|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (44) ноябрь |
|
|
Смирение - основа служения
Сегодня часто можно слышать о том, что служение - неотъемлемая часть жизни любого серьезного и целостного человека. А действительно, что такое служение? Только ли в храме можно служить Богу и людям? Как соотносятся военное и духовное служения, как они взаимосвязаны и переплетаются в современном мире? Об этом наш корреспондент беседует с Александром Александровичем Топчий, капитаном I ранга, начальником кафедры радиоэлектроники Балтийского военно-морского института им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, кандидатом технических наук, доцентом, алтарником Кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда.
- Александр Александрович, расскажите немного о себе, о своем пути к Православной вере.
- Родился я в семье военнослужащего и всю жизнь прожил в Калининградской области. Крестили меня в раннем детстве на Украине. Практически все мои родственники были верующими людьми, а мамины отец и брат были пономарями в местном храме. Естественно, в детстве сознательно в храм я не ходил, меня изредка приводили, но мне запомнились атмосфера храма, запах ладана, свет свечей и загадочные лики икон. В более зрелом возрасте в храм я заходил редко, только на Украине, в отпуске и практически бездумно. В Калининграде же первый раз на богослужение я попал в 1993 году на отпевание моего тестя. Спустя некоторое время возникло желание целенаправленно прийти в храм на богослужение. Сейчас мне трудно вспомнить, что же именно привело меня в церковь. Каких-либо потрясений у меня не происходило. Возможно, как и любого человека, к себе притягивало непознанное. Так, в свое время я увлекался различными восточными философиями, читал книги К. Кастанеды, Ш. Сатпрема, восхищался буддистскими монахами, пытался отдельные моменты воплотить на практике, медитировать. А может, сыграли роль детские воспоминания… Но скорее всего возникла серьезная душевная потребность, чего-то стало не хватать. Я пошел в Свято-Никольский собор и понял, что посещение церкви необходимо для моей души. Позднее, практически сразу после открытия малого храма Христа Спасителя, стал прихожанином нашего собора. Когда я учился в Санкт-Петербурге в заочной аспирантуре, то посещал Александро-Невскую лавру. Меня очень поразила атмосфера Троицкого собора лавры, которая вызвала у меня слезы покаяния. Позднее по благословению священноначалия я стал нести алтарное послушание в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда, а затем поступил в Смоленскую духовную семинарию.
- Вы не понаслышке знакомы и со службой в Вооруженных силах, и со службой - точнее, несением послушания - в алтаре. Скажите, есть ли у них какие-либо общие черты, и если да, то какие?
Военная служба учит человека содержанию слов "надо", "должен", "обязан" |
- С моей точки зрения, и в Церкви, и, конечно, в армии существует строгая иерархическая структура и субординация. Конечно, и в любой светской организации также существуют отношения, выстроенные в вертикальной плоскости: существуют начальники и подчиненные, но вот сама природа взаимоотношений, на мой взгляд, несколько иная. В их основе достаточно часто лежат меркантильные интересы участников, которые противоречат самому понятию служения. Хотя к медработникам, учителям, к работникам искусства это отнести, наверное, нельзя. Военная же служба учит человека содержанию слов "надо", "должен", "обязан". При этом без подавления своего "я" ни один вопрос не решишь. Это подтверждает мой собственный опыт. В армейском тесном коллективе очень сложно представить, чтобы один человек что-то ел, а его сосед был голодным, чтобы один работал, а другой постоянно отлынивал. Одним словом, военная служба поневоле воспитывает в человеке христианские добродетели - послушание, терпение, смирение и если не любовь к людям, то хотя бы сочувствие, участие. Все сказанное в полной мере относится и к Церкви. Еще одно связывает армию и Церковь: их прямое предназначение - служение людям. Церковь - это "корабль спасения". Спасение человеческих душ немыслимо вне Церкви. Любовь к Богу невозможна без любви к ближним, заботы о них. Священник призван прежде всего заботиться о своей пастве, он, если вдуматься, полководец, который должен вести ее к победе над врагом рода человеческого, вести к преображению и спасению души. Армия так же призвана служить своему народу, защищать его, спасать во время опасности. Жертвенность - вот то, что нераздельно связывает армию и Церковь. С того момента, когда человек принимает присягу, он должен полностью посвятить себя на служение тем, кто нуждается в защите. Вот тут он и должен стремиться к тому, чтобы принести пользу именно всему Отечеству, всему народу, а не преследовать лишь свои личные интересы. Ценность такого служения еще более увеличивается, если оно совершается вне зависимости от каких-либо материальных расчетов и соображений. Хотя финансовый фактор, конечно, играет не последнюю роль.
- В контексте этого разговора: как Вы относитесь к переводу армии на контрактную основу? Не противоречит ли это принципу жертвенности, о котором Вы говорили в ответе на предыдущий вопрос?
- Вопрос, на мой взгляд, достаточно сложен. С одной стороны, необходимость срочной службы в армии очевидна. Именно она несет на себе важнейшие функции воспитания тех качеств, которые должны быть присущи молодому человеку независимо от того, выберет он для себя путь военнослужащего или найдет свое предназначение на другом поприще. Прежде всего, это умение подчиняться. Если человек не умеет выполнять определенные требования руководителей, не научился быть в подчинении у кого-либо, то он не сможет грамотно и толково руководить сам. Кроме того, служба в армии воспитывает в человеке важнейшее человеческое качество - смирение как противоположность гордыне. А эту христианскую добродетель так сложно сегодня увидеть не только в людях, но и в самом себе. С другой стороны, защищать свою Родину надо уметь тоже профессионально. Уровень современной военной техники сегодня очень высок. И за тот короткий промежуток времени, который государство отводит молодым людям для службы, научиться грамотно эксплуатировать сложное вооружение практически нереально. Поэтому выход в такой ситуации - контрактная служба. Но в этом случае возникает другая проблема. Армия - это государственный институт, которому нужна, кроме всего прочего, идеология. Иначе армия будет недееспособна, поскольку такие понятия, как защита Родины и жертвенность, для молодых людей-военнослужащих будут пустым звуком. Такую ситуацию пришлось наблюдать несколько лет назад, когда к нам в институт поступали дети, отрочество которых пришлось на 90-годы. Некоторые из них практически смеялись, когда доводилось обращаться к таким словам, как "Родина", "патриотизм". И вот в данной ситуации роль священника в армии, на мой взгляд, была бы немаловажной. Ведь через возвращение людей ко Христу, к примеру святых, которые жили на территории нашей страны, через демонстрацию примеров нравственного развития человека, например, Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова и др., можно добиться положительных результатов в патриотическом воспитании. Здесь же немаловажен пример и героев Великой Отечественной войны. Как мне кажется, только через христианское воспитание можно добиться воспитания жертвенности в служении, "замешанной" на любви к людям. Ведь по своей сути основная масса молодых людей религиозна, так как избежала атеистического воспитания. Просто они духовно необразованны.
Спасение человеческих душ немыслимо вне Церкви |
- Как влияет вера человека в Бога на службу в рядах Вооруженных сил?
- Так же, как и на все другие стороны его жизни. Если говорить только применительно к военной службе, то здесь вера формирует в человеке именно отношение к ней. Выше я высказывал свою точку зрения на мотивы ответственного служения. Человек, соизмеряющий свою жизнь с христианскими ценностями, выполняя свои обязанности, всегда апеллирует к заповедям Божьим. Он прислушивается к такому мерилу своих поступков, как совесть. И чем более религиозной жизнью человек живет, тем громче становится голос его совести. Правда, это не означает, что неверующий человек при выполнении своего долга не руководствуется этими ценностями. Я думаю, что если в сердце человека не живет Вера в Бога (именно так, с большой буквы), то ему гораздо сложнее удержаться от многих соблазнов, встречающихся в жизни, выдержать те испытания, которые ему приходится претерпевать и которые возникают на его пути и на пути его Отечества. Естественно, все сказанное особенно важно и для людей в погонах.
- Необходимо ли присутствие священника в армии? Какие проблемы это поможет решить?
- Частично на этот вопрос я уже ответил выше. Да, на мой взгляд, присутствие священника в армии необходимо. После развала Советского Союза единый процесс воспитания гордости за свою страну, армию, флот был разрушен. Многие военно-политические учебные заведения, где учили, как именно нужно воспитывать военнослужащих и работать с ними, прекратили свое существование. Уровень военно-патриотического воспитания молодежи в школах, да и в целом в стране, особенно в период 1993-2000 годов, снизился практически до нуля. В современных Вооруженных силах на сегодняшний день наблюдается нехватка грамотных воспитателей личного состава. С другой стороны, офицеры на службу прилетели не с другой планеты. Они росли, воспитывались в той же среде, которая окружает всех нас. Некоторым из них попросту не хватает педагогических навыков, жизненного опыта, духовной крепости на преодоление тех проблем, которые так часто встречаются в армейской и флотской службе. Поэтому присутствие духовного лица в Вооруженных силах может помочь предотвратить многие случаи пьянства, дедовщины, суицидов, помочь в формировании воинства в духе слов евангелиста Иоанна Богослова: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин 15:13). Кроме того, согласно статистическим данным, значительно больше половины личного состава Российской армии признают себя православными (около 70 %). Обстоятельства же службы таковы, что редко удается посетить храм, поговорить со священником. И лишать человека его конституционного права реализовать "свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию… свободно выбирать, иметь и распространять религиозные … убеждения и действовать в соответствии с ними" никто не имеет права.
Дионисий Соколов
|