|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№3 (48) март |
|
|
Встаем на пост
10 марта начинается Великий пост — важнейший и самый древний из многодневных постов, время подготовки к самому большому празднику, празднику Святой Пасхи. Великий пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем — к радостям Светлого Христова Воскресения.
Как постимся?
К этому великому событию мы подготавливаемся духовно и телесно. Духовная подготовка состоит из уделения большего времени молитве, духовному чтению и отстранения от всего греховного. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говеньем и исповедью) и достойно причаститься Святых Христовых Таин. Телесная подготовка состоит в том, что мы прежде всего едим только постную пищу и максимально ограничиваем себя в развлечениях и праздном времяпровождении, чтобы опять же быть как можно более собранными для молитвы и покаяния. Поэтому духовная и телесная подготовка связаны друг с другом неразрывно. Недостаточно просто не есть мясо и не пить молоко, чтобы соблюдать пост, как ошибочно думают многие, — этим мы превращаем говенье в обычную диету, не имеющую никакого духовного смысла.
Проблемы современности
К сожалению, из Православия сейчас сделали некий «бренд». Многие известные политики толпами посещают храмы, спортсмены перед выступлением крестятся во весь экран, артисты совершают паломничества. Повальная религиозность элиты сделала свое дело, и увлечение религиозными ритуалами стало излишне массовым.
Это, безусловно, верный шаг из пропасти безбожия, в которой семьдесят лет провела наша многострадальная Родина, но все равно «палка о двух концах». Ведь нельзя истинно верить «за компанию» с кем-нибудь и считать себя воцерковленным только потому, что ты пошел в храм вслед за кем-то.
От Масленицы к Прощеному воскресенью
С началом Великого поста многие далекие от религии люди решают «поститься», порой не понимая ни смысла поста, ни правил его соблюдения. Легкомысленный подход к столь серьезному делу может нанести вред здоровью, а главное, уж точно не спасет ничью бессмертную душу.
Великий пост начинается с Прощеного воскресенья, которое, в свою очередь, завершает Масленицу — так называемую предпостовую неделю. Еще на Руси на Масленицу совершались всенародные гулянья с обильными (исключая мясные продукты) застольями, вождением хороводов и традиционной продажей блинов. Вспомним нашумевший фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», в котором как раз широко показан праздник масленичной недели, когда герои Алексея Петренко и Джулии Ормонд участвуют в различных мероприятиях и поедают блины с черной икрой. Такая традиция отмечать Масленицу издавна существовала и была широко распространена при самодержавии, а теперь возобновилась и в наше время.
Кстати, отказ от мяса и мясных изделий в этот период обусловлен более легким и «безболезненным» переходом на строгую постную пищу, которую мы начинаем употреблять с первого дня поста. В Прощеное воскресенье в последний раз вкушаются скоромные продукты, и после вечернего богослужения в храмах совершается особый умилительный Чин Прощения — священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
В чем суть поста?
К великому празднику Пасхи Христовой мы подготавливаемся духовно и телесно |
Так что же такое этот Великий пост? «Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. И с какою любовью, какими божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями… научает всякой добродетели и возводит к совершенству», — писал о. Иоанн Кронштадтский.
Вообще слово «пост» имеет в русском языке, как и в латыни, два смысла — «пост» как время воздержания и «пост» как место, где находится караульный, дежурный солдат. Так вот, в латинском языке, откуда к нам это слово, скорее всего, и пришло, оно означает точно то же самