|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (40) июль |
|
|
СИНДРОМ ТУРЕТТА
Содержание матерных слов таково, что воздействует на сознание и даже подсознание человека, особенно детей. Всякое слово, и хорошее и дурное, обладает весом и силой. Дурное слово наводит на дурные мысли, сеет зло, пусть и бессознательно. Сквернословие, несомненно, влияет на формирование нравственного стержня в человеке. Особенно страшно, когда в среде матерщинников воспитываются дети. Через слух в душу попадают богомерзкие слова, закладывающие в человека нравственную грязь.
(Окончание. Начало в № 5 (38) май 2007 г.)
Истоки проблемы Корни матерных слов лежат в язычестве. И большинство из них восходит к языческому культу славян, впо-следствии приумноженно-му языческими терминами культа монголов. Языческие обряды, посвященные самым разным богам, которые вызывались особыми словами — заклинаниями, призывание славянами своих богов по именам и соответствующие ритуальные действия, сопровождаемые этими словами, которые в христианстве оскорбляют нравственное сознание обыкновенного человека, — все это происходило в форме мистерий. Здесь слова матерной брани имели чисто магический характер. Так, определенными словами вызывались духи плодородия, что сопровождалось соответствующими дейст-виями и жестами, символизирующими плодородие. Выступая на брань, на войну, также призывали соответствующих духов, языческих богов — для проклятия врага, для помощи в брани, для победы… Помните, в Библии: "И сказал Давид Саулу… и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином (Голиафом. — авт.) необрезанным будет то же, что с ним, потому что так поносит воинство Бога Живого… и проклял Филистимлянин Давида своими богами" (Цар 17, 34, 36, 43). Именно в этом смысле к матерным словам прилагается характеристика "бранные". А из приведенного текста видно, что бранные слова представляют, по существу, магические формулы, предназначенные творить зло. Ведь что может призвать человек на свою голову или голову того, кому адресована брань, используя слова заклинаний и имена языческих богов, которых христианство называет демонами? И против кого ведут брань те, кто призван этими словами, тоже понять не-сложно. Во времена древней Руси Матерная брань в древней Руси была частью языческой духовной культуры, она использовалась в языческих мистериях и обрядах. Отсюда становится ясно, почему христианство, начавшее бороться с язычеством, одно-временно повело борьбу с матерной бранью. Ведь, как писал преп. Иоанн Лествичник, эти "нечестивые, непо-стижимые и неизъяснимые слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес… такие слова не наши, но врагов наших". Сейчас пытаются представить, что русский (россий-ский, украинский и белорусский) народ матерился всегда.
Матерная брань очень четко характеризует состояние человеческой души | Что матерщина у нас — это как бы наследственность. Однако в добольшевистское время мат был на Руси явлением более редким, чем его хотят представить. С принятием христианских идеалов нравственности, пришедших с христианской верой, народ отверг как поклонение идолам, так и лексикон, их вызывающий, дав ему точное определение, проясняющее духовную сущность мата: "Черная брань". Черный цвет, как злобный и разрушающий, олицетворяющий смерть, противоположен белому — цвету чистоты, добра и святости. А слово "брань" означает брань духовную, но только не ту, которую ведет человек с "духами злобы поднебесной", "со страстьми и похотьми", а наоборот, брань, которую духи злобы ведут с нами нашими же устами. Об этом Симеон Новый Богослов предупреждает нас такими словами: "Каждому из нас надлежит знать демонов, что они суть тайные враги наши и что они воюют против нас посредством нас же самих". Свидетельства истории Интересные свидетельства оставила нам история. Так, в Запорожской Сечи употребление матерной брани было запрещено под угрозой строгого наказания плетью у позорного столба. Запрещалась она и во время казацких походов. При Великом Государе Алексее Михайловиче матерщинникам вырывали язык, а указом императора Петра I их секли розгами. Император Николай I был прозван "Палкиным" именно за то, что приказал пропускать матерящихся для перевоспитания через строй в пятьдесят палок; а на одном из самых крупных в то время заводов юга России, Екатеринославской Брянке (ныне завод Петровского), самый большой штраф был за матерную брань, и уж потом за пьянство и воровство… И самим сквернословом, и обществом мат воспринимался как хула на Бога, на святость, как вызов самому Творцу, направленный на осквернение благ, даруемых Богом. Отсюда и название "благой мат" как прямое осквернение святыни. Да и слово "мат" имеет общий корень со словом "мать" именно потому, что оно связано с обращением грязных слов на то, что должно быть дорогим для каждого человека, оскорбляя мать, Богородицу и Самого Бога, убивая человеческую душу. Отсюда и выражения: "ругаться по матери", "в Бога, в душу, в мать" и т.п. Укрощение языка Поэтому как богоборче-ский лексикон мат получил широчайшее распространение при большевизме. Как это происходило в большевистский период, хорошо описано в статье Н. Велеховой "Укрощение языка", в которой автор дает многочисленные примеры оскудения родного языка (будь то русского или украинского. — авт.), его обезличивания, запрета на слова, несущие в себе дух благодати. Вот один из примеров. "Передо мной лежит рукопись одной книги, посвященной театру и задержанной издательством пять лет назад.
