|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (46) январь |
|
|
Спасти и спастись
Семья, забывшая духовные традиции, теряет жизненные силы
Пролог
Реформы, бесконечно терзающие современную жизнь, лишают нас ощущения стабильности, определенности. Рассыпаются в песок казавшиеся незыблемыми понятия и ценности, уходит из-под ног почва. Семья — вот что еще может крепким якорем надежды удержать в нашем сознании ускользающую реальность. И отогреть нас дыханием любви… Призыв спасать семью недавно прозвучал в нашем обществе с самой высокой трибуны. И появился повод осмотреться: что будем спасать?
Истоки
Первые супруги и родители, Адам и Ева, приняли благословение брака из рук самого Творца, и семья как малая Церковь тоже имеет Божье попечение. Священное Писание свидетельствует о строгом иерархическом устроении семьи: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф 5:22, 24); «дети, будьте послушны родителям во всем; ибо это благоугодно Господу» (Кол 3:20). Единственно правильным нравственным решением взаимоотношений молодых людей было вступление их в брак: «…во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа», — учит св. апостол Павел (Кор 7:2).
В крестьянской России брак имел довольно высокий статус, холостяки зачастую рассматривались как физически или нравственно неполноценные люди. Подлинно нравственными считались лишь браки, получившие одобрение родителей и освященные Церковью; все прочие союзы святые отцы называли «любодеянием». «Законы всех времен и народов требовали и требуют, чтобы дети вступали в супружеский союз с согласия и благословения своих родителей», — поучает св. Василий Великий. Невеста обращалась к родителям: «Не прошу у вас ни злата, ни серебра. А прошу у вас Божьего благословения», — и слышала в ответ: «Бог благословит, дорогое дитятко желанное. Надели тебя Господь талантом, участью великой, своей Господней Божьей милостью». Молодых порознь, каждого у себя дома, благословляли иконами: девушку — «женской», обычно образом Богоматери, жениха — «мужской», обычно образом Спасителя, иногда — Николая Угодника. Благословенную икону девушка везла с собой в новый дом как последнее напутствие и родительскую защиту.
Благословение рассматривалось не только как признание нравственной правоты задуманного и вследствие этого как залог успеха, но и как гарантия поддержки всего сонма христианских святых во главе с самим Господом. Нежелание родителей благословить брак, а еще страшнее — проклятие за ослушание сулили молодой паре неминуемые беды, и прежде всего бездетность. Поэтому угроза со стороны родителей не дать благословения на брак часто заставляла молодых людей отступать от своих планов.
«На святое венчание идти»
Церковь скрепляет венчанием рождение новой семьи. При этом на супругов изливается благодать Божья, возникает духовный союз, несущий в себе высокие обязанности не только в отношении друг к другу, но и к Богу: в соответствии с евангельской заповедью «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20) молодожены принимают в свою семью самого Христа. Народное восприятие таинства вторит вероучению: «На Божий суд, на страшный час, на святое венчание идти».
Муж в Писании — глава семьи; но это вовсе не владыка над подчиненными, а супруг, отвечающий за материальное, физическое и духовно-нравственное состояние всех домочадцев и выстраивающий всю систему семейной иерархии по принципу: больше власти — больше ответственности, и наоборот. При этом главенство мужа не исключает, а предполагает, по слову апостола Павла, любовь, заботу и нежность к жене: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя (Еф 5:28).
Что Бог соединил…
Народный идеал семьи совпадал с христианским учением о нерасторжимости браков. Церковь всегда выступала категорически против разводов, принимая их лишь как уступку человеческой слабости: основным поводом к расторжению уз с древнейших времен являлось прелюбодеяние. К особым поводам относились принятие одним из супругов монашества, укрытие социального положения перед супругом, ложное обвинение жены мужем в измене и др. Но ни при каких обстоятельствах не могла быть поводом к разводу болезнь одного из супругов — они были обязаны нести заботы по взаимному уходу и содержанию. Церковь также регулировала матримониальные дела: устанавливала определенные наказания за насильную или несвоевременную выдачу замуж (пять гривен золота штрафу должны были выплачивать бояре), за моральное оскорбление, наносимое возможным отказом жениха от невесты, или за несоблюдение других условий, необходимых для заключения брака, что, в конечном счете, отвечало интересам женщины.
