|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (42) сентябрь |
|
|
"Педагогика без дел милосердиЯ мертва"
Сегодня как никогда актуален вопрос воспитания подрастающего поколения. В течение последних пятнадцати лет в стране практически отсутствовала стройная и логическая система духовно-нравственного воспитания наших детей. Советские традиции были во многом утеряны, а новые на их место не пришли. Сможет ли Православие стать духовно-нравственной основой современного образования, какие задачи стоят перед социальной педагогикой сегодня и какие проблемы возникают на пути их решения? Об этом и о многом другом наш корреспондент беседует с директором МОУ СШ № 38 Василием Владимировичем Борзенковым.
— Василий Владимирович, расскажите, как Вы пришли к вере в Бога, что этому способствовало? — Если честно, то меня всегда смущали подобные вопросы: "о моем пути к Богу", "как я пришел к вере"… На ум приходят лишь слова Спасителя: "Не вы Меня избрали, но Я вас". На мой взгляд, все в нашей жизни происходит промыслительно. Моих родителей — их звали Ольга и Владимир — нельзя назвать людьми глубоко верующими, воцерковленными. Не знаю, были ли в моем роду молитвенники, которые неустанно просили Бога, чтобы Он наставил меня на путь спасения, но неизменный интерес к вере, тяга к Церкви у меня появились еще в раннем возрасте. Святое крещение я принял только в юности, лет в пятнадцать. Может, одним из тех факторов, которые споспешествовали моему пути к право-славной вере, был пример моей мамы. По состоянию здоровья врачи запрещали ей иметь детей. И когда она забеременела мной, доктора настаивали на прекращении беременности в связи с большой вероятностью того, что она не переживет эти роды. Но она от этого отказалась: "Пусть лучше умру я, но родится мой ребенок". И хотя моя мать никогда не ходила в церковь, эта жертвенность и любовь к своему ребенку и ближним до сих пор является для меня примером истинно христианского отношения к жизни. По принятии крещения я стал прихожанином Свято-Никольского храма Калинин-града на самом раннем этапе становления Православия в нашем крае. Началась моя церковная жизнь. Большим испытанием для меня стала кончина моих родителей. Именно в это время Господь сподобил меня пообщаться с приснопамятным старцем о. Николаем (Гурьяновым). Эта незабываемая встреча укрепила меня в вере, подарила надежду и определила всю мою дальнейшую жизнь
— Какие, с Вашей точки зрения, существуют проблемы в современном среднем образовании? Какие пути их решения представляются Вам возможными? — Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить, что школа является зеркалом, в котором отражаются процессы, протекающие в нашем обществе. С одной стороны, школьное образование приобретает много положительного. Я имею в виду новые технологии обучения, модернизацию системы образования, ее компьютеризацию, большее внимание к воспитательному аспекту образовательного процесса. С другой стороны, школа сегодня больна теми же болезнями, которыми заражено все общество. И здесь имеет место определенная взаимосвязь: проблемы, существующие в нашем обществе сегодня, есть результат ошибок в прошлом, в том числе и допущенных в функционировании системы образования.
Все в нашей жизни происходит промыслительно | Школа несет огромную ответственность не только за воспитание и образование конкретных групп детей, но во многом и за наше будущее. На школу возлагается большое количество социальных, воспитательных, образовательных функций. Однако необходимо помнить о том, что важнейший задел в формировании личности ребенка дает семья и общество. И часто приходится видеть, что при поступлении в школу у ребенка уже есть серьезные проблемы, которые были заложены в семье и исправить которые педагогам очень сложно. Как известно, бездуховность и безнравственность — это основа всякого преступления. Поэтому школа не может и не должна оставаться безучастной. Вводя предметы духовно-нравственного цикла, мы пытаемся приостановить ту страшную тенденцию к нравственному самоуничтожению, которая реально существует в нашем обществе.
