|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (44) ноябрь |
|
|
О Церкви
Окончание. Начало в № 9 (42) и № 10 (43) 2007
"Не судите по наружности, но судите судом праведным" (Ин 7:24).
Пролог.
И вот Один Человек своей человеческой и личной жизнью имел Саму Божественную Жизнь, Самого Святого Духа, и имел не как дар, не извне, а как Сын Божий, Которому Отец дал иметь Жизнь в Себе. "Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что <Дух Святой> от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин 16:15). И Он открыл нам, что Он для того пришел и стал человеком, чтобы дать Святого Духа нам и в Нем каждого из нас уже по-новому соединить с Богом, действительно усыновить нас Отцу. Если Сыну Божьему Отец дал иметь Духа в Себе, то, став Сыном Человеческим, Он Святого Духа сделал своим человеку - и всякому, кто поверил во Христа, кто в своей человеческой свободе принял Его, Он обещал "Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет" (Ин 14:17).
Христос во мне и я в Нем
Итак, "весь человек" преображается, обновляется, освящается водой и Духом. Как при творении первого человека Бог сначала сотворил ему мир, чтобы он в нем жил, им питался и его "одухотворял", так и теперь Дух Святой сходит сначала на воду для омовения, очищения, восстановления "старой жизни", рожденной от плоти. Человек Иисус крестился в воде, и Его Дух был в ней и на ней. Теперь Спаситель мира нам дает эту воду, которую Он освятил Духом, ее очищает для нас, ею подает нам новое рождение. "Когда <…> Иисус, крестившись, молился, отверзлось небо и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лк 3:21-22). Святой Дух освящает воду, потому что ее уже Своим духоносным Телом освятил Сын Божий, Святой Дух сходит на человека, потому что Он уже сошел на Человека Иисуса и самому миру явил Его как Сына Божьего. И вот почему Дух через воду соединяет нас со Христом. Им жил, Его, как Свой, имел Богочеловек. И когда Дух сходит на нас, Он подает нам то, чем жил Христос, Саму Жизнь Христа; еще в одном человеке воцаряется она, и я вступаю в нее. Все, что дает Дух, - Христово, и все, что имел Христос, подается нам в даре Духа. Так открывает нам Евангелие начало, содержание и цель новой жизни: Святой Дух, соединяющий меня с Сыном и в Нем усыновляющий Отцу. Я остался собой, я не умален ни в чем человеческом - и вот Духом Святым и водою Христос во мне и я в Нем, Его жизнь вошла в мою, Он уже не извне - не как образ, не как пример, но самой Своей жизнью во мне, зовет меня к вечной жизни, вводит в Царствие Божье, зажигает во мне ту новую любовь, которой только Бог возлюбил падший мир так, что отдал Сына Своего для его спасения. Евангелие привело нас к Таинству: к невидимому, которое дается и совершается в видимом, так что видимое - уже не символ, не изображение невидимого, но его явление и действие. В "старой жизни" в видимом мы давно уже перестали ощущать и принимать невидимое. В человеке мы не видим образа Бога, в мире не чувствуем свободного дыхания Духа. Все стало только видимым, только плотью. Но во Христе мир снова может стать Таинством: в Иисусе Назарее явился нам Бог, и Им Бог снова стал видим в том, что Он сотворил, чтобы и мы видели и имели Его. И наконец, в новом рождении Сам Христос возвращается в мир, и мы видим Его, потому что водою и Духом мы знаем Его жизнь в себе, Его образ в других. Весь мир наполняется радостной уверенностью: "Я в вас, и вы во Мне".
Откровение о новой пище
"Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин 6:53). За новым рождением - откровение о новой пище. Но за две тысячи лет эти слова Христа, если мы вдумываемся в них, не перестают пугать и смущать нас, как смутили они слышавших: "Как Он может дать нам есть Плоть Свою" (Ин 6:52). Но вот Он повторяет, что "Плоть Его истинно есть пища, и Кровь истинное питие". Истинное - значит, настоящее, та пища, по отношению к которой всякая другая неполна, недостаточна, неистинна. Тогда, чтобы "услышать" Его слова, нам нужно вспомнить то, во что мы только что вникали. Мы видели, что пища необходима нам для жизни и также что в ней источник единства всего живущего: все живет причащением миру через пищу, в ней мы "часть" его и он наша жизнь. Мы знаем, далее, что эту жизнь пришел исцелить Христос, и знаем, как Он исцеляет: Он стал подобным нам, Он причастился миру в пище и теле, стал "единосущен" нам. И мы знаем, наконец, что в Нем человеческая жизнь причастилась Жизни Божественной. Но тогда мы можем сказать, что Бог жил в Нем человеческой жизнью, а это значит, жизнью телесной. Наша пища была Его пищей, человеческое тело - Телом Сына Божьего. Верою и крещением мы приобщены Его Жизни - "Верующий в Меня жив будет Мною". Но кто же Он, как не Иисус Христос в неразрывном соединении Бога и Человека, Духа и Плоти. Его Жизнь - это весь Он, Слово, ставшее плотью, тело, обоженное Духом. И тогда я не могу жить Им и в Нем, не имея участия и в Его Теле: я не могу "развоплотить" Его, забыть о Его Человечестве… Но как еще могу я участвовать в Теле Его, как не через пищу, источник единства всех тел, единосущия всего в мире? И как могу я получить в пищу Его Тело, если не Духом Святым, Который был Жизнью Рожденного от Марии; и вот, тот хлеб, который Сам Христос заповедал Мне есть в Его воспоминание, который Он благословил, преломил и дал как память о Себе, Духом Святым становится Его Телом, и в нем я вечно причащаюсь Жизни Христа. Этот хлеб я познаю как истинную пищу, это вино - как истинное питие: истинные, потому что дающие жизнь "всему человеку" во мне и претворяющие сам мир в Таинство Христовой Жизни. В нем я знаю все о Боге и о мире, вся жизнь возведена в Нем к Отцу, и "Бог становится всем во всем". Тогда какие еще нужны слова, кроме слова благодарения? Из крещальной воды я введен в вечную Евхаристию, и она становится последним смыслом и радостью моей человеческой жизни.
Благовестие о единстве
Но пора спросить: в чем же содержание этой новой жизни? До сих пор все, что раскрывали нам раздумья над Евангелием, говорило о ее условии, о начале, о пище. Мы приняли Христа, мы соединились с Ним, Он пребывает в нас - но что же означает это в моей жизни? Не может быть сомнений, что ответ Евангелия на этот вопрос можно выразить одним словом: единство. Уже в той зависимости, о которой мы говорили вначале, раскрывалось нам, что все связано в мире и в человеке, все корнями уходит в одну жизнь. Но в грехе эта связь стала зависимостью, то есть рабством и принуждением. И продолжая соединять по необходимости, она внесла в мир разделение. Все ищет жизни для себя, все противостоит другому, борется с ним, поедает друг друга. Сам человек разделен в себе: душа томится в теле и тоскует в его умирании, жизнь распалась и стала раздробленной, смертной, больной. Даже то единство, которое переживаем мы как единство - единство семьи, народа, мнений, религий, - столь же разделяет, сколько объединяет. Мир потерял единство, "смерть и время царят на земле"… Но если Христос жил для нас, всю Свою жизнь явил как любовь и служение всем, то, получая Его жизнь, я уже не могу остаться один. Если я хоть в малой мере живу Им, Его образом, Его заповедями, то я не могу не стремиться к тому единству всех и всего в Нем, а через Него в Боге, которое Он возвестил и явил как подлинную жизнь и спасение мира. И прежде всего это единство я получил как дар. Вода и Дух крещения соединяют меня со всеми, кто уже получил Жизнь, вводят меня в единство всех поверивших во Христа. Я крещусь во Христа и получаю Тело Его как пищу; но Христос уже в них, Его Тело - уже их пища. Я не могу сказать "Отче мой" - потому что Отец их уже усыновил и я в них встречаю братьев. Их жизнь - моя, и моя - их. Нас соединяет одна вера, одно крещение, один Хлеб, причащающий всех одному Телу и одной Жизни, делающей нас Телом Христовым.
Собрание любви Христовой
Но опять-таки потому, что в это единство включен "весь человек", оно должно быть видимым, ощущаемым, живым. Это единство людей не может не быть воплощено в общество, то есть в общение многих, составляющих одно целое. Чтобы есть один Хлеб Жизни, мы должны быть собраны вместе, нам заповедано преломлять и разделять его между собою и в этом преломлении вечно осуществлять свое единство. Нас собрал Сам Христос, потому что Его жизнь есть собрание всех воедино. Нет любви без единства, нет единства без общения, нет общения без общества - нас собирает Сама Любовь Христа: "Сия есть заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам". Но, живя этой любовью, можем ли мы забыть друг друга, выйдя из собрания? Не есть ли, напротив, само это собрание последнее выражение той Любви, которую каждый из нас получил как дар, когда в Таинстве воды сошел на него Дух Христов? Не будет ли вся наша жизнь жизнью в этом единстве, ежечасным полаганием души - то есть жизни своей за братьев?.. Не включена ли в него вся жизнь, весь человек, а следовательно, жизнь каждого из нас во всей полноте? Тогда скорби, радости, нужды каждого становятся жизнью всех и каждый в живом опыте единства всех во Христе находит силу новой жизни, свидетельство Его присутствия на земле… "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою"… Вне этой любви собрание становится невозможным и мы лжем себе, если участвуем в нем. Евангелие открывает нам Любовь, Любовь собирает нас в Церковь.
Призвание к священству
Но если во Христе, в собрании верующих каждая жизнь раскрывается как служение Богу и ближнему, есть одно служение, которое никогда не кончается, но и не может быть исполнено никем в своей жизни. Это служение Самого Христа: для того, чтобы каждый из нас имел новую жизнь, чтобы вся жизнь мира была исполнена во всем Божьем замысле о ней и всякий до конца выполнил свое призвание, Он Свою Жизнь отдал всем и не имел другого призвания, как стать Жизнью всех, чтобы всех соединить в Себе. Для того, чтобы человек познал всю силу и славу своего назначения, Он один не имел другого назначения, другого смысла жизни, как эту Жизнь сделать пищей всех. И вот, если мы живем Его жизнью, если в собрании верных получаем ее всегда как дар для спасения своей жизни, само Его служение должно вечно жить среди нас. Если все должны "душу свою полагать за братьев", то один во имя всех должен посвятить себя всецело только Его личному служению - быть Им. А это значит, не иметь ничего своего, вместо себя и своей жизни принять уже не только Его жизнь, но и Его служение братьям. Если каждый в образе Христовом находит свой образ, то один должен быть для всех образом Самого Христа; если каждое человеческое служение и призвание во Христе освящено и помазано Святым Духом, то один должен отказаться от всех человеческих служений, чтобы взять служение Самого Христа: Его Слово о Царствии Божьем, Его заботу о всех, Его помощь всем, Его служение соединения всех в Себе раздаянием Небесного Хлеба. Это служение не может быть служением всех, потому что это означало бы служение Христа - в Теле Своем - Самому Себе; оно должно быть служением одного для всех и за всех - чтобы все "имели жизнь с избытком"… Но кто мог бы сам на себя взять его? И кто другой, кроме Христа, мог бы возложить его на кого-либо? Но Сам Христос избрал и поставил тех, кому Он поручил Свое служение, и Сам в Духе Святом исполняет его. "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал"… И мы знаем, что сколь бы ни был недостоин тот, кто имеет это служение, если только он принимает его и смиряется перед ним, если только хочет быть, как Христос, слугой, а не владыкой всех, он имеет Дар Святого Духа, чтобы вечно животворить нас Словом и Евхаристией, всех соединять в Христовой Любви, чтобы быть образом и средоточием нашего единства.
Церковь - данное единство
Повторяем, это служение не возвышает одного над всеми, но одного делает связью между всеми, в нем воплощает жизнь всех, как единство Христа. Вся жизнь Христа должна воплощаться в единстве принявших Его; а это значит жизнь и служение всех людей и служение того одного, кто взял на себя все эти жизни как свою. Новая жизнь, единство во Христе, собрание верующих в Духе - Церковь Божья… Все это раскрывается в Евангелии не как "логический" вывод, но как жизнь самого Евангелия в нас и в мире. И тогда понятным становится, почему так мало в нем сказано о Церкви: все, что в нем сказано, относится к Церкви. Евангелие зовет нас в жизнь; но жизнь, возвещаемая им, раскрывается как Церковь. Христос пришел к людям и для людей. Если же Он не остался один, если хотя "два или три" услышали и приняли Его, Он уже в них и они в Нем - и это таинственное, непостижимое, но Им Самим нам данное единство Его с людьми Евангелие называет Церковью. "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф 16:18).
Под сенью Креста Господня
Что же еще нужно? Не получили ли мы уже ту "радость совершенную, которой никто не отнимет от нас", не обещал ли Господь пребывать с нами до скончания века, не познаем ли мы присутствие Его в преломлении хлеба? И когда мы собраны все вместе в одной вере, любви и надежде, когда один из нас, первый и Богом поставленный, снова говорит нам слова Жизни, снова, как Христос, причащает нас истинной пищи, не узнаем ли мы, что Царство Божье внутри нас, что в Духе Святом оно пришло и торжествует в силе? Но теперь мы должны вспомнить, что в Евангелии Царство Божье и новая жизнь осенены Крестом. Без него все, что мы говорили, - иллюзия и самообман, обличие христианства, но не христианство. Евангелие ставит нас лицом к лицу с реальностью греха, зла и смерти. Мир отвергает Христа, он "тьму возлюбил больше, чем свет". Единственный совершенный Человек, не сделавший никакого зла, отдается на смерть, пригвождается ко Кресту. Если бы зло было только неведением, недостатком добра, отсутствием света, то Христос "восполнил" бы этот недостаток, мир стал бы Царствием Божьим. Но Евангелие говорит не о недостатке, не о несовершенстве, а о присутствии зла в мире как силы, поработившей себе его, царствующей в нем, заставившей человека полюбить ее. Зло не принимает Добра, потому что ненавидит его, стремится его уничтожить, убить. На протяжении всего Евангелия вокруг Христа все сильнее сгущается эта сила ненависти, так что под конец она, а не Он, торжествует: "тогда, оставив Его, все бежали". Его жизни, Его Добру и Свету не оказалось места в мире - вот уже не радостное, а страшное откровение Евангелия, и им мир осужден. Осужден, потому что, отказавшись от Жизни, убив ее, он сам себя осудил на смерть. Новая жизнь воссияла из гроба, последняя победа Добра была одержана только через смерть. Смертью Жизнь Христова отделена от мира, она есть Царство "не от мира сего". Поэтому, говоря о новой жизни, полученной нами от Христа, о единстве верующих в Него, о причастии Царству, мы ни на минуту не должны забыть, что все это дано нам Крестом и все в нашу жизнь вводит Крест. Мы все еще в "мире сем", в мире, отвергшем Христа и осудившем Его на смерть. И мы сами часть этого мира и только в смерти освободимся от него. В этом мире Христос распят, и мы должны распинаться с Ним: распятие означает борьбу за новую жизнь во всем, борьбу с телом, борьбу с грехом, борьбу с силой зла, все еще живущей в нас. Крест Христов разделяет меня, разделяет мир, приносит меч и войну.
Жизнь и суд
Все, что дает мне Христос в Церкви, становится для меня не только жизнью, но и судом: этим даром я измеряю свой грех, в нем узнаю, что все еще живу старой жизнью. Больше того, им судится сама Церковь: ей дано быть Телом Христовым и источником жизни, но и в ней так часто царствует "мир сей"… Царство Божье внутри нас, Христос среди нас. Но только в будущем веке совершится Его последнее воцарение - сейчас оно дано нам для свидетельства перед миром, для помощи в страшной борьбе, как обещание, предвосхищение, надежда. Жизнь во Христе становится умиранием для мира. Но мы уже знаем, что в этом умирании - залог спасения и жизни. В этом смертном и осужденном мире прорастают семена Царства Божьего, только в нем они могут прорасти: в него пришел Сын Божий, Его навеки сделал Своей жизнью. Итак, новое смешано со старым, победа с поражением - до того дня, когда явится Христос во всей славе Своего Богочеловечества; нам дано обещание, что в этой борьбе Он не оставит нас, что жизнь Его в нас будет "жительствовать", и это обещание исполнено в Церкви. Но многие зададут последний вопрос: где же она, истинная Церковь? Мы знаем ее в разделении, в спорах, в грехах и соблазнах. Как быть уверенным, чт? в ней Христос и чт? - отпадение от Него? Ответ и здесь мы получаем от Самого Христа: "Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий <…> ищущий находит, и стучащему отворят"… Какой бы вопрос ни ставили мы себе, какие бы сомнения ни возникали бы в нас, они решаются и разрешаются только Истиной. И мы знаем, что нам дана не только возможность искать Истину, но и уверенность, что мы получим ее. Если мы верим во Христа, уже ничего не может быть получено в рабстве, в зависимости от "внешнего авторитета". Сам Дух "наставит нас на всякую Истину". Для этого нужно только в Самом Христе признать Истину и ей до конца подчинить себя.
"Ты имеешь глаголы вечной жизни"
Одно несомненно: вера во Христа приводит нас в Церковь и жизнь в Нем есть жизнь в Церкви. В ней получаем мы совершенную радость, но и Крест Христов. Когда крест становится слишком тяжелым, а учение Христа - "соблазном и безумием" для нашей "старой жизни", мы хотели бы уйти от Церкви. Вспомним тогда Евангелие: "Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? <…> Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни" (Ин 6:60,67-68).
Протопресвитер Александр Шмеман
|