|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (43) октябрь |
|
|
Письма духовным детям
27/I-59 г. Многоуважаемая …!
Все усилия желающего жить духовно должны быть направлены к достижению смирения. Без этого качества все подвиги, даже самые великие, не только бесплодны, но и губительны. Начинающие этого не видят и не могут видеть. Из большого дерева осветится солнцем маленькая веточка, и человек думает, что уже светло, а между тем все дерево во власти тьмы и князя тьмы (пример преп. Макария Великого). Условия внешней жизни надо предпочитать те, которые постоянно указывают нашу тьму, нашу полную испорченность, гораздо большую, чем обычно думают не только мирские люди, но и так называемые духовные. Надо познать себя до конца. Познать не только испорченность, но и бессилие самому ее исправить. Тогда только человек от всей души прилепится к Спасителю, будет взывать к Нему, как утопающий апостол Петр. Тогда он перестанет осуждать и других людей, а с любовью к ним будет терпеть их недостатки, тогда пере-станет роптать, если его обидят, оклевещут, будут распинать, а скажет искренне: "Достойное по делам моим приемлю". По суду Божьему все грешники должны терпеть некоторые страдания как следствия греха. Если Господь Иисус Христос страдает тяжко за наши грехи, то ужели мы за свои грехи не должны поскорбеть? Если жених страждет, то прилично ли невесте в это время плясать и веселиться? (Опять пример Макария Великого.) Все домашние (и у Вас тоже) мало стесняются в общении друг с другом и всегда укажут недостатки и грехи, и не только укажут, но и поругают и т.п. Если принять в руководство вышенаписанное, то нужно чрезвычайно ценить эту школу, благодарить своих бесплатных учителей, не роптать, а познавать себя и через это научаться смирению. Если же Вы будете жить одна в другом месте, то никто Вас не обидит, не укажет Ваших недостатков, не обличит, а чаще будут льстить и хвалить во вред Вам. Иначе сказать, происходит то же, что и в бывших хороших монастырях, где не разрешали уходить в уединение, пока подвижник, живя среди других, не познал свою немощь, пока не смирился и не научился прощать обиды и всегда прибегать к Господу. Без смирения нигде не найдете ни покоя, ни роста духовного, ни правильной молитвы, то есть ничего доброго. Недаром же Господь призывает научиться от Него Самого смирению как самому важному свойству души, самому необходимому. Бог гордым противится, а только смиренным дает благодать, и только "рукою смирения человек может принять дары Божьи" (преп. Исаак Сирин) без вреда для себя. Будьте здоровы. Господь да поможет Вам и да вразумит Вас.
25/V-59 г. … — радоваться!
Все виды подвижничества должны привести человека к глубокому смирению. Если не приводят, то путь избран неверный. В начале пути человек должен избирать жизнь (если только это зависит от него) среди людей и подвергаться всяким искушениям от них, а через это познать свои немощи и смиряться. Потом (отчасти и вместе с этим) познает человек свои немощи и падение свое и через внимание к себе и постоянное понуждение научается действовать, говорить, мыслить, чувствовать по-евангельски. Причем во всех случаях необходимо понуждать себя к постоянной или возможно частой
"Любящим Бога все содействует ко благу" | молитве, которою испрашивается и прощение грехов, и помощь в борьбе с грехом, живущим в нас. Уединение усыпляет страсти и грехи, обманывает человека, диавол отступает от такого, дает ему мысль, что он победил в себе почти все страсти, а затем в удобный момент, им же подстроенный, ввергает в пучину падений, из которых многие не в состоянии выбраться. Помните, что во всех об-стоятельствах, при любых внешних и внутренних условиях цель достигается многими скорбями, терпением, усилием ("нудится"), протискиванием через узкие врата, по тесному пути. Нет легкого пути! Мысль, что при других обстоятельствах внешних будет легко, — ложная мысль, от лукавого. Терпением вашим спасайте души ваши.
28/VI-59 г. Мир Вам, …!
Все здешнее — суета сует, мираж, майя (индусов). И все же избавиться от всей этой майи — дело всей жизни. Дай Бог, чтобы хоть в конце жизни вкусить плодов истинной свободы, которую даст Христос Своим ученикам. Вы же горячитесь и хотите сразу из младенца стать взрослой. Всему свое время. Я никак не могу добиться от Вас отклика на мысль, которую давно пытаюсь внедрить Вам: где бы ни находился человек, всегда пред-ставляется множество случаев поступить или по заповедям Евангелия, или по ветхому человеку. Если будем следить за собой и понуждать себя жить по заповедям, а в случае нарушения искренне станем каяться и просить у Бога прощения, то будем расти духовно. Господь даст живую веру, смирение и прочие свойства нового человека. Или мы исполняем заповеди и тем приобретаем, или, нарушив по испорченности, каемся и тоже приобретаем. Исполняются слова апостола: "Любящим Бога все содействует ко благу" (Рим 8:28). Когда данные внешние условия станут вредными, мешающими спасению, тогда Господь поставит в условия более благоприятные, надо только предать себя в волю Божью. "Сами себе (себя) и друг друга, и весь живот наш (всю нашу жизнь) Христу Богу предадим". Вот к чему призывает Святая Церковь за каждой службой. Потерпите, мужайтесь, не оскорбляйте Господа, пожертвовавшего ради Вас самым дорогим, что только есть у Него. Большей жертвы любви и у Него нет. Что же Вы не цените любви Божьей, не надеетесь на нее, а ищете где-то в себе или в других людях! Поверьте, что в каждый миг Господь хочет Вам дать величайшие блага, но Вы не можете их принять без вреда для себя. А что можете принять — все Он даст. Судите о своем состоянии и по этому признаку. Да вразумит Вас Господь и да спасет.
Игумен Никон (Воробьев)
|