— Насколько я понимаю, все вышеизложенное говорит о том, что сейчас востребованы социальные педагоги, и наверняка уже имеется немало положительных примеров социального служения педагогов неблагополучным, или социально незащищенным, детям и их родителям. Но как влияет на социальную и общепедагогическую деятельность православное вероисповедание учителя? Какие задачи ставит перед собой православный учитель? — Здесь действительно уместно употребление термина "служение". На мой взгляд, существуют такие профессии, представители которых именно служат обществу, а не просто ходят на работу. Это прежде всего врачи, военнослужащие, педагоги, священники… А вот каким должно быть это служение, определят для каждого представителя этих профессий его духовно-нравственная основа и жизненная позиция. Основной принцип христианской жизни прекрасно выразил святой апостол Иаков: "Вера без дел мертва". Соответственно этому можно сформулировать и важнейший принцип христианской педагогики: "Педагогика без дел милосердия мертва". Невозможно правильно воспитать ребенка или подростка, не прививая ему милосердного и сострадательного отношения к ближнему. Христианская жизнь проверяется по тому, как человек, носящий звание христианина, относится к окружающим его людям, к окружающему миру. Исходя из этого православный педагог ставит определенные задачи, которые можно назвать и христианскими аспектами социальной педагогики. В качестве первой задачи можно назвать необходимость воспитания у учащихся евангельских качеств — любви, искренности, целеустремленности и смирения. Может, это и есть самая важная задача, стоящая сегодня перед современными педагогами. Человек, обладающий этими добродетелями, всегда в центр своих забот поставит нужду ближнего и в социальном плане всегда будет правильно ориентироваться, не будет идти по головам на пути к своей цели. Трудно воспитать полноценного человека без формирования у него личной и постоянной ответственности пред людьми и совестью за свои слова, поступки, за ис-траченное время, за свой класс, за свою парту. И особенно за слезы и обиды того, кто рядом с тобой. Слова молитвы "Отче наш": "Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим" — всегда учат просить прощения и прощать. Поэтому право-славный педагог всегда стремится воспитать в своих подопечных умение и желание просить прощения и прощать. Это умение — одно из самых необходимых для жизни в социуме. Неумение просить прощения и прощать прежде всего показывает отсутствие критического отношения к себе.
Неумение просить прощения и прощать показывает отсутствие критического отношения к себе | И это лишь малая часть тех задач, которые стоят перед христианской педагогикой. Каждый учитель должен помнить, что не следует понуждать человека к вере. Но точно так же нельзя навязывать детям скептический подход к религии, выдавая его за единственный "научный" и "правильный". Каждый должен получить возможность выбора своего собственного мировоззрения, тем более что это право закреплено в международном и российском законодательстве. Хочу отметить еще один важный момент. Можно сказать много красивых слов детям, а поступать в жизни вразрез со сказанным. Воспитание, кстати как и проповедь, должно осуществляться прежде всего собственными делами и поступками.
— Может и должно ли Право-славие стать духовно-нравственной основой образования в России? Возможно ли это, если учитывать фактор многоконфессиональности и этнической неоднородности нашего общества? — Это очень сложный во-прос. Я бы даже сказал, что вопрос о духовно-нравственной основе образования тождествен определению национальной идеи. Существует несколько точек зрения по этим вопросам. Но все мы прекрасно понимаем, что Россия не возродится, если исторические духовно-нравственные ценности нашего народа не будут поставлены в основу современной системы образования и воспитания. К счастью, сейчас произошел возврат большой части нашего общества к своим истокам — к право-славной вере. Школа призвана обеспечить реализацию права родителей на образование детей в соответствии с их моральными убеждениями. Но уже приходится учитывать некоторые факторы, которые мешают вернуть Православие в качестве духовно-нравственной основы общества в целом и образования в частности, возвести его на уровень национальной идеи. Я имею в виду манипуляцию понятием светскости образования и опасениями по поводу дискриминации детей в школе по религиозному признаку. Разрешить эту проблему можно путем детальной проработки механизма включения в школьную программу религиозных и духовно-нравственных дисциплин. Для этого, разумеется, требуется тесное со-трудничество государства, общества, школы и Церкви. При этом необходимо учитывать понятие религиозного большинства и меньшинства. Здесь уместно сравнение, которое приводил в одном из своих выступлений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Деятельность религиозных течений внутри государства должна регламентироваться подобно тому, как правила дорожного движения регламентируют движение авто-транспорта: они одинаковы для всех, на красный свет нельзя ехать ни легковым, ни грузовым машинам, но сказать, что поведение на дороге мотоциклиста и многотонного грузовика должно быть одинаковым, нельзя. Надо учитывать, что большинство жителей России исповедуют Православие, которое является для нашей страны исторически и культурно образующей доминантой. "Иисус сказал: пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное", — гласит Святое Евангелие. Следуя заповеди Спасителя, современная школа должна предоставить возможность всем начиная с самого детства приобщиться к духовным традициям своей Родины.
Беседовал Дионисий Соколов
|