|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (43) октябрь |
|
|
"Ксенофобия — это болезнь"
"Тратить деньги на ребенка должно быть естественно, а на дорогие вещи — стыдно". Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл рассказывает о вопросах, которые обсуждались на прошедшем в Москве ХI Всемирном Русском Народном Соборе ("Российская газета — Неделя", № 4311 от 9 марта 2007 г.).
— Владыка, некоторые экономисты считают, что в России не хватает рабочей силы и развитие нашей страны возможно только с помощью мигрантов. Вы с этим согласны?
— В нынешнем мире свободное перемещение людей через границы стало обычным явлением. В каком-то смысле оно помогает экономическому развитию всего мира и отдельных стран, особенно тех, которые целенаправленно привлекают именно таких мигрантов, которые нужны в их национальном хозяйстве. С другой стороны, массовая миграция и невнятная миграционная политика порождают многие угрозы. В том числе это опасность размывания национального менталитета, сложившегося образа жизни. Жертвой этих процессов уже стали многие страны, и Россия не исключение. В результате — вполне предсказуемый рост ксенофобских настроений. Ксенофобия — это болезнь, но помимо того, чтобы бороться с наиболее явными ее проявлениями, надо посмотреть и на ее причины. Необходимо с раннего возраста воспитывать молодежь, опираясь на вековые ценности русской цивилизации, органично сочетающие в себе любовь к Родине и уважение к другим национальным и религиозным традициям. Через преподавание Основ православной культуры, а также культурологических дисциплин, связанных с другими традиционными религиями, необходимо воспитывать в детях чувство граждан-ской ответственности, уважения к своему и другим народам, к их вере, культуре, обычаям. Наша Церковь была и остается хранительницей традиций большинства народов России. Она готова активно включаться в воспитательный процесс, направленный в том числе на поддержание межнационального мира. Есть и другая проблема: люди, меняющие место жительства, подчас создают замкнутые национальные эксклавы. Это несет в себе огромный разрушительный потенциал. Нам необходимо учесть печальный опыт некоторых стран и приложить реальные усилия для социальной адаптации мигрантов, для изучения ими нашего языка и нашей культуры, для вовлечения их в наши религиозные общины, в деятельность наших общественных объединений. Согласно практике большинства зарубежных стран мигрант, прежде чем получить вид на жительство, а тем более гражданство, должен доказать свою полезность стране, достаточный уровень знания ее культуры и способность адаптироваться к ее традициям. В противном случае он вольно или невольно становится источником конфликта.
— Ежегодно наша страна теряет по одному миллиону человек. Какие пути выхода из демографического кризиса видит Церковь?
— Вы коснулись очень болезненной темы, о которой Церковь говорит уже давно. Так, последний Архиерей-ский Собор, состоявшийся в 2004 году, сделал демографию одной из основных своих тем. Сегодня много говорят об экономических средствах преодоления демографиче-ского кризиса. Да, они важны. Государство в партнерстве с обществом и бизнесом обязано создавать достойные условия жизни для наших людей, особенно для молодых семей. Многое в этом отношении сегодня делается, вспомним о том же "материн-ском капитале". Но нужна еще одна очень важная вещь — изменение отношения к родительскому подвигу.
Мы должны вновь сделать материнство престижным и почетным | Мы должны вновь сделать материнство престижным и почетным, окружить семью и детей заботой всего общества, добиться того, чтобы тратить деньги на ребенка было естественно, а на дорогие ненужные вещи — стыдно. Все это исцелит менталитет народа и умножит его численность. Демографическая ситуация осложняется не только низкой рождаемостью, но и высокой смертностью. Очень много людей умирает в трудоспособном возрасте, и потому борьба с пьянством, наркоманией, преступностью — тоже важный вклад в решение демографической проблемы. В общем, без нравственной перемены, только при помощи денег, эту проблему не решить.
— Каждый год на Запад перебираются тысячи блестящих умов. Можно ли, по-Вашему, предотвратить их отъезд?
— Печально известная "утечка мозгов" — результат системного кризиса, в котором наша страна оказалась в 1990-е. Но мы столкнулись не только и не столько с кризисом экономики и политической системы, сколько с кризисом системы ценностей. Чем быстрее мы сможем выйти из ситуации "переходного периода", обрести себя в этом мире, определить главные приоритеты внутренней и внешней политики, тем скорее Россия станет центром притяжения для наших соотечественников, уехавших на чужбину, как, впрочем, и для специалистов из других стран. А желание вернуться в Россию, поверьте мне, есть у многих, кто переехал на Запад.
