|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (42) сентябрь |
|
|
Я бы в батюшки пошел, пусть меня научат…
Еще Дейл Карнеги, чьи работы стоит воспринимать предельно критично, писал, что в жизни человеку приходится делать как минимум два выбора, оказывающих влияние на все его дальнейшее существование: это выбор спутника жизни и выбор профессии. Но известный психолог был, по всей видимости, невоцерковленным человеком, поэтому и рассуждал соответствующим образом. Он упустил самое главное, а может быть, и наоборот — уже с главным определился, поэтому и не затронул этот вопрос. Ведь на самом деле в жизни каждому из нас приходится делать один основной выбор, определяющий все наше дальнейшее существование: жить с Богом или же без Него, а все остальное — вещи второстепенные. Верующий человек и спутника жизни себе выбирает совершенно по иным критериям, нежели неверующий, и профессию тоже — исходя в первую очередь из того, какую пользу он может принести обществу с точки зрения религии и как он может потрудиться во славу Божью.
Кем быть?
С детства нам задают вопрос: "Кем ты хочешь быть?" (или же в более корректной форме: "Кем ты хочешь стать?"). Ответ на него зависит от возраста отвечающего, от его настроения на данный момент и степени серьезности отношения к проблеме. Вот только не следует ожидать, что таким образом произойдет полная профориентация. Не всякий взрослый способен ответить на этот вопрос, а уж для ребенка или подростка сделать это действительно очень трудно. Что значит быть кем-то? Что значит быть бухгалтером? продавцом? менеджером? Просто назвав себя, например, начальником, человек не становится им. Быть начальником значит делать то, что делает начальник (или бухгалтер, продавец, менеджер…). Производя же соответствующие действия, человек получает результат и имеет какую-либо компенсацию — деньги, безопасность, удовлетворение, уверенность в завтрашнем дне, доброе отношение к себе со стороны окружающих и пр.
Юный математик
Несколько месяцев назад один батюшка рассказал мне о заинтересовавшем его выпуске программы "Пусть говорят" с Андреем Малаховым. В числе приглашенных гостей в тот раз был двухлетний ребенок-вундеркинд вместе со своей мамой. Этот мальчик, несмотря на очень юный возраст, развивался семимильными шагами и уже легко решал довольно сложные математические примеры и задачи, причем в уме, что он и неоднократно продемонстрировал прямо в студии программы. С русским языком и литературой дело обстояло не так поразительно, однако математиком малыш был явно прирожденным. Эти его способности вызвали неоднозначную оценку со стороны зрителей. Кто-то удивлялся, хвалил и пророчил мальчику большое академическое будущее, а кто-то сказал матери: будьте осторожны, не давите на ребенка, ведь известно немало трагических случаев, когда гении, купавшиеся в лучах таланта и славы в детском возрасте, повзрослев, теряли себя, спивались, эксплуатировали своих близких или, что гораздо хуже, заканчивали жизнь самоубийством. На это мама ответила, что совершенно не занимается какой-либо подготовкой своего чада, а ребенок впитывает знания сам, наблюдая, как делает уроки его старший брат. Кульминацией же всей передачи стал вопрос ведущего, точнее, ответ на этот вопрос. "Кем ты станешь, когда вырастешь?" — спросил Андрей Малахов у мальчика, и тот, чуть подумав, ответил: "Батюшкой!", чем вызвал бурные аплодисменты всех присутствующих в студии. Примечательно, что члены семьи юного вундеркинда не ходят в храм и церковной жизнью не живут, хотя все крещеные. И почему ребенок так четко сформулировал ответ на данный вопрос, остается только догадываться, хотя для верующих людей все предельно ясно.
Дело личного выбора
Сейчас, когда во многих общеобразовательных школах разрешено ведение предмета "Основы православной культуры" и растет число молодежи, приходящей в храм, рассуждения о том, какие ограничения вера накладывает на человека при выборе профессии, очень актуальны. Игумен Нектарий Морозов на вопрос о том, какие профессии разрешает Православная Церковь, а какие запрещает, отвечает так: "Наверное, формулировка "за-прещает" здесь не совсем верна. Скорее можно говорить о том, что есть профессии, совершенно неприемлемые для христианина. Какие? В первую очередь те, которые однозначно сопряжены с грехом. Но, наверное, о таких профессиях и говорить нет нужды. Ведь не только для христианина, но и просто для любого порядочного человека очевидно, что "ремесло" карточного шулера, или специалиста по выколачиванию долгов, или, как бы это назвали в старину, куртизанки не может считаться достойным. Однако есть профессии, которые хотя и не прямо влекут к греху человека, ими занятого, но, тем не менее, постоянно создают различные искусительные ситуации.
