Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№11 (44) ноябрь

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

Нравственность - свобода в действии

 

Система образования призвана обществом и государством направлять свои усилия, в частности, на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной, исторической и культурной традицией. Об этом наш корреспондент беседует с членом-корреспондентом Российской академии военно-исторических наук, членом Союза российских писателей, профессором Международной славянской академии, бывшим моряком-подводником, преподавателем отечественной истории в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (БГА) Виктором Степановичем Гемановым.

 

Виктор Степанович Геманов- Виктор Степанович, как Вы считаете, кто сегодня в большей степени воспитывает светскую молодежь - семья и школа или средства массовой информации?


- Мне бы очень хотелось сказать: конечно же, семья и школа! Но объективности ради давайте назовем их серьезных и грозных конкурентов: литературу-однодневку (это "бульварные" романы и фэнтези) - это раз, СМИ - два. Отметим особое, развращающее влияние телепередач и телесериалов. О чем эти сериалы? Криминалитет, наркомания и т.д. Вся грязь жизни льется на детей и подростков, а они так восприимчивы! У взрослых уже есть иммунитет, а у младших - нет. Почему им все это интересно? Потому что это ново, привлекательно, своеобразно, броско… Это учит "раскрепощенности". Тем более что наша официальная идеология - демократия - провозглашает свободу! Большинство молодежи понимает свободу по-своему: никаких правил, делаю то, что захочет правая рука или левая. Это же легко - ничего не делать, не считаться с мнением и интересами других…
Потому что труднее запомнить другие определения "свободы": "осознанная необходимость" или "нравственность - свобода в действии". И не будем обольщаться насчет того, что после школы семья продолжает воспитывать ребенка, - нет, в лучшем случае кормит-поит, обувает, оплачивает обучение. Воспитывают двор, приятели, телевизор…


- К Вам в БГА очень трудно поступить: большой конкурс, Академия выбирает лучших из лучших. Разве не так?


- Стараемся, конечно, но как человек и историк скажу Вам: философия части общества "Я - центр мироздания" была всегда и будет существовать еще долго. Гордыня, как известно, главный порок, и изжить его труднее всего. Особенно трудно с теми курсантами, кто учится не на бюджетном отделении.


- Что же, здесь прямая зависимость: деньги - принципы?


- Многие "небюджетники" Вам так и ответят: "А как же?!" Они как считают: я вам деньги заплатил - отдайте мне документ!


- Заплатили-то заплатили, но ведь самое главное впереди - учеба.


- Но это же надо понимать, для этого должны быть известны законы нравственности! Вот только что разговаривал с первокурсниками. Мне приходится их убеждать в элементарном: "Ребятки, вы знали, куда вы шли, вы знали, зачем вы шли, здесь надо работать!" Выясняется: некоторые полагают, что самое главное сделано - поступил! Ведь многие родители, бабушки и дедушки как понимают любовь к ребенку: сначала помочь ему попасть в вуз, потом оплачивать его учебу, а вот о том, что в Академии надо трудиться, то есть хорошо учиться, сказать забыли.


- За пять лет учебы Ваши курсанты не могут не измениться и не повзрослеть: БГА - слишком серьезное учебное заведение. Даже трудно представить, каких усилий стоит преподавателям воспитательный процесс.


- Курсанты меняются обязательно! До четвертого курса, как минимум, преподаватели подталкивают их, подсказывают, а потом, глядишь, уж им 21-22 года, они становятся взрослыми, серьезными, думающими, ответственными, порядочными. В меру сил и возможностей, конечно. А некоторые - нет, остаются с прежними взглядами и уходят теми же, какими пришли. Слушая, они не слышали, смотрели - и не видели. Нам приходится перевоспитывать, а это намного труднее, чем воспитывать. Потому что в голове у многих уже есть четкое понимание того, какое место в жизни они занимают.

К счастью, хороших курсантов большинство


- И что это за место такое?


- В том-то и дело: как они полагают, это то место, которое занимает их папа-мама. И при случае не забывают этим козырнуть.


- Вы, естественно, не отчаиваетесь, работая с такими учащимися?