— Некоторые на Западе считают, что Россия, будучи "всемирной бензоколонкой", должна отказаться от амбиций мировой державы и стать обычной рядовой страной. В пику этому внутри страны набирает активность дискуссия о "суверенной демократии". Как, на Ваш взгляд, сохранить себя, слезть с "нефтяной иглы" и не изолироваться от мирового сообщества?
— Прежде всего, нужно не "проедать" природные ресурсы, а пустить сверхдоходы от них на реальное развитие страны. За последние 16 лет мы потеряли целые отрасли экономики. Но, только будучи сильным интеллектуальным и промышленным государством, мы сможем сохранить свободу, независимость, конкурентоспособность, реально участвовать в международных механизмах принятия решений. Став сырьевым придатком развитых стран, Россия неизбежно деградирует и потеряет свой суверенитет. Вот почему нам нужны структурная перестройка экономики на основе современных технологий, господдержка приоритетных стратегических направлений, вложение средств в образование, науку и — опять же — воспитание. Помимо этого, требуется снять назревающую в обществе социальную напряженность, дать людям возможность достойно зарабатывать. Иначе любые реформы не найдут общественной поддержки и в конечном счете будут обречены на провал. При любых обстоятельствах сохранение политиче-ского и экономического суверенитета России остается главной задачей нашего поколения. Мы должны оставить молодежи страну, которой можно гордиться, помня о том, что ее сохранили для нас, порой ценой собственной жизни, наши предки.
— Наше сельское хозяйство в последнее время в упадке. Народ на селе спивается, люди поднимают руку на священников. Как преодолеть деградацию?
— По меткому выражению Михаила Булгакова, разруха начинается в головах. Развал сельского хозяйства имеет ту же причину, что и экономический кризис в целом, — потерю людьми нравственных ориентиров и высшего смысла жизни. Не случайно X Всемирный Русский Народный Собор, прошедший в апреле прошлого года, выразил глубокую обеспокоенность деградацией деревни и сельского хозяйства. Сегодня происходит бездумная урбанизация, исчезновение десятков тысяч сел, развал агропромышленного комплекса.
Церковь готова всеми силами помогать восстановлению культуры землепользования | Все это — расплата за скороспелые и не-продуманные решения недав-него прошлого, как советского, так и "постперестроечного". Церковь готова всеми силами помогать восстановлению культуры землепользования. Это видно на примере возрождающихся монастырских хозяйств, которые, как и в старину, становятся одними из лучших. В 2004 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было подписано соглашение о сотрудничестве Церкви и Центрального союза потребительских обществ России, на основе которого в ряде регионов страны налажено сотрудничество сельских кооперативов с православными приходами и монастырями.
— Каковы результаты принятия Всемирным Русским Народным Собором "Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании"? Многие ли бизнесмены стали работать "по заповедям"?
— Напомню, что упомянутый Вами документ прилагает к современной экономике этику десяти библейских заповедей — основу общечеловеческой морали. И это придает ему подлинно универсальный характер. Он, кстати, был одобрен не только христианами разных конфессий, но и мусульманами, иудеями, буддистами. Думаю, в нем нет ничего неприемлемого и для нерелигиозных людей. Документ был предложен для добровольного принятия бизнесменам, работникам и государству. Согласие с ним выразили многие представители власти, в том числе министры и депутаты. Свод получил широкую поддержку и среди лидеров ведущих российских бизнес-структур.
— Католическая Церковь активно занимается благотворительностью. Что в этой сфере делает Русская Православная Церковь?
— В советский период Церковь была поставлена на грань физического выживания, когда ни о какой активной социальной деятельности не могло быть даже и речи. Тем более такая деятельность была строго запрещена. Римско-Католическая Церковь в последнее время не сталкивалась с масштабными гонениями, в результате она имеет несравнимо большие возможности для социальной работы. Но уже очевидно, что и у нас перелом произошел. Церковь постепенно стала восприниматься государством и разными общественными силами как равноправный партнер, в том числе в социальной работе. Убежден: если в России будут созданы общепринятые в мире механизмы со-трудничества государства и религиозных организаций, предусматривающие госзаказ на их социальную работу, ситуация в этой сфере заметно улучшится. Тем более и сейчас одни из лучших социальных учреждений в ряде регионов — именно церковные приюты, богадельни, патронажные службы, благотворительные столовые.
Елена Яковлева, Игорь Черняк
|