|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (41) август |
|
|
"Я воспринял свое назначение в Смоленск как порученное мне Богом ответственное служение"
Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла журналу "Смоленск"
Окончание. Начало в № 7 (40) июнь 2007 г.
— Уважаемый Владыко, каково Ваше отношение к сегодняшней молодежи, к ее взглядам, ценностным ориентирам? — Давно и не мною замечено: поколения людей — понятие не вертикальное, а горизонтальное. То есть последующее поколение не обязательно несет в себе тотальное отрицание поколения предыдущего, так что представители различных поколений способны без труда находить общий язык, если их связывают одинаковые представления о базовых ценностях жизни и человеческого существования. Православие и является, помимо прочего, такой основой диалога и взаимодействия между поколениями. Социальные катаклизмы и экономические потрясения двух последних десятилетий более всего ударили по молодому поколению, которое ныне становится первой и самой беззащитной жертвой насаждаемых в обществе представлений об относительности добра и зла, о необходимости достижения личного успеха любой ценой, об оправданности грубого эгоизма и все возрастающего потребления материальных благ как главной цели нашего земного бытия. Этой тупиковой идеологии саморазрушения противо-стоит Церковь с ее твердым представлением о грехе и благодати, о предназначении и долге человека. Отрадно, что во многих молодых сердцах Слово Божие находит живой и горячий отклик. Именно с такими молодыми людьми мы связываем представление о будущем сильной и процветающей России. — Как Вы оцениваете состояние гражданского общества в России? Вызывают ли беспокойство случаи покушения на свободу слова на Смоленщине и по России в целом? — Переживаемый нашей страной переходный период, время поиска ею алгоритма своего существования и нового места в мире в наступившем столетии не позволяют нам требовать всего и сразу. России, не имевшей продолжительного и устойчивого опыта существова-ния гражданского общества,
Церковь воспитывает в своих чадах представление о личной ответственности | предстоит пройти долгий и не всегда простой путь. Но фактом является то, что ин-ституты гражданского общества уже существуют, что они стали частью нашей жизни. Нам же следует хорошо понимать: гражданское общество невозможно "спустить" сверху, его специфика в том, что оно строится только "снизу", усилиями самих самоорганизующихся граждан. Поэтому мне кажется, что в случае отдельных неудач в формировании гражданского общества все претензии должны предъявляться не официальным властям, а обращаться гражданами прежде всего к самим себе. Говорю об этом как представитель Церкви, являющейся, к слову, одним из важнейших структурных элементов гражданского общества. И потому Церковь воспитывает в своих чадах представление о личной ответственности, готовность бескорыстно служить тем, кто нуждается в нашей поддержке, следовать христиан-скому нравственному закону, заботиться о справедливости и общественном благе. — Вас, уважаемый Владыко, кое-кто считает "западником". Так ли это? Чем Вы объясните наиболее резкие выпады врагов Православия именно в Ваш адрес? — Одни называют "западником" и "либералом", а другие — и практически за то же самое — "апологетом особого русского пути" и "православным фундаменталистом". Третьи же, например, писали, что я собираюсь покрыть Россию кострами инквизиции, а четвертые — что моим идеалом является Иран времен аятоллы Хомейни… Я же считаю себя человеком Церкви и сыном своего Отечества. Вспомните, что писал Герцен в "Былом и думах" о "западниках" и "славянофилах" своей эпохи: "Они смотрели на многое по-разному, но сердце в них билось одно". По моему разумению, здесь говорится о любви к России, и именно это чувство должно являться определяющим фактором во всех спорах о судьбах страны. Что касается нападок некоторых сил на меня лично и на некоторых других архиереев, то объяснение этому очень простое. Сильная Церковь не нужна только тем, кому не нужна сильная Россия. Отсюда — заказные кампании в прессе против известных деятелей Русского Православия, клеветниче-ские обвинения в их адрес, попытки скомпрометировать и ошельмовать именно тех, кому доверяют верующие, общество, власти. Как говорят на Востоке, камни кидают только в крону плодоносящих деревьев. Мы же всегда помним, что Самим Господом было обещано: "врата ада не одолеют" Его Церковь. А это значит, что будет жить и наша Россия. — Негативное отношение к священнослужителям у определенной части граждан обуславливается коммерческой и хозяйственной деятельностью Церкви. Насколько справедливы такие упреки и какое место должна занимать коммерция в церковной жизни? — Исторически Русская Церковь была рачительным и умелым хозяином, а средства, которые она зарабатывала, шли, в частности, на дела милосердия и благотворительности. Ныне наша Церковь практически не имеет никакой недвижимости, ей не принадлежат даже сами здания православных храмов и монастырей.