В обряде обручения и венчания были заключены основные нормы христианского брака: брак совершается свободным избранием вступающих в него; он является пожизненным союзом мужа и жены; супруги должны хранить взаимную верность; добрачное целомудрие — условие христианского брака; продолжение рода — священная задача брачующихся; семья — малая Церковь, главой которой является муж. Православие способствовало формированию нравственного облика семьянина, выступало за прочность брака, за любовь и преданность любимому человеку, терпимость и доверительность в семейных отношениях.
Маховик разрушения
…Индустриализация XIX века вырвала из семьи мужчину, отправила его на завод или фабрику. Был запущен маховик, сломавший, повернувший вспять плавное поступательное течение жизни, и уже в начале XX в. св. Иоанн Кронштадтский восклицает: «Вера слову истины, Слову Божьему исчезла и заменена верою в разум человеческий; печать… изолгалась, для нее не стало ничего святого и досточтимого, кроме своего лукавого пера, нередко пропитанного ядом клеветы и насмешки; не стало повиновения детей родителям, учащихся — учащим и самих учащих — подлежащим властям; браки поруганы; семейная жизнь разлагается… Не стало у интеллигенции любви к Родине, и они готовы продать ее инородцам… нравов христианских нет, всюду безнравственность; настал, в прямую противоположность Евангелию, культ природы, культ страстей плотских, полное неудержимое распутство с пьянством… Правды нигде не стало, и Отечество на краю гибели» (слово на Благовещение 25 марта 1906 г.).
В 1917 г. православная удерживающая и западная апостасийная цивилизации вступили в решающий конфликт, определяющий судьбу мира. Начало глобальных изменений института семьи в России можно условно датировать 1918 годом, когда коммунистическим правительством был принят «Декрет об освобождении женщин». А. Коллонтай провозгласила «освобождение женщин из домашнего рабства», призвала к новому «сексуальному порядку», к формированию класса «холостых женщин» с «пересмотренным моральным багажом». Во многих провинциальных городах России имел хождение пресловутый «Декрет о социализации женщин», вызвавший, к примеру, в Астрахани самые настоящие волнения: «С 1 мая 1918 г. все женщины с 18 до 32 лет объявляются государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого взыскания и наказания зарегистрироваться в бюро "свободной любви" при комиссариате призрения. Зарегистрированной в бюро "свободной любви" предоставляется право выбора мужчины в возрасте от 19 до 50 лет себе в сожители супруга… Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет предоставляется право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже без согласия на то последних, в интересах государства. Дети, произошедшие от такого сожительства, поступают в собственность республики».
Антизаповеди
Во всех сферах жизни большевиками насаждалась классовая мораль, полностью противоположная и заповедям Христа о любви и милосердии («милосердие — измена революции»), и десяти заповедям, Богом данным Моисею:
1) «Бога нет»; 2) обязательное поклонение марксистским кумирам, чьи имена покрыли всю карту России; 3) поношение имени Господа; 4) введение пятидневки для отмены христианской недели; 5) ради партии «предай родителей» (культ Павлика Морозова); 6) расстрелы заложников и «террор как средство убеждения» (Ленин); 7) супружеская верность — «пережитки прошлого» (Коллонтай); 8) «грабь награбленное»; 9) ради дела коммунизма «надо пойти на все и всяческие жертвы, даже — в случае необходимости — на всяческие уловки, хитрости, нелегальные приемы, умолчания, сокрытия правды» (Ленин В.И. Полное собр. соч., 3-е изд. Т. 25. С. 199); 10) зависть к чужому имуществу была изначально положена в основу марксизма…
Соответственно, и обещанное коммунистами «светлое будущее» было рассчитано на глубоко аморальных потомков, готовых оправдать своим земным «раем» все многомиллионные человеческие жертвы, положенные в его фундамент.