"Всякая страсть имеет своего беса, который через человека питает себя…" | Любопытен криминал, извлеченный из ее словесного состава редактором. Он требовал замены слов такого рода: "символ", "вдохновение", "наитие", "литургия", "соборность", "ритуал", "Библия", "нерукотворный", "божественный", "озарение", "откровение", "Богоматерь", "милосердие", "инобытие", "таинство" и т.п. Что это значит? Да то, что сами понятия и проблемы, которые обо-значены этими словами, по-следовательно выбрасывались из употребления. Их надо было выкорчевать из области мышления, из сознания… Запрет на слова, передающие сведения о глубинных ценностях внутренней жизни человека, возникал, как шлагбаум, на пути к самим этим "глубинам". Изгнанный из сердец верующих мат нашел себе место в сердцах тех, кто добровольно следовал своим страстям, тех, кого народ, независимо от их должности, звания и социального положения, назвал библей-ским именем "хам". "В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных небесные видения". Это писал Иоанн Лествичник, которого дополняет св. Антоний Великий, говоривший: "Демоны не суть видимые тела, но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные"". Мышление не существует без слов В литургическом творче-стве демоны и бесы названы "тлителем смыслов" (Акаф. Благовещению. Икос 10), то есть разрушителями сознания. И становится ясно, почему в описании синдрома Туретта, когда сознание от-ключено, раздается мат, кто его произносит устами человека и кто, заполняя доставшуюся нам в наследие духовную пустоту, пытается овладеть нашими душами. "Мышление не существует без слов", и матерная брань наилучшим образом характеризует состояние человече-ской души, о которой Симеон Новый Богослов сказал так: "Невозможно, чтобы право и чисто умствовал ум, который омрачен оскверненной совестью… без греха самого человека нельзя диаволу схватить человеческую душу". К этому следует добавить, что черный мат как элемент призывания и служения сатане и сейчас используется не только неоязычниками, но и сатанистами в их ритуалах, при совершении "черных месс"… Заключение В заключение стоит привести выдержки из издающегося в Германии журнала "Фармакология и психиатрия" (№ 2, апрель 2002 г.), где заголовок статьи говорит сам за себя: "Марихуана лечит синдром Туретта". "Назначение марихуаны может стать новым направлением в лечении синдрома Туретта… Как установили ученые из медицинского колледжа Ганновера в Германии… под руководством доктора Кирстен Мюллер Валь, … даже однократная доза препарата марихуаны вызвала заметное снижение симптомов заболевания". Поистине прав Феофан Затворник, написавший, что "всякая страсть имеет своего беса, который через человека питает себя" — не матерной бранью, так наркотиками.
Примечание. Психиатрия дает следующее определение синдрома Туретта: "Прогрессирующее заболевание, … характеризующееся разнообразными, варьирующими по своей продолжительности и течению моторными (двигательными) или вокальными (матерная брань) тиками, а также нарушением поведения". Настоящие симптомы в полной мере можно обнаружить у адептов пятидесятнических и харизматических сект… но это уже совсем другая тема для разговора.
Протоиерей Георгий Вольховский
|