Жизнь — это всегда процесс и всегда что-то неоконченное | Между тем Церковь принципиально отказалась от идеи требовать ей возвращения отнятых у нее при Советской власти земель и недвижимости. Однако для того, чтобы финансировать свои социальные, образовательные и воспитательные программы, которых ожидает от Церкви общество, а также восстанавливать разрушенные за семь десятилетий богоборческих гонений храмы и монастыри и возводить новые, нужны значительные средства. Поддержки одних только благо-творителей и пожертвований верующих для этих целей слишком мало, и потому часть недостающих средств компенсируется за счет хозяйственно-экономической деятельности. Это, в первую очередь, хозяйства монастырей, церковные фермы, мастерские. Но отнюдь не участие в крупном бизнесе, как о том любят говорить наши недоброжелатели. — В последнее время благодаря Вашей активности наметилось оживление диалога с Ватиканом. Какие перспективы видятся Вам в сближении позиций двух влиятельнейших мировых Церквей? — Избрание нового Папы Бенедикта XVI породило серьезные надежды на улучшение отношений между Ватиканом и Московским Патриархатом. Лично для меня значимо, например, то об-стоятельство, что Бенедикт XVI — человек веры и замечательный богослов. Думаю, что за последние 100-150 лет на Римской кафедре не было такого сильного богослова. Он самостоятельный мыслитель. Это человек, понимающий Православие и восточное богословие. Кроме того, у нас вообще с немецкими католиками сложились добрые отношения, как, впрочем, и вообще у России с Германией. Однако совершившееся не так давно перенесение кафедры униатского архиепископа из Львова в Киев очень охладило энтузиазм тех, кто рассчитывали на быстрое преодоление старых противоречий между Ватиканом и Русской Церковью. В Риме утверждают, что это осуще-ствление идеи предшествующего Папы Иоанна Павла II и что нынешний не мог изменить запрограммированный ход событий. Посмотрим, как будут развиваться события дальше. Мы будем делать все необходимое, чтобы способствовать улучшению отношений между нашими Церквами, но не в ущерб Русскому Православию. Сегодня не только в России, но и Ватикане начинают все отчетливее понимать, что задача христиан в современном мире состоит в объединении усилий ради совместного свидетельства об Истине перед лицом человечества, подошедшего к опасной черте, за которой его ждет нравственный и экономический коллапс. Отрадно, что Ватикан и Русская Церковь уже делают первые совместные шаги на этом пути. — Вы, уважаемый Владыко, человек публичный, находитесь все время на виду. Тем не менее, о Ваших пристрастиях, увлечениях почти ничего не известно. Как Вы отдыхаете? Как устроены в бытовом плане? — Очень большой объем работы, к тому же практически без выходных и праздников, не оставляет мне времени для досуга. Стараюсь следить за современной литературой, но это трудно, когда ежедневно прочитываешь по три сотни страниц служебных бумаг и иных деловых текстов. Люблю плавать, люблю лыжи и пешие прогулки, но на это очень трудно выкроить время, когда твой рабочий день начинается до рассвета и заканчивается за полночь. Плюс постоянные переезды между Москвой, Смоленском и Калининградом, к которым добавляются служебные командировки по всему миру. А ведь еще надо готовить и записывать телепрограмму "Слово пастыря" на Первом канале, участвовать в различных совещаниях и заседаниях, выполнять представительские функции от лица Церкви, заниматься делами епархии… Так что на пристрастия и увлечения, о которых вы спрашиваете, мой образ жизни времени совсем не оставляет. Как говорят американцы, правда, в других ситуациях, — "Ничего личного!" Бывая в Смоленске или Калининграде, я останавливаюсь в тамошнем архиерейском доме, который положен по должности управляющему епархией. В Москве живу в служебной резиденции председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, подобно моим предшественникам на этом посту. — Есть ли мечта, остающаяся пока не осуществленной? Считаете ли Вы, что достигли поставленных перед собой целей по познанию жизни и передаче своего опыта людям? Какую тему пока не раскрыли в телевизионных беседах с народом и в церковных проповедях? — Жизнь — это всегда процесс и всегда что-то неоконченное. Только с ее завершением становится более или менее ясно, что удалось, а что — нет. К счастью, не нам самим об этом судить. Но пока мы в силах, наш долг состоит в том, чтобы как можно лучше и полнее воплотить то, к чему мы призваны нашим Творцом. И об этом должен думать и заботиться каждый из нас.
По материалам журнала "Смоленск", № 11 (91), 2006 г.
|