|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№5 (26) май |
|
|
О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ И ПРИЗВАНИИ ЧЕЛОВЕКА
Беседа с молодежью
Человеческие сомнения
Помните, что говорит лермонтовский Печорин? Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни.
Это слова о несбывшейся, несостоявшейся жизни, о жизни, растраченной без цели, погубленной. А сколько людей на каком-то этапе с ужасом осознают, что они растратили лучшие годы впустую и пришли к зрелости или старости опустошенными и бесплодными? Как часто случается, что благородные стремления и надежды юности не осуществляются в зрелые годы из-за того, что человек не сумел вовремя угадать свое призвание и пойти в правильном направлении. И как важно, стоя на перепутье, найти свою дорогу - ту, что предначертана Богом лично тебе. Как важно вовремя услышать призывающий голос Бога и отозваться на него.
Различные призвания
Сегодня я хочу говорить с вами о призвании. И прежде всего напомню вам несколько эпизодов из Библии, где речь идет о том, как Бог призывает людей на пророческое служение.
Вот рассказ о призвании Моисея, который пас овец в пустыне и вдруг увидел вдалеке терновый куст, охваченный пламенем: куст горел, но не сгорал. Подойдя ближе, Моисей услышал голос Бога: "Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая Я Бог отца твоего Я увидел страдание народа Моего в Египте и иду избавить его от руки Египтян Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону и выведи из Египта народ Мой". Начинается долгий спор Моисея с Богом. Моисей говорит: "Кто я, чтобы мне идти к фараону?" Бог отвечает: "Я буду с тобою". Моисей сомневается: "А вдруг они скажут мне: как имя Его?" Бог называет имя Свое: "Я есмь Сущий. Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам". Моисей снова спрашивает: "А если они не поверят мне и скажут: не явился тебе Господь?" Бог обещает Моисею силу чудотворения: "Это для того, чтобы поверили тебе, что послал тебя Господь". Моисей все еще колеблется: "Господи! человек я не речистый, я тяжело говорю и косноязычен". Бог отвечает: "Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим? Не Я ли, Господь? Я буду при устах твоих". Наконец, Моисей, исчерпав все аргументы, воскликнул: "Господи! пошли другого, кого можешь послать". Тогда возгорелся гнев Божий на Моисея, и Бог сказал ему, что он будет общаться с народом через посредство брата своего Аарона: Бог будет говорить Моисею, Моисей - Аарону, а Аарон - народу (Исх 3:1-4:16).
Очень важно вовремя услышать призывающий голос Бога и отозваться на него |
Мы видим, что Бог хочет использовать Моисея как орудие для спасения народа: Бог Сам идет избавить Израиля, Он Сам будет "при устах" Моисея. Моисей колеблется, сознавая свое несовершенство, вступает в пререкание с Богом. В конце концов он принимает миссию, возложенную на него Богом, но принимает как крест, как бремя, которое суждено ему нести вопреки его воле. Миссия, которую возлагает на человека Бог, бывает по человеческим меркам неподъемной, неисполнимой. Но Бог Сам приходит на помощь человеку и помогает ему нести его служение.
Призвание Исаии
Другой рассказ - о призвании пророка Исаии. Находясь в храме, он увидел Господа на престоле, окруженного серафимами. В изумлении и ужасе он восклицает: "Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа". К нему спускается один из серафимов, прикасается горящим углем к его устам и говорит: "Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен". В этот момент Исаия слышит голос Бога: "Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" И отвечает: "Вот я, пошли меня". И Бог говорит: "Пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего" (Ис 6:1-10).
В отличие от Моисея, который чувствовал себя не готовым к миссии пророка и вождя, Исаия не только готов - он сам предлагает себя в качестве посланника Божия. Но не может человек "с нечистыми устами" пойти к народу и говорить от лица Божия: он должен очиститься и переродиться. Поэтому угль прикасается к его устам в знак очищения от греха и он получает от Бога новые уста и новый язык. Это перерождение, сделавшее человека пророком, прекрасно выражено Пушкиным в известном стихотворении:
И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык... И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп, в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей".
Продолжение следует
Епископ Иларион (Алфеев)
|