|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (25) апрель |
|
|
НАРОДНЫЕ ЗАСТУПНИКИ
В Калининградской художественной галерее проходила выставка "Народные заступники. Иоанн Златоуст и Николай Мирликийский" из собрания Ярославского художественного музея. Наш корреспондент встретилась с организаторами выставки - искусствоведами, авторами каталога, старшими научными сотрудниками музея Ольгой Борисовной Кузнецовой и Алексеем Викторовичем Федорчуком.
- Почему из великого сонма православных святых избраны именно эти два святителя?
Алексей Федорчук: - Почитание Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца пришло на Русь одновременно с ее крещением. Древнейшие изображения этих святых сохранились еще в мозаиках храма Софии Киевской.
Святитель Николай, архиепископ города Миры Ликийские, живший в IV веке, - самый почитаемый христианский святой, который, как известно, прославился чудотворениями при жизни и после смерти. Его память чтится даже среди мусульман и язычников. О степени почитания этого святителя в Православной Церкви свидетельствует особая служба, положенная ему каждый четверг наряду с апостолами. Ни одному угоднику на Руси не посвящали столько церквей и пределов, сколько Николаю Чудотворцу. Например, только в храмах Ярославля в его честь было освящено 16 престолов.
Верующих особенно привлекало то, что святитель являлся людям в самых затруднительных обстоятельствах, заступался за неправедно осужденных и гонимых, вставал на защиту угнетенных:
Ольга Кузнецова: - Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, живший в IV - начале V века, известен как выдающийся церковный деятель и богослов, автор многочисленных толкований на книги Ветхого и Нового Завета, а также проповедей на все церковные праздники. Чин литургии, который составил святитель Иоанн, наиболее употребим в Православной Церкви. Златоустом богослов был прозван за свой исключительный ораторский талант. Святителя глубоко почитали в Ярославле, где посвятили ему 3 церковных престола. Народ искренне верил в доходчивость молитвы святому защитнику.
По иконографии прослеживается, что святителей воспринимали очень похожими. На самой древней из 33 икон, представленных на нашей выставке (это середина XVI века и реставрация идет с 30-х годов прошлого века), святители изображены вместе.
- Николай Чудотворец считается покровителем торговли, мореплавателей и путешествующих, а город Ярославль был купеческим, торговым и стоит на Волге..
А.Ф.: - Это также в большой степени определяло в нашем крае количество храмов и икон, посвященных святителю.
- Какова роль ярославских музеев в сохранении этих икон в годы советской власти?
А.Ф.: - Музеи, и не только музеи, а главным образом реставраторы и реставрационные мастерские, сыграли огромную роль. Храмы нашего города были широко известны: в 1903 году проходил съезд русских зодчих, который рекомендовал строить здания в русском стиле, а за образцы предлагались ярославские храмы XVII столетия - церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках, Николы Мокрого, Иоанна Предтечи в Толчкове. Доказывать ценность икон и храмов города, строго говоря, необходимости не было.
О.К.: - Зато зловещую роль сыграл ярославский лево-эсеровский мятеж 1918 года. В городе в то время было более 40 церквей, соответственно, много колоколен, и как раз на них эсеры, естественно, устанавливали пулеметные точки. Все это безжалостно уничтожалось артиллерией большевиков.
После подавления мятежа в городе был создан филиал Государственной реставрационной комиссии, кото-рая восстанавливала Московский Кремль, - вот этот филиал и спасал ценности наших церквей. Приехал знаменитый архитектор Петр Дмитриевич Барановский, который осматривал храмы и реставрировал, закрывал брезентом кровли, спасая от гибели иконы и фрески. Особенно большую роль в спасении наследия сыграл приезд выдающегося искусствоведа Александра Ивановича Анисимова, заместителя Игоря Эммануиловича Грабаря, возглавлявшего в то время Госкомиссию и бывшего ее научным руководителем. В Ярославле начались большие консервационные работы.
В России до XVII века вся культура развивалась только в лоне Церкви |
- Храмы еще были открыты?
О.К.: - В то время еще были открыты и, как видите, охраняемы. Советы стали их закрывать в конце 20-х годов, когда поднялась первая сильная антирелигиозная волна. Иконы стали срочно вывозить в реставрационные мастерские, а уже оттуда в музеи. Вот так формировалась наша коллекция.
А.Ф.: - Другое дело, что сохранить все богатство икон было просто физически невозможно. Ярославль ведь был очень богатый город, и в каждом храме было до 500-600 икон. Согласно квоте, на хранение брали только иконы времени расцвета Ярославля - XVI-XVII и начала XVIII столетий.
- А что случилось в XVIII столетии?
