|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (44) ноябрь |
|
|
Записи
***
Не может не быть удачно дело, начатое с молитвой, - потому что оно начато с любовью, надеждой, верой.
***
Обращение на себя, автоэротизм - начало всякого греха. Смех (не улыбка) духовно обессиливает человека.
***
Вопросы для размышления перед исповедью нераскаянным грешникам ("ну, какие у меня грехи… нет, особо ничем не грешен"): 1. Почему святые считали себя первыми грешниками? 2. Что значит "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный?" 3. "Вот и Небеса недостаточно чисты перед Ним, и в Ангелах Своих Он находит недостатки" (Иов 4:18).
***
Почему духовнику не противен грешник, как бы ни были отвратительны его грехи? - Потому, что в таинстве покаяния священник созерцает полное разделение грешника и его греха (если он действительно кается).
***
Не всякий больной может вынести тяжелую операцию, не всякий исповедующийся способен вынести настоящую исповедь. Как операция, может быть и необходимая, может убить больного, так зрелище своей греховности, если ее разом вызвать из подполья души, может быть убийственно для человека. Приходится снисходить и до времени питать больного укрепляющими средствами.
***
Сущность духовной слепоты - невидение Истины. Разны виды ее: иная слепота людей, отягченных пьянством, объядением, тяжелыми заботами житейскими, блудников, блудниц, грешников; иная - Савла и учеников Христа, иная - фарисеев. Первые две от незнания и главным образом от неправильных, глубоко укоренившихся взглядов, вторые - от страстей чувственных, потемняющих наше внутреннее зрение, а последняя - от гордости. Спасаются и первые и вторые, третьи - гибнут.
***
Осуществленное, проведенное в жизнь, хотя и самое малое, добро, живой опыт любви бесконечно больше двинут нас вперед, отвратят всякое зло от нашей души, нежели самая жестокая борьба с грехом, сопротивление ему, нежели самые строгие аскетические меры обуздания темных страстей в себе.
***
Болтливость - сущность ее, с одной стороны, в отсутствии смирения, с другой - в самоуслаждении примитивным процессом самообнаружения, что ли, приятности извергаться журчащим ручейком. При этом сразу - общее понижение духовного уровня, распущенность, внутреннее расслабление и рассеянность. Средства борьбы: постоянное бодрствование, придание символического значения всему окружающему, возбуждение в себе серьезного, духовного интереса к собеседнику.
***
"Болит ли один член - страдает все тело" - о Церкви (Кор 12:21); а если мы этого не чувствуем - мы не в Церкви.
***
"Я ищу истины". - Счастье, если при этом делается ударение на последнем слове - "истина". Много хуже, если с гордостью подчеркивают слово "ищу", гордясь положением постоянно стремящихся к истине - "всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания ее" (2 Тим 3). Совсем плохо - что бывает чаще всего, - когда ударение делается на слове "я".
***
Есть три ступени борьбы с "нервами": лечение, самоконтроль и - главное - созидание в душе высших ценностей.
***
Часто слова молитв и псалмов не трогают нас, кажутся нам чуждыми, непонятными по своему внутреннему чувству. И это совершенно понятно, так как вся обстановка, весь уклад нашей внешне благоустроенной и внутренне пустой жизни так мало соответствуют тем пустыням, монастырям, где слагались молитвы, всему духу, который их внушил. В редкие моменты жизни - в большом горе, одиночестве, если временно уйти от плена мира - как от сердца идут, как твои собственные, вопли к Богу, "Боже, в помощь мою!" Как тогда понятен становится опыт затворников и молчальников!
***
Не умеющим видеть свои грехи рекомендуется обращать внимание, какие грехи видят в них близкие люди, в чем упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши действительные недостатки.
***
Пусть наша вера и вообще наша духовная жизнь слабы, но ведь наша любовь к почившим, ведь она-то не слаба; ведь оттого и скорбь наша так велика, что велика наша любовь. Так пусть она же, эта наша любовь, выведет нас из мрака скорби. Напряжением нашей любви переступим и мы тот роковой порог, который переступили они. Войдем усилиями нашего воображения в тот мир, в который вступили они, дадим в своей жизни больше места тому, чем они сейчас живут, - и постепенно, незаметно наша печаль обратится в радость, которую никто от нас не отнимет.
***
Схема отношений к людям часто бывает такова: человек очень нравится, искренно идеализируешь его, не видишь ничего плохого. И вдруг прорвется человек в чем-либо - солжет, расхвастается, струсит, тебя же предаст. И вот делаешь переоценку, перечеркиваешь все, что видел раньше (и что все-таки продолжает существовать), и выкидываешь человека из своего сердца. Я давно понял, что это неправильный и грешный способ отношения к людям. В основе такого обращения с людьми лежат две неосознанных мысли: 1) я - вне греха, 2) человек, которого я полюбил, тоже безгрешен. Как же иначе объяснить и резкое осуждение других, и удивление, когда хороший, добрый, благочестивый человек согрешит. Это выводы из горестных размышлений о своем собственном сердце и сознание, что сам способен на всякий грех. А между тем норма отношения к нашим близким - прощать без конца, так как мы сами бесконечно нуждаемся в прощении. Главное не забывать, что доброе, что мы ценим, - оно остается, а грех всегда тоже был, только его не замечали.
Священник Александр Ельчанинов
|