|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№2 (47) февраль |
|
|
КОРАБЛЬ СПАСЕНИЯ У ЯНТАРНОГО МОРЯ
Пролог
Недавно издательство вильнюсского Свято-Духова монастыря Русской Православной Церкви по благословению митрополита Виленского и Литовского Хризостома выпустило книгу Германа Шлевиса «Православные храмы Литвы».
На первой странице обложки — фотография красивого храма. Будто сказочный корабль с мачтой-колокольней — настоящий ковчег спасения, — воспаряет он к небу почти у самой опушки леса. Это храм Иверской иконы Божьей Матери в Паланге. Его невозможно не заметить, если въезжать в город-курорт со стороны Клайпеды
О том, как строилась церковь, и о сегодняшней жизни небольшого православного прихода в соседней стране — наш рассказ.
Немного истории
В советское время Паланга была знаменитым курортом. В небольшой литовский городок на берегу Балтийского моря в летнее время со всех концов страны стремились приехать отдохнуть хотя бы на месяц. Почти каждый калининградец хоть раз побывал в Паланге.
Но времена меняются. Литва стала самостоятельным государством. Визовые и прочие барьеры в последнее десятилетие резко сократили количество желающих сюда приехать, в том числе и из нашей области.
А ведь пять лет назад к Музею янтаря — дворцу польских магнатов Тышкевичей в Приморском парке, готическому костелу, молу, зданию деревянной аптеки XVII века и прочим интересным местам Паланги прибавилась еще одна достопримечательность, несомненно ставшая украшением городского пейзажа. Речь идет о православной церкви во имя иконы Божьей Матери «Иверская».
Его появление подобно чуду. Ведь немногочисленным верующим Паланги, казалось бы, вполне достаточно было православного храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Клайпеде, до которой рукой подать — минут десять на автобусе. К тому же в соседнем городе началось строительство еще одной церкви — Покрово-Никольской.
Правда, в 1995 году и в Паланге был зарегистрирована самостоятельная православная община, которую наряду с приходами в Шилуте, Кретинги и Таураге возглавил иеромонах Алексий (Бабич). Он вместе с прихожанами не сомневался, что новый храм на янтарном балтийском берегу обязательно появится.
Батюшка Алексий
Как люди приходят к вере? Настоятель церкви Иверской иконы Божьей Матери на этот вопрос отвечает очень просто: скорби привели.
Родился он в Казахстане, а на Балтику, в Клайпеду, приехал, как и многие, за хорошим заработком — устроился на одно из судов Клайпедской базы рефрижераторного флота. Только в 1990-х годах стал посещать церковь, крестился. У молодого человека как-то сразу возникло решение уволиться с работы и посвятить себя служению Богу.
— Еще до этого, когда ходил в море, начались искания смысла жизни — для чего живу, какой след оставлю после себя. Когда начал думать о Боге, стал больше воцерковляться, какие-то расплывчатые ориентиры — посадить дерево, построить дом и т.д. — уже больше не увлекали. Даже показались в чем-то примитивными, — говорит о. Алексий. — Стал нести послушания при клайпедской Всехсвятской церкви. В 1995 году владыкой Хризостомом, митрополитом Виленским и Литовским, был рукоположен в дьяконы, а спустя год стал священником.
Тогда же владыка благословил молодого батюшку создать приход в Паланге. Как он разглядел в только начинающем нелегкую пастырскую службу священнике человека, которому по плечу будет создать храм практически на пустом месте, знает только Бог.
Назначение удачно совпало с желанием оставшихся здесь после развала СССР русских людей, в основном из семей бывших военнослужащих Советской Армии (раньше их было много, но со временем большинство уехало с семьями — к другому месту службы), объединиться в какую-то организацию. А что может быть лучше, как делать это на основе веры своих отцов и дедов? Наиболее оптимальный вариант — построить православный храм, который стал бы духовным центром, объединяющим людей. Задача не из легких, но о. Алексий с ней справился.
Создание прихода
Официально самостоятельный православный приход в Паланге был зарегистрирован в 1995 году. Первые богослужения проходили в русской школе. В фойе были развешаны иконы, сооружен иконостас. Несколько икон от него сохранились и сейчас украшают трапезную приходского дома.
Узнав, что в школе собираются православные, один из местных художников- литовцев подарил им икону Тихвинской Божьей Матери. Для нее был специально сооружен киот, а прихожане, собиравшиеся в молельном доме по субботам и воскресениям, стали горячо молиться Богу о ниспослании им настоящего храма.