Новое мироустройство
Активная пропаганда в 20-е годы бытовых коммун наносила разрушительные удары по патриархальной семье. Активно насаждалась новая обрядовость: в фабричных клубах проводились «комсомольские («красные») свадьбы», на которых роль священников выполняли секретари партийных и комсомольских организаций, а подарками чаще всего была «Азбука революции» Н. Бухарина и Е. Преображенского. Так же организовывались и «красные крестины» — «октябрины» или «звездины».
Молодежи внушалась мысль о никчемности прочных связей внутри семьи, между ее поколениями, об отрицании пятой заповеди. «Врач партии» А. Залкинд утверждал: «Пролетариат рекомендует почитать лишь такого отца, который стоит на классово-пролетарской точке зрения… Других же отцов надо перевоспитывать, а если они не перевоспитываются, дети этически вправе покинуть таких отцов… интересы революционного класса выше блага отца».
Несмотря на наличие атеизма, в пролетарской среде все еще строго соблюдали обычаи церковных праздников, устои религиозной морали — конфликт поколений возникал, прежде всего, из-за отказа венчаться или крестить ребенка, а иногда и просто посещать церковь в дни отмечаемых в народе Рождества и Пасхи. Нередко в антирелигиозном порыве юноши и девушки попросту без согласия родителей сжигали иконы. Для того чтобы быть иметь политический статус, молодежи приходилось отказываться от собственных родителей, нередко отрекаться публично, проходя через проверки социального происхождения.
Иное предназначение
«Равенство» мужчины и женщины рассматривалось как достижение социализма. Идеалом женщины при социализме стала рекордсменка, рабфаковка, ударница, боец Красной Армии: Гризодубова и Раскова, сестры Виноградовы и др. Только еще не иссякшая тогда духовность народа позволила дать этим формам героическое наполнение, взрастить на искажающей естественный ход вещей почве любовь к Отечеству и жертвенное ему служение, сделать эти имена знаком доблести и почитания для последующих поколений.
Принятие в 1939 г. «Закона о всеобщей воинской повинности» привело к значительному сокращению числа мужчин в промышленности. Началась пропаганда труда женщин во всех сферах производства — вплоть до выплавки металла и добычи угля. Но никакие рекорды и результаты не способны компенсировать потери, которые понесли как семья в целом, так и женщины-матери в генетическом смысле, а также те последствия, которые ощущали и до сих пор ощущают последующие поколения.
Форсированные в 30-е гг. массовые миграции населения, лишая молодежь родительского влияния и контроля, привели к разрушению патриархальных обычаев строгой обязательности воспроизводства рода. А постановлением от 18 ноября 1920 г. в России — впервые в мире! — были официально разрешены аборты; в 1936 г. наступил недолговременный запрет, а в 1956 г. убийства нерожденных младенцев были вновь узаконены. В 1944 г. в целях повышения рождаемости в стране был издан специальный закон, освобождавший мужчин от уплаты алиментов на содержание внебрачных детей и лишавший женщин права требовать их от «незарегистрированного» отца своего ребенка, но одновременно предоставлявший ей право на пособие от государства, то есть косвенно поощрявший супружескую неверность.
Статус патриархального брака и престиж семейной жизни был сильно разрушен уже в первое послереволюционное десятилетие; директивным образом отношения супругов были освобождены от влияния Церкви, и только наличие живых носителей традиции — людей, рожденных во времена, когда еще крестили всех младенцев поголовно, — позволяло институту семьи сохраниться. Позднее смертельная опасность фашистского порабощения вынудила правительство вновь вспомнить в годы войны о спасительной помощи Церкви, и семья получила «второе дыхание». Хрущевская «оттепель» дала жизнь поколению людей, вновь обретших заповеданные нравственные нормы. «Железный занавес коммунистического режима» стал охранным буфером не только для идеологии, но и для возрастания непреходящих моральных ценностей, позволявших в те годы безбоязненно выпускать детей на прогулку во двор.
Каток перестройки
Сокрушительный удар по семье был нанесен в 1991 г. чудовищной ломкой идеалов и представлений, распадом исторической государственности на фоне социально-экономической катастрофы. Люмпенизация народа привела к тому, что сместились отношения в семье: произошла их деформация, ответственность за семью в целом взяла на себя женщина. Нынешняя типичная семья представляет собой малую группу людей («родители-дети»), изолированных от соседей, ведущих потребительский образ жизни. Для отношений в семье характерна борьба за власть, при этом побеждает психологически более сильный. Такие семейные функции матери, как обучение маленьких детей, уход за больными и стариками, приготовление пищи, шитье одежды и тому подобное, отданы государству, бизнесу и общественным организациям; уменьшился вес семьи в обществе и роль женщины в семье.
Переход от традиционного типа семьи с высокой рождаемостью и высокой смертностью к семье «современного» типа, присущей для промышленно развитых стран, для которых характерна низкая рождаемость и низкая смертность, оказался губительным для России. Резкое снижение рождаемости повлекло за собой очень высокий уровень смертности: если за период 1988—1992 гг. смертность возросла на 15 %, то только за один 1993 г. этот показатель увеличился на 18 %. Чтобы остановить сверхсмертность, необходимо знать ее причины: алкоголизм, наркомания, неблагоприятные экологические условия, экономический кризис и вызванный им стресс, когортный эффект предшествующих поколений не определяют и 20 % сегодняшних смертей. Остальные 80 % остаются не идентифицированными.
Если хочешь уничтожить род
Одним из факторов демографической деградации русской нации является утвердившийся в СМИ откровенно антирусский тон в плане организации семьи и в отношении к женщине-матери как к хранительнице очага. Теряется смысл и цель брака, забывается исконное назначение женщины.
Христианство во многом сохранялось и передавалось сквозь века благодаря женщинам, являвшим образец богобоязненности, самоотверженной любви, смирения, долготерпения. Сегодня чистота девства и чадородие жены разменяны женщинами на карьеру или феминистское равенство. Древняя индийская мудрость гласит: «Если хочешь уничтожить род, разврати женщину этого рода». Одна из российских лидеров-феминисток поведала о себе: когда ее отец, московский преподаватель марксистской философии, в период сталинских репрессий был сослан на поселение в Муром, ее мать, бросив диссертацию, не раздумывая, поехала за мужем. Но сама феминистка заявила, что она так ни за что не поступила бы: «У человека есть собственная биография, она не должна заключаться в том, чтобы быть приложением к мужчине. И как можно с Арбата в Муром?»
Новые времена дают новых воспитателей: не благотворное воздействие матери и отца, а влияние СМИ, бесстыдной рекламы, телевидения и «глянцевой» прессы. В итоге усваиваются ценности, принципиально отличающиеся от ценностей традиционной России: отрицание авторитета родителей, школы и общественных институтов, всеобщий промискуитет — связанные с появлением контрацептивов беспорядочные сексуальные отношения, жизнь исключительно «для себя», жажда зрелищ и развлечений, «война против детей», мешающих воспринимать радости материального существования, аборты, гомосексуальные связи, высмеивание христианства и гражданского долга. Центральная направленность нового поколения — гедонизм, стремление получить удовольствие «здесь и сейчас». Вместо духовного смысла — карьера и деньги, вместо семьи — неограниченный секс и «свободное» существование, вместо дарованной Творцом жизни — наркотики и эвтаназия.
Верить в непреходящую ценность
Семья должна верить в непреходящую ценность того, чему она учит, — иначе она превращается во временное сообщество: люди вместе едят, играют, путешествуют, но уже не думают вместе. Умственной деятельности семьи хватает только на усвоение передач телевидения, перекраивающего вкусы людей, апеллирующего к немедленному удовольствию и подрывающего все, что этому препятствует. Психологи уже говорят о новом типе семьи — «телевизионной», где все ее члены общаются только «вокруг телевизора», обсуждая жизнь, мелькающую на экране, но не умея заметить событий своей собственной жизни.
В эпоху перемен кажется, что в отношениях между родителями и детьми зияет «пропасть», увеличивающаяся от поколения к поколению. Родители уже не контролируют атмосферу в своем доме и даже потеряли желание это делать. Легко объяснить все ускорением времен, когда уже не угнаться за новыми веяниями и пристрастиями. Но разве духовные основы подвластны моде? Семья, забывшая духовные традиции, теряет жизненные силы.
В нормальной, здоровой христианской семье авторитет любящих родителей приучает ребенка к тому, что власть старшего вовсе не обязательно есть средство подавления, это — добрая сила, способная научить внутренней свободе. И когда, любя и уважая родителей, ребенок принимает всю кажущуюся строгость их приказов и запретов, добровольно их исполняя и делая их собственными воззрениями и убеждениями, тогда они позволяют легко и спокойно воспитать у него свободное и здоровое правосознание.
Как живешь ты, отчий дом?
Для воспитания детей важен не просто дом, а дом отчий: в нем растут дети, и от того, есть он или нет, зависит многое в жизни каждого поколения. Он является видимым показателем духовно-нравственного и материального умножения родового богатства. Духовная жизнь семьи или отсутствие этой стороны жизни определяются отношением к отчему дому.
Признаком духовного упадка является уже сложившаяся светская традиция продавать дом родителей после их смерти или разменивать квартиру родителей при образовании новой семьи. Это всегда приводит к потере дома как материально-духовной совокупности. Вместо дома семья обретает пространство, где можно ночевать, питаться, существовать. Рождаются бездомные — в духовном смысле — семьи. И важно, если есть хотя бы осознание этой бездомности, порождающее желание создать свой дом таким, чтобы он с годами стал для детей действительно отчим домом.
Духовная крепость
Семья и дом призваны быть для детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений мира сего. Все узнанное ребенком в школе должно проверяться и исправляться дома; там же должна происходить духовно-нравственная оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки, жизни и религии. Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), в какие игры играют, и всему этому давать оценку с христианских позиций. Если семья не в силах расстаться с телевизором, его просмотр надо контролировать, с тем чтобы избежать отравляющего воздействия. Нельзя мириться с чтением кощунственных, богоборческих, безнравственных, сеющих нечистые помыслы книг: строки, написанные безбожником, побудят читателя смотреть на мир его глазами. Апостол Павел призывает: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор 15:33) — и далее: «…какое общение праведности с беззаконием?»
От Аристотеля до наших дней
Основной болевой точкой жизни человека в современном мире является переживание утраты чувства семьи. Неразвитые или духовно не укрепившиеся близкие люди не ощущают ценности и смысла жизни друг для друга. Оскудение любви в мире приводит к горькому опыту всеобщей разобщенности и одиночества, к страданиям взрослых и детей.
Известный русский философ И.А. Ильин отмечал: «Никакие "детские сады", "детские дома", "приюты" и тому подобные фальшивые замены семьи не дадут ребенку необходимого, ибо главной силой воспитания является то взаимное чувство личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком и ребенка с родителями связью, единственной в своем роде — таинственной связью кровной любви. В семье, и только в семье, ребенок чувствует себя единственным и незаменимым, выстраданным и неотрывным, кровью от крови и костью от кости; существом, возникшим в сокровенной совместности двух других существ и обязанным им своей жизнью; личностью, раз навсегда приятною и милою во всем ее телесно-душевно-духовном своеобразии. Это не может быть ничем заменено; и как бы трогательно ни воспитывался иной приемыш, он всегда будет вздыхать про себя о своем кровном отце и о своей кровной матери…»
Со времен Аристотеля, считавшего семью основополагающей ячейкой государства, и до сегодняшнего дня человечество не придумало ей на смену ничего нового. Неутомимо возрождается она всякий раз из осколков на руинах социальных катаклизмов. Сколько бы споров о ней ни велось, внутренним чувством каждого человека, даже громко провозглашающего ее ненужность, всегда останется стремление иметь самую лучшую на свете семью — место, где именно ему нет замены. И на сложном и часто долгом пути к ней только вера становится тем компасом, который позволяет не сбиться с нужного курса.
Сейчас, когда повсюду исподволь решаются вопросы «мирного» изъятия у ослабевших народов их территорий, богатств и самой жизни, пришло время понять, что любовь к Родине и ее оборона начинаются не где-то там, за околицей, где грохочет канонада, а непосредственно здесь — в отчем доме, в своей семье, которая одна способна защитить наше исстрадавшееся Отечество. Возрожденная семья сохранит российскую культуру, сохранит детей, сохранит достоинство страны и станет ее самым главным достоянием.
Людмила Рябиченко
|