Просто назвав себя, например, начальником, человек не становится им | Такова, например, профессия актера, которая, согласно церковным канонам, считалась для верующего человека неприемлемой. Сегодня к числу подобных профессий можно отнести профессию музыканта, шоумена, спортсмена, зарабатывающего на жизнь своими выступлениями, и т.п. Сомнительной с христианской точки зрения нередко выглядит работа журналиста, телеведущего, специалиста по рекламе, а порой и просто менеджера в коммерческой фирме. Но значит ли это, что сегодня актера или рок-певца, пришедшего в храм, мы не допустим до Чаши со Святым Причастием только из-за того, что он актер или музыкант? Безусловно, нет. Если то, что он делает, не прямо греховно, не служит однозначно источником соблазна для людей, то мы не можем отлучать его от евхаристического общения. Мы можем лишь засвидетельствовать о том, что данная профессия, не являясь неким безусловным препятствием на пути к спасению души, делает, тем не менее, этот путь гораздо более трудным и тернистым. Остальное — дело личного выбора самого христианина. Ну и, конечно, мы можем советовать человеку, только еще ищущему свою дорогу в жизни, чтобы он выбирал для себя такое дело, которое не будет заставлять его раздваиваться и постоянно оказываться перед необходимостью поступиться либо своими христианскими принципами, либо успешностью в профессиональном отношении".
Пример родителей
Важную роль в выборе области человеческой деятельности для подрастающего поколения играет пример родителей. Очень часто ребенок, с детства наблюдая за тем, чем занимается его отец или мать, не представляет себе иного образа жизни. Вот откуда берутся целые династии врачей, учителей и даже священников. С этими примерами все мы знакомы не понаслышке, а что касается последнего, наш владыка митрополит Кирилл, выросший в семье священно-служителей, — ярчайшее тому подтверждение. Наш старший сын, которому скоро исполнится двенадцать лет, тоже собирается стать батюшкой. Причем засобирался он совсем недавно, чуть более полугода назад, когда стал священником его папа. До этого Миша все время намеревался быть диаконом. Правда, когда мы за неимением достаточных средств отказываем ему в какой-либо не очень важной, но дорогостоящей покупке, сынуля морщит лоб и изрекает: "А может, я сначала чуть-чуть бизнесменом побуду, денежек подзаработаю, а потом уже батюшкой? Уж больно хочется велосипед (мобильный телефон, компьютер и т.д.)". На мое замечание о том, что всегда будет чего-то хотеться, причем с каждым разом все больше и больше, Миша отвечает: "Ну ладно, буду батюшкой сразу… Но, может быть, вы мне это попозже купите?" К сожалению, существуют и обратные примеры, когда у родителей другой взгляд: они оказывают давление на сына или дочь, заставляя свое чадо делать то, что ему совсем не по душе, и зачастую это плохо кончается. Примечателен пример матери, нападающей на дочь, которая почти убежала из дому и поступила в монастырь. Мать вроде бы верующая, а была в таком горе, как будто дочь совершила какое-то страшное преступление.
С христианской точки зрения, труд сам по себе не является безусловной ценностью | Или же родители выпускника, окончившего школу с золотой медалью и без их ведома подавшего документы в духовную семинарию. "Такой способный, ведь жаль его!" — вот и все их аргументы… Часто родители хотят обеспечить детям материальный быт, и больше их ничего не интересует.
Соработничество Господу
Конечно, далеко не каждая профессия может стать выражением веры и ее раскрытием. И в чем же выбор профессии является духовным вопросом? Прежде всего, нужно понимать, что, выбирая тот или иной спектр занятий в нашей жизни, мы выбираем и то, какой будет наша жизнь в будущем. Может ли решение, влияющее на всю жизнь в целом, не являться вопросом, который требует духовного осмысления в свете учения Право-славной Церкви? Можем ли мы, определяя свою будущую жизнь на довольно продолжительный период, не задумываться о том, какие именно последствия будет иметь наш выбор для нашей же души? Только не стоит сразу делать кардинальных выводов и думать о том, что у благочестивого человека один выбор: для парня — семинария, для девушки — регентский класс. Ну, на крайний случай — иконописная мастерская. Ведь только небольшая часть верующей молодежи впоследствии станет семинаристами, регентами хоров, иконописцами или монахами. Определяя вопросы отношения к труду, Русская Православная Церковь в своей Социальной концепции утверждает следующее: "С христианской точки зрения, труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти". Таким образом, при выборе профессии мы должны исходить прежде всего из соображений служения Богу и людям. С верой в душе можно работать не только непосредственно в Церкви, но и во многих других местах. Главное — спрятать свое "я" поглубже и делать свое дело под знаком любви к окружающим и к Господу.
Маргарита Ожогова
|