А.Ф.: - Родился Санкт-Петербург, и Петр I ограничил торговлю через Архангельск и другие северные порты. Поэтому купеческий Ярославль, который стоял на торговом пути в Архангельск, потерял преимущество географического положения.
- Для вашего музея также актуальна тема возврата икон в лоно Церкви?
А.Ф.: - Музеям и Русской Право-славной Церкви еще предстоит достигнуть согласия в этом непростом вопросе. Я неоднократно высказывался о том, что дело в принципиально различных философских позициях. Церковь говорит: "Земная жизнь конечна, и слава Богу! Бог дал, Бог взял", - то есть все материальные ценности вторичны, первичны же духовные. У музеев другой посыл: хранить материальные ценности как можно дольше, в идеале - вечно!
- Как же в прежние века решалась проблема сохранности икон?
А.Ф.: - Как решалась? Никак не решалась! Вы знаете, что до XIX столетия никто не знал древней живописи, она вся была под поздними записями? То есть когда икона темнела от времени - это темнела олифа - и частично осыпалась, то приглашали иконописца, который поверх едва видимого изображения записывал совершенно новое.
- Реставрация родилась в XIX веке?
А.Ф.: - В конце XIX века.
О.К.: - Раньше понятие "реставрация" выглядело так: иконы переписывали заново, с новым пониманием красоты и сохранности. В наше время это понятие совершенно отличное: мы, что называется, "раскрываем" иконы для того, чтобы явить первого автора, явить древнюю живопись, то, что было создано в глубине веков.
А.Ф.: - В России до XVII века вся культура развивалась только в лоне Церкви, и сегодня наследниками этой культуры являются не только верующие - наследниками являются все.
- Николай Чудотворец совершил столько чудес, вера в него настолько сильна: Не было ли в вашем музее удивительного случая, связанного с его именем?
А.Ф.: - Икона "Чудо святителя Николая Чудотворца о трех девах" явилась нам и впрямь чудесным образом. Дело было так. В 80-е годы ХХ столетия здание Митрополичьих палат (палаты митрополита, XVII век) стали готовить как раз для открытия в нем отдела древнерусского искусства нашего музея. Во время реставрации здания на чердаке, под чердачной засыпкой, неожиданно обнаружили старый, тщательно закрытый помост-настил, под которым было найдено около 100 икон.
- ?!
А.Ф.: - Они лежали ликами вниз: Были пробиты гвоздями: К счастью, ни в одном месте гвоздь не прошел через ответственные участки живописи, только через поля. Поэтому иконы было легко восстановить.
До XIX столетия в России никто не знал древней живописи |
- Явно это делали специалисты?..
А.Ф.: - Естественно. Они понимали, какая судьба могла ожидать, на-пример, эту икону. Согласно квоте, ее бы не взяли в то время в собрание, так как она поздняя, конец XIX - начало ХХ века, мастер использовал приемы, характерные для стиля модерн. Как большинство икон, ее бы продали или уничтожили. Среди этих 100 икон есть и шедевры. В 2010 году, к 1000-летию Ярославля, мы будем делать с ними выставку. И она будет знаковой, ведь ее экспонаты сохранились несмотря ни на что! Люди не просто ценой опасности, но порой ценой жизни спасали музейные ценности.
О.К.: - По преданию, этот подвиг в палатах совершил Барановский, знаковая фигура в отечественной истории - он спасал храм Василия Блаженного в Москве. Именно благодаря ему храм не разрушили в свое время. Он же сделал точные обмерные чертежи храма Казанской Божией Матери на Красной площади, и только благодаря им это храм смогли потом восстановить.
А.Ф.: - Он много сделал и для Ярославля: например, восстановил из руин уникальный памятник зодчества - Митрополичьи палаты, восстановил храм Петра и Павла.
О.К.: - А расстался он с Ярославлем по одной трагической причине: в начале 30-х годов храм Петра и Павла был взорван. И тогда он сказал: "Никогда больше не приеду в город, в котором так поступают с храмами".
- Он не знал, что все еще только начиналось..
А.Ф.: - ..и таких случаев было немало: Трагедия революции затронула многие жизни. Так, например, Илларион Александрович Тихомиров, чью премию сейчас дают наиболее отличившимся музейным работникам Ярославской губернии, умер в те годы от голода.
О.К.: - Практически все музейные работники, искусствоведы и реставраторы 20-30-х годов, кто занимался спасением церковных ценностей, - все прошли через репрессии и ссылки. Ни один не был обойден этой судьбой. И мы, их потомки, глубоко им благодарны за этот подвиг мужества и сохранения духовного наследия нашего Отечества.
Людмила Козельцева
|