- К счастью, хороших курсантов большинство. К тому же я четко знаю, что мне делать: где необходимо, я их "строжу", где нужно - растолковываю, но сначала я обязан им все объяснить: вы пришли из разных коллективов, у вас свои определенные взгляды и привычки, сейчас я вам объясню наши правила и вам надо приучить себя их выполнять. Даю первокурсникам время на адаптацию и - вперед!
Начинаю требовать по полной программе: "Мальчики и девочки, то, что я к вам так строго отношусь, вы оцените потом. Сейчас для вас в этом есть некоторые неудобства. Но вспомните после пяти лет обучения, когда выйдете в свободное, самостоятельное плавание, каких преподавателей вы больше ругали: кто был с вами "добреньким" и отучил от порядка, организованности и дисциплины или тех, кто был строгим и научил ответственному отношению к порученному делу?"


- И сколько времени Вы даете им на адаптацию и понимание?


- Две недели.


- Так мало! Вы преподносите им этот принцип относительно отечественной истории или как принцип мировоззрения?


- Последнее, конечно! Потому что имею в виду не только множество версий, например, призвания Рюрика на престол или происхождения понятий "россиянин" и "Русь". Я хочу их научить самостоятельно анализировать те же ТВ-программы и ТВ-сериалы, не дать себя оболванить, задуматься, наконец, о своем месте в жизни, а не хвалиться тем, какое место занимает папа.
Мы проходим с ними элементарные понятия этики, морали и нравственности. Вот начался учебный год, и я знакомлюсь с первокурсниками, поднимаю их по очереди и задаю три первых "коронных" вопроса: какое учебное заведение закончили, почему поступили в Академию и почему именно на данный факультет и, наконец, есть ли в вашей семье моряки?
И вот юноша встает для ответа, но как встает… Боже мой, он буквально "вывинчивается" из-за стола. Ну вот, видите, смешно сказать, в высшем учебном заведении приходится учить вставать и стоять перед классом… Меня, кстати, это не удивляет и не раздражает, потому что есть четкая программа моих действий, четкие задачи и конечная цель. Стараюсь донести до них главную мысль: на флоте нет мелочей, часто от действий одного человека зависит жизнь экипажа, особенно на подводной лодке: один что-то "прохлопал", сделал на "двойку" - и все утонули.
Юноша все понял, садится и снова поднимается - уже как положено.
Третий вопрос часто ставит курсантов в тупик. У многих папы, дедушки, дяди - моряки военные или гражданские, но ребята не знают, в какой должности они служили или работали, чем конкретно занимались. А вот тут уж я искренне удивляюсь: "Ребятки, это так вы любите своих родителей? Они для вас сделали все, а вы и не знаете, с каким трудом они добывали (добывают) средства для вас, не знаете об истории своего рода!" В этом я вижу не беду их, а вину, потому что для понимания этого они уже достаточно взрослые и никак нельзя забывать о своих корнях, о своей гордости за предков. Но ведь здесь опять она, гордыня, себялюбие: не вижу дальше своего носа.

Готовность "умереть за други своя" - это высшее проявление любви.


- Вы преподаете в БГА уже 15 лет, здесь подавляющее большинство - мужской контингент. Скажите, умеют ли современные юноши переносить трудности, хватает ли у них для этого нравственных сил и воли?


- Здесь я преподаю уже 15 лет, а всего - 30, на флоте также прослужил около 30 лет и отмечу как ветеран и как историк, что научно-технический прогресс и общественно-экономические формации меняются быстрее, чем суть человека. Академия гордится своими выпускниками, и недаром ее ценят на международном уровне.


- Кто герои для современной светской молодежи, кому она подражает?


- Прежних героев она знает плохо, а новых никак не может найти.


- Виктор Степанович, Вы автор шести книг о легендарном "подводнике номер один времен Второй мировой войны", личном враге Адольфа Гитлера, Герое Советского Союза Александре Ивановиче Маринеско. Знают ли о нем Ваши воспитанники?


- Приятно бывает узнать, что некоторые ребята читали мои книги до прихода в Академию. А когда я начинаю рассказывать о Маринеско… Вы бы видели, как у всех загораются глаза, сколько появляется вопросов! Ведь это наш, российский герой, наша гордость - кстати, им восхищаются даже немцы. К тому же он моряк-балтиец! И это особая тема в моем курсе отечественной истории, потому что многим наконец становится понятна разница между "гордостью" и "гордыней" и то, что подвиг во имя Родины, готовность "умереть за други своя" - это высшее проявление любви. И что это и есть свобода в действии.
Беседовала

Окончание следует.

 

Людмила Козельцева

Борьба с похотью мира сего завершается отвержением и похоти знания.

 

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 7

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.