|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (25) апрель |
|
|
ПИСЬМА ВАЛААМСКОГО СТАРЦА
7 февраля 1955 года
Получил твое письмо, пишешь, что тебя иногда во время молитвы очень смущают хульные помыслы; такие бывают скаредные, что даже стыдно смотреть на иконы, священникам как-то стыдно говорить. Смущаться не надо, ибо такие помыслы не наши, а врага рода человеческого - дьявола. Просто не обращай внимания на них и мысли старайся обратить на какие-либо внешние предметы. Этот дьявол-хулитель иногда во время божественной литургии хулит Господа, святые тайны и все божественное. Преподобный Никита Стифат сказал: "Сей хулитель дьявол иной раз нашими же устами хулит нас и Бога вышнего".
Сей хулитель-дьявол искушал Господа нашего Иисуса Христа чревоугодием, тщеславием и гордостью. Дьявол не знал тайны воплощения Богочеловека, все же почему-то догадывался: "Если ты сын Божий:" и прочее; как сказано в Евангелии (от Мат. 4, 3-9), Господь сказал: "Отойди от меня, сатана". Вот и ты говори хулителю-дьяволу: отойди от меня, сатана, я знаю Господа нашего Иисуса Христа, слушаю его и повинуюсь ему во всем, что заповедано в св. Евангелии, а тебя, погибшего навсегда за твою гордость, не буду слушать, чтобы ты ни говорил мне; повторяю, отойди от меня, ненавистник всякого добра.
Хулитель-дьявол хоть и всех искушает, но гордые больше страдают хульными помыслами, ибо Господь за гордость попускает дьяволу искушать человека. Св. отцы такие испытывали хуления, что даже не хотели предать писанию. Но они были опытными в духовной жизни, не смущались, ибо хорошо знали, что виновник хулы - дьявол.
15 марта 1955 года
Преподобный отец Ефрем Сирин молился: "Ей, Господи царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Великий отец очень хорошо знал и помнил тяжесть греха осуждения и великую добродетель неосуждения. Господь сказал: "Не судите, да не судимы будете. Имиже бо судом судите, судят вас. Что же видиши сучец иже во оце брата твоего, бревна же еже есть во оке твоем не чуеши" (от Мат. 7, 1-4). Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает суд Божий. Много есть примеров об осуждающих других.
Насколько великий грех осуждение, приведу один пример. Преп. Исаак Фивейский при посещении киновии увидал там брата, впавшего в грех, и осудил его; когда возвратился в келию, ангел не пускает его и говорит: "Бог послал меня к тебе и повелел спросить, куда повелишь поместить павшего брата, которого ты осудил". Ужаснулся старец и сознал тяжесть греха осуждения. Упал в ноги ангелу и слезно просил прощения. Ангел сказал: "Бог простил тебя, но берегись осуждать прежде, нежели Бог осудит его".
А мы грешные так привыкли осуждать других, даже взошло в привычку, и не помним Божьего запрещения и тяжести греха. Осуждение всегда бывает ошибочно, ибо мы не знаем причин согрешающего, что его побудило это сделать, - мы видим только грех ближнего, а покаяние его не видим. Господи, даждь ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего.
Осуждающий других уподобляется антихристу |
7 мая 1955 года
Твое письмо я получил, все понял. Однако не унывай и не скорби, что накричала на Х., - это человеческое; впрочем, и ко смирению и к самопознанию своего устроения. Вот какие мы слабенькие: подул противный ветер, и терпение лопнуло. Вместе жить и ладить очень трудно, ибо устроение и характеры разные, а чтобы мир - требуется с обеих сторон стремление к миру.
Читал я в Отечнике: два старца жили вместе. Вначале один говорит другому: "Как ты смотришь на меня?" Другой отвечал: "Как на ангела". Поживши довольно времени, спрашивает опять: "А теперь как смотришь?" - тот ответил: "А теперь как на дьявола, и каждое твое слово, точно гвоздем, колет меня". Это я привел пример не в поблажку, а чтобы не унывать, когда что стрясется по нашей немощи.
Преп. Моисей говорил: "Сила для желающего стяжать добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь: не падать свойственно только ангелам".
9 октября 1955 года
Получил ваше письмо, просите меня ответить. Тебе непонятно у св. апостола Павла следующее: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по его изволению все содействует ко благу. А кого он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Римл. 8, 29-30). Отвечаю не по своему мудрованию, а на основании святоотеческого учения. Блаженный Феофилакт говорит: "Итак, сначала предвидение, потом предопределение. А званным становится человек по предвидению, т.е. по собственному его произволению (потому что в таком случае все спаслись бы, потому что все призваны), а нужно еще произволение. Итак, сначала предвидение, а потом предопределение".
Господь призывает всех: "Прийдите ко мне вси труждающиеся и обремененные", но свободной воли, данной Господом, не нарушает. Ибо от доброй воли зависит или стремиться ко спасению и ждать благодати, или желать зла и от благодати отвращаться.
Знай, друже, что наш умишко очень ограниченный, да еще сердце загромождено страстями, и мы не можем понять божественного намерения во Святом Писании. Некоторые люди от не-знания сущности Святого Писания утверждают нелепое учение о безусловном предопределении одних ко спасению, а других к погибели; как будто всеблагий Бог желает кому-нибудь погибели.
Преп. Антоний Великий постился и молился, просил Бога открыть ему, почему одни умирают в молодости, а другие в старости, иные благочестиво живут - бедствуют, а худо живут - благоденствуют. Услышал голос: "Антоний! Внимай себе, а суды Божии не испытывай, они тебе не полезны".
Да разве человек может постигнуть суды Божии? Почему одни бывают от рождения слепые, другие калеки, иные идиоты, и много есть, много, что для нас непостижимо. Ереси, секты и расколы произошли от неправильного понимания Св. Писания и основаны на гордости и самовнушения. В православной вере авторитет - Вселенские Соборы и учение святых отцов.
Вот, друг, как советую тебе читать Святое Писание: сперва помолись Богу, чтобы он открыл твой ум уразуметь Писание; что понятно - старайся исполнять, а непонятное пропускай. Так св. отцы советуют. Святое Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости.
Схиигумен Иоанн (Алексеев)
|