Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№2 (47) февраль

АРХИПАСТЫРЬ 

 

Свет Христов и Церковь

 

Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на III Европейской межхристианской ассамблее (5 сентября 2007 г., Сибиу, Румыния)

 

Ваши Блаженства, Высокопреосвященства и Преосвященства! Честные отцы, дорогие братья и сестры!

Явление Света

Тема сегодняшнего пленарного заседания ассамблеи — «Свет Христов и Церковь» — очень близка нам, православным. Само пришествие Господа Иисуса Христа осмысляется христианами прежде всего как явление Света. Кульминация этого явления произошла на горе Фавор, когда Господь преобразился перед Своими учениками: «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2).

В православном богословии тема фаворского Света получила развитие в учении о несотворенных Божественных энергиях или действиях, в которых проявляется Бог. По учению святого Григория Паламы и его сподвижников, Божественный Свет, который апостолы видели на Фаворе, — это Сам Бог, сообщающий Себя Своему творению, и прежде всего тем, чьи очи сердца чисты и открыты к восприятию Света.

Этот Свет видим и телесными глазами, и внутренним зрением, присущим человеческому сердцу. Он есть видимое явление Божественной благодати, Божественной энергии: «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1:9). Человек, будучи «образом и подобием Божьем» (Быт 1:26—27), способен воспринимать и проявлять Божественный Свет в своей жизни.


Основа Предания Церкви

Приобщение к Свету Христову означает также научение в заповедях Господних, принятие Христова учения. Христос есть Свет, и Он же есть Логос. Поэтому Истинный Свет тоже есть Слово, обращенное к разуму и представляющее интеллектуальный вызов. «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да в истинном Сыне Его Иисусе Христе», — говорит апостол Иоанн в своем первом послании (1 Ин 5:20).

Слово Божье, хранящееся в Церкви, является основой Предания — важнейшей категории православного богословия и православной жизни. Предание — это не просто сумма текстов и практик, выработанных на протяжении веков, но Свет, просвещающий умы и сердца мужчин и женщин. Это не только образ мысли, но и образ жизни. Предание — это не архаика, но сама жизнь Церкви, и его источником является Свет Христов.

Один Свет — различные действия

Хотя православная традиция делает различие между двумя аспектами Света — Светом как благодатью, через которую Сам Бог сообщает Себя миру и энергетически воздействует на мир, и Светом как словом истины, — это не два разных Света, но один Свет, имеющий различные действия. Познание истины невозможно без приобщения к Божественной жизни, которую принес Христос и о которой в Евангелии от Иоанна сказано: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин 1:4).

Просвещение ума невозможно без осияния Светом Христовым всего человеческого естества. В этом заключается истинный смысл просвещения. Такое просвещение, в котором соединяются познание истины и приобщение к вечной жизни, достигается в Церкви. Именно в Церкви Свет как благодать и Свет как истина соединяются и существуют нераздельно, как одно целое.

«Дух дышит, где хочет»

Церковь есть вместилище Света, однако этот Свет светит и далеко за ее пределами, просвещая «всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1:9). Именно это свойство Света, который есть благодать Святого Духа, имел в виду апостол и евангелист Иоанн, когда говорил, что «Дух дышит, где хочет» (Ин 3:8). Мы не ограничиваем сияние Света Христова церковной оградой, но при этом твердо верим, что источник этого Света находится в Церкви, которая есть Тело Христово (Кол 1:24).

Предание — это не просто сумма текстов и практик, но Свет, просвещающий умы и сердца

Благодаря такому пониманию Света мы с уважением относимся к другим религиозным опытам и традициям, хотя при этом и не забываем слов Евангелия: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). В этом духе мы проводим межрелигиозные диалоги, которые считаем очень важными не только для лучшего понимания других религиозных традиций, но и для более полного понимания собственной традиции.

Учение Христово есть свет, потому что оно делает ясным и видимым то, что без него представляется смутным и темным. Оно помогает людям составить правильное знание о Боге, человеке и мире. Конечно, человек приобретает значительные знания через собственные исследования своей природы и мира, но эти знания не способны открыть перспективу, которая выше человека. Если мы допускаем, что есть нечто гораздо выше по организации жизни, чем человеческая природа, то оно не может быть познано, если само не откроется людям.

Человек никогда не мог бы увидеть свою внешность, если бы не было источника света, который исходит не от него самого, а имеет самостоятельное происхождение. Современная мысль о взаимодополняемости научного и религиозного знания, родившаяся в научных кругах, лишает сегодня любой спор между наукой и религией какой-либо почвы. Это означает, что для созидания личной и общественной жизни человеку нужна как религия, так и наука. Как никогда в истории, христианство сегодня заинтересовано в поддержке научного знания и во внедрении его в жизнь.

Сохранение послания или пересмотр?

Но прежде всего христианские Церкви заинтересованы в сохранении своего особого послания, которое было открыто людям Господом Иисусом Христом, и в его введении в жизнь современного человека. Мы знаем из истории, что эта задача никогда не была легкой. Человеческие немощи приводили к расколам, столкновениям и даже братоубийственным войнам. В первое тысячелетие христианской эры верующие стремились наиболее четко выразить человеческим языком те истины о Боге, которые были открыты им в благовестии Христовом. Сегодня мы имеем их краткое изложение в Никео-Цареградском символе веры.

Правда, до сих пор в христианском сообществе существуют разделения по поводу понимания основных догматов веры. Однако с уверенностью можно сказать, что до недавнего времени все христиане придерживались, по крайней мере, единых взглядов на человека и правила его жизни, выраженные в моральных нормах. Сегодня же это единство также нарушено. Некоторые христианские общины в одностороннем порядке пересмотрели или пересматривают нормы жизни, содержащиеся в Слове Божьем.

Вызовы постмодерна

Почему же это происходит именно сегодня, в начале XXI века? Почему сегодня в некоторых христианских кругах стала популярна идея эволюции моральных норм? С одной стороны, для этого есть предпосылки в том направлении богословия, которое толкует принцип спасения только верой в ущерб моральному состоянию человека. Но более всего, на мой взгляд, в этой позиции ощущается влияние безрелигиозного духа мира сего. Есть подозрительное совпадение в новом подходе к морали в христианских кругах с распространением парадигмы постмодерна в секулярном обществе.

В Церкви Свет как благодать и Свет как истина соединяются и существуют как одно целое

В широком смысле постмодерн означает совместимость несовместимых между собой взглядов и позиций. Может быть, такой подход оправдан в каких-то сферах общества, но он не может быть оправдан для христиан в области морали. Верующие люди не могут одновременно признавать ценность жизни и право на смерть, ценность семьи и допустимость однополых отношений, защиту прав ребенка и намеренное уничтожение человеческих эмбрионов в медицинских целях.

Однако такой подход не просто существует в мировоззрении некоторых людей, то есть в частной сфере, но постепенно становится обязательным для всех граждан через принятие соответствующих правовых норм в некоторых европейских странах, а также в международных организациях. Православные христиане Восточной Европы, имеющие опыт жизни в тоталитарном государстве, сегодня улавливают опасные тенденции развития политической власти.

Христианам с древних времен знаком принцип, который выразил блаженный Августин: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь». Только получается, что сегодня у христиан и светских людей образуется пропасть в понимании того, что главное, а что второстепенное. Этот последний момент представляется наиболее пугающим для христиан, отстаивающих для себя возможность только одной морали. Если христиане будут принуждаться властью быть соучастниками исполнения противоречащих их вере норм морали или содействия им, то для них такая власть станет враждебной и неприемлемой.

Окончание следует.

 

Когда уж очень утомитесь, то лежите и молитесь... храня дух спокойный... То, что у вас бывает, что тянет к Господу... блюдите... С этим можно и одним жить и спасаться.

 

Св. Феофан Затворник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 3

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.