемого благого плода, откажется от посильного понуждения себя, сочтя по гордости своей: если, мол, я не достоин и не способен получить вскоре или даже вообще никогда то, что получили
Помыслы — причина всякого скорбного случая
прежние и другие, то и трудиться нечего понапрасну, а какие-то крохи, объедки мне не нужны, — и откажется сначала в душе, а потом и наружно от намеченного прежде благого пути, пути тесного. Да не обольщает нас враг-диавол! Если кто видит, что сильно его укоренение во грехе, что грех приобрел над ним большую власть, пользуясь забвением и неразумием его, что уплыл он далеко в море греховное, что долог и труден путь возвращения к Богу, — пусть не унывает: требуется лишь искреннее желание возвратиться к Богу, а Он уже ждет нас. Умилительно слово пророка: "Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. — Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш" (Иер 3:22). Господь как бы просит нас возвратиться в Его отеческие объятия, не отрекается от нас, считает нас своими детьми — как же нам отказаться от возвращения к Нему! Пусть будет путь труден и тесен, мы веруем, мы знаем верою нашею, куда он ведет. Итак, потерпим на сем пути, постараемся не сбиться с него — он блажен, он несомненно верен. Свойство истинного покаяния открывает глаза на свою греховность и грех вообще. Скорби обнаруживают злые мысли наши; открыв себе эти мысли — смиримся. Скорби наши по наружности своей не похожи на наши вины, но в духовном отношении справедливо им соответствуют. Отсрочка и несходство наказания с проступками нашими приводят некоторых к неверию правде Божией. Помыслы — причина всякого скорбного случая. Два образа общения людей: 1) по злобе; 2) по любви. Отсюда и два восприятия наших ближних. Восприятие обязывает к терпению скорбей. Наблюдая события и своей жизни и других людей, с поразительной ясностью можем усмотреть стечение обстоятельств. Никакие осторожности и мероприятия не могли и не могут предупредить совершающегося, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить. Надо смириться и терпеть. Иначе погрешим против Бога. Некого винить: злоба внутри нас. Скорби попускаются, чтоб обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равнозначно мученичеству. Скорби ничего не значат в сравнении с духовными благами. Если так гибельно тщеславие и славолюбие, то надо смиренно и благоразумно, даже с радостью принимать всякие скорби, поношения и бесчестия как приводящие нас к смиренномудрию и спасению. Между тем замечается, что даже малейшее слово и скорбь приводят нас в негодование и сопротивление человекам, мы негодуем, что сказано или сделано нам не по сердцу, не по нашему желанию, мы считаем себя обиженными. О неразумные! О привязанность наша к миру и его хвале и славе! Сказано: "Смирился и спас меня Господь". Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем, и да будет во всем святая воля Твоя. Аминь.
Преподобный Никон (Беляев)
Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
11:14-15 2-е Коринфянам
НАШ ОПРОС
Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?