К тому же стало известно, что городские власти собираются закрыть школу, что, в конце концов, и произошло. Поэтому строительство церкви стало уже насущной необходимостью.
Строительство на улице Соду
Одна из прихожанок, Анна Яковлевна Лелейкене, взяла на себя заботы по оформлению документов. До выхода на пенсию она работала в банке, так что знала все тонкости собирания всех необходимых бумаг. К счастью, долгого хождения по кабинетам удалось избежать: городские власти и лично мэр города Пранас Жеймис проявили неподдельную заинтересованность в строительстве церкви и не только не препятствовали православным верующим, но и очень быстро дали разрешение на участок под строительство в районе новостроек на окраине Паланги, на улице Соду. Всего под новостройку было выделено 2 263 кв. м, причем бесплатно.
Теперь все дело упиралось в средства. Среди тех, кто принимал горячее участие в создании прихода, был Алексей Павлович Попов, известный в Клайпеде предприниматель, когда-то, как и батюшка, ходивший в море. Он и раньше существенно помогал православным приходам, на его средства был разработан архитектурный проект новой Покрово-Никольской церкви в соседнем городе-порте. И в этот раз он решил пожертвовать средства на строительство Иверской церкви в Паланге.
Архитектор из Пензы Дмитрий Борунов спроектировал церковный комплекс, включающий в себя храм, колокольню и приходской дом. 18 февраля 2000 года был торжественно заложен первый камень, и местная фирма «Парама» тут же начала строительство. А уже в декабре 2001 года строители вручили о. Алексию символический ключ от построенной церкви. Пожалуй, это был рекорд по скорости возведения каменного православного храма на всем постсоветском пространстве. Как отмечает в своей книге Герман Шлевис, эта церковь — «совершенно оригинальное произведение сакрального зодчества, ее здание выполнено из монолитного железобетона. И при этом в облике Иверской церкви очевиден общий образ православного храма». А местным жителям нравилось, что в очертаниях храма явно просматриваются и элементы готики, то есть учитывался и их менталитет.
Неординарный по внешнему виду палангский храм хотелось изысканно украсить и изнутри. В одной из паломнических поездок в Салониках познакомились с греческими мастерами — резчиками по дереву. Им был заказан резной иконостас из липы с киотами и Голгофой. Мастерами из Софрино изготовлены паникадило, подсвечники и прочая утварь, колокола отлиты в Ярославле. Над образами святых в иконостасе трудились иконописцы России и Литвы.
Великое освящение нового храма состоялась 16 июня 2002 года. Его проводили при большом стечении народа митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и митрополит Виленский и Литовский Хризостом в сослужении иереев епархии. После торжественной литургии владыка Ювеналий, выполняя поручение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, вручил заслуженную награду — орден преподобного Сергия Радонежского — ктитору (жертвователю) храма Алексею Попову. За 30-летнее архипастырское служение патриаршей награды — ордена свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского — был удостоен владыка Хризостом.
Когда проходил праздник, стены и потолки храма еще не были украшены замечательной росписью. Два года подряд на три летних месяца приезжала в Палангу из Дивеево бригада мастеров — профессионалов стенной росписи. Работали без выходных, по 10—12 часов в сутки. В итоге на человека, впервые попадающего под своды храма, роспись производит неизгладимое впечатление.
Прихожане
«Не в бревнах Бог, а в ребрах». Какой бы красивой церковь ни была, как бы ни был велеречив батюшка, главное достояние любого прихода — люди. За несколько лет в Паланге сложился замечательный коллектив из местных прихожан и тех, кто приезжает из Клайпеды. Сейчас постоянно по праздникам и по воскресным дням приходит на службу около полусотни человек. Среди них есть и молодые парни-пономари Максим, Андрей и Александр, которые постоянно помогают батюшке во время службы. Но больше все-таки людей среднего и пожилого возраста.
Один из них, например, 44-летний Дмитрий Морозов, работает распространителем газет. Он поет в церковном хоре уже четвертый год. В свое время учился в Советске на эстрадно-духовом отделении техникума культуры. Отец был военным, и вместе с ним еще в детском возрасте — в 1967 году — приехал сюда из Южно-Сахалинска. Жил вместе с родителями в специально построенных домах для военных на ул. Витауто. Сейчас живет неподалеку от храма и сразу пришел, как только узнал, что нужен человек, чтобы петь на клиросе.
— Меня всегда тянуло петь русские песни. У нас вся семья музыкальная. И сейчас дома беру гитару или на пианино начинаю мелодию наигрывать и пою, — рассказывает Дмитрий. — Конечно, духовное пение — это что-то совсем другое. Постепенно втянулся. Без этого уже не представляю свою жизнь.
А ведь в свое время Дмитрия чуть было не крестили в католическом костеле. Мама с папой хотели крестить ребенка, а в советское время православного храма в Паланге и нигде в округе не было вообще. Родители же не очень-то разбирались в таких церковных «тонкостях» и не видели особой разницы между православными и католиками. Семилетнему Диме, можно сказать, повезло: вмешался случай. Летом всей семьей поехали в Сочи, где была православная церковь, в ней-то мальчика и крестили. А спустя несколько десятилетий он наконец нашел свою церковь.
Прихожане с удовольствием принимают участие в разных хозяйственных работах. У всех искреннее желание помочь церкви. В приходском доме многое предусмотрено для всесторонней жизни прихожан. Не забывают здесь про ветеранов войны, для тех, кто нуждается, собирают вещи, продукты. В самом центре Паланги воздвигнут мемориал воинам, павшим во время Великой Отечественной войны, и прихожане постоянно приносят к памятнику цветы, ухаживают за ним, хотя, надо сказать, городские власти всегда поддерживают чистоту у обелиска.
Организуются паломничества по святым местам. Может быть, не так часто, как хотелось бы, но раз в год — обязательно. Особенно запомнились поездки на Святую гору Афон в Грецию, в Пюхтицкий монастырь в Эстонии, в польскую Грабарку, в знаменитые русские монастыри — Троице-Сергиеву Лавру, Дивеево, Оптину пустынь, Почаев.
Рады здесь и гостям. В приходском доме есть небольшая гостиница. Все скромно. В небольших номерах в мансарде, которые здесь ласково называют кельями, — по две кровати, стол и стул. Обязательно — небольшой иконостас с лампадой. Меня, например, поселили в «келью» Сергия Радонежского.
Воскресная школа
Рядом — небольшой зал с камином. Здесь за круглым столом обычно проходят занятия воскресной школы. Постоянно занимаются около 10 детей в возрасте от 6 до 12 лет. Занятия проводят Людмила Островерх и Елена Михно.
Дети не только рисуют, мастерят поделки или готовят выступления к православным праздникам — большое внимание уделяется изучению основ Православия. По благословению батюшки ребята посещают заболевших прихожан.
В летнее время Православное братство Литвы ежегодно устраивает в Паланге молодежный лагерь, куда съезжаются подростки со всей республики. Раньше лагерь размещался в русской школе, но после ее ликвидации для размещения используют литовскую школу, а духовное окормление подростки из разных приходов епархии получают непосредственно в церкви.
Библиотека
Часть мероприятий молодежного православного лагеря традиционно проходит в библиотеке Иверской церкви. Ей по праву можно гордиться. Здесь уже собраны тысячи томов богословской и философской литературы (в том числе есть труды Иммануила Канта), книг по истории Отечества, произведений русских классиков. Собрать такое богатство удалось во многом с помощью монахов Троице-Сергиевой Лавры — с некоторыми из них игумен Алексий поддерживает тесную братскую связь.
Здесь же на видео можно посмотреть кассеты с православными фильмами. Часть архивных видеозаписей о жизни прихода, в том числе проповеди митрополита Виленского и Литовского Хризостома, переводится на DVD. Есть в библиотеке подшивки православных газет и журналов, и среди них — приходского листка «Иверская свеча».
Своя газета
Она выходит уже пять лет. Куратором ее является приходской совет. Основной идеей, когда приходской листок только задумывался, была миссионерская деятельность — нести свет Истины людям, проживающим в Паланге и окрестных селениях. Потому и было выбрано именно такое название. Однако, столкнувшись с явным и скрытым противодействием (все-таки Литва в основном страна католическая), решили немного изменить акценты. Сейчас в «Иверской свече» кроме обычного православного календаря есть рубрики, посвященные истории церкви, жизни прихода, поздравления именинников.
В кабинете редактора все оснащено по последнему слову техники: два компьютера, принтеры, сканер. Делает газету Ирина Александровна Крылова. По образованию она математик, заканчивала магистратуру кафедры математики университета в Клайпеде, раньше работала программистом. Когда пришла в церковь, не думала, что снова плотно придется соприкоснуться с компьютерной техникой. Однако сразу поняла, что без нее не обойтись.
— У многих православных людей почему-то есть барьер или какое-то предубеждение перед использованием современных технологий, — говорит Ирина. — Они думают: раз церковь, значит, это что-то старое, отстающее от современности. Некоторые боятся компьютера из-за Интернета. Но ведь главное — как достижения современной техники использовать. Я, например, слежу за всеми новинками в мире компьютерной техники. И ведь кое-что даже существенно удешевляет производство газеты, я уж не говорю про связь по электронной почте или по системе «Скайп». Цветные фотографии (газета выходит пока в черно-белом варианте) рассылаются по электронной почте всем желающим.
Оказалось, газета очень нужна и пользуется большим спросом. Особенно популярна рубрика «Наша жизнь», помесячное расписание богослужений. Выходит «Иверская свеча» обычно в первое воскресение месяца и почти тут же расходится. Хотя 300 экземпляров (летом 400) — вполне приличный тираж. Некоторым впервые пришедшим в православную церковь она просто помогла не только выбрать правильный ориентир в жизни, но и уберечься от перегибов.
— Ведь иногда у людей, начинающих посещать церковь, проявляется что-то не совсем естественное в поведении, — продолжает Ирина Крылова. — Мужчины вдруг начинают отращивать бороду, не стричь волосы, женщины — одеваться во все черное, причем несуразно и неопрятно. Мы даем разъяснения — и с помощью нашего батюшки, и используя статьи из Интернета, перепечатываем у себя интервью с людьми светскими, которые недавно начали приобретать христианский духовный опыт.
Кстати, на рабочем столе Ирины я сразу заметил бумажку, на которой был записан сайт Кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда и газеты «СПАС», она им часто пользуется в своей работе. Своего сайта у церкви в Паланге пока нет, но он уже в стадии разработки.
Совместные трапезы
Обязательными стали в церкви трапезы после Божественной литургии. Батюшка обычно сам не ест, а садится за отдельный стол и, пока все трапезничают, читает что-то из святоотеческой или богословской литературы.
Отец Алексий считает, что раз человек пришел в храм на Божественную литургию, то обязательно должен причаститься, ощутить свою связь со Спасителем. И так совпало, что в день праздника Казанской иконы Божьей Матери, когда я гостил в Паланге и был приглашен на совместную трапезу, батюшка читал выдержки из книги игумена Петра (Мещеринова) «В единении со Христом: Таинство Евхаристии».
— «Самое главное, что есть в Церкви, Таинство из Таинств, — Святая Евхаристия. Это величайшее чудо, совершаемое на земле, — звучит ровный голос настоятеля Иверской церкви. — В этом таинстве фокусируется весь смысл Церкви и всей жизни человека, можно без преувеличения сказать, что ради совершения Евхаристии строятся храмы, пишутся иконы, отливаются колокола, шьются священнические облачения, изготавливается церковная утварь, наконец, выращивается хлеб и виноград.
Литургия, вобравшая в себя все богатство Церкви — и богословское, и культурно-историческое и эстетическое, — освящает все стороны жизни человека, начиная с семейных отношений и заканчивая его общественной деятельностью в различных сферах…»
Затем, после трапезы — обязательное совместное обсуждение прочитанного. Меня попросили рассказать о жизни православных в Калининграде. Слушали очень внимательно, с интересом, задавали вопросы, а несколько экземпляров газеты «СПАС», захваченные с собой в Литву, тут же ушли нарасхват.
Также в трапезной поздравляют именинников, проводят встречи на Рождество, Пасху и другие великие православные праздники.
Заключение
Сейчас Иверская церковь своим блестящим куполом издалека привлекает множество людей. Внутри — будто попадаешь в драгоценную шкатулку. Что говорить, и в России не в каждой церкви, построенной в последние годы, есть такая роспись на стенах, такой прекрасный резной иконостас.
Сказочный корабль с мачтой-колокольней вряд ли расправил бы паруса духовности на балтийском ветру, если бы не сложились вместе два компонента — искренняя вера батюшки Алексия, что вопреки всему храм будет построен именно в Паланге, и добрая воля многих помогающих ему людей самых разного социального положения.
Красивое здание и великолепный интерьер невольно привлекают множество самых разных людей, в том числе и тех, кто был далек от истинной веры. А за последние годы среди прихожан появляются те, кто перешел из Католичества в Православие.
Дмитрий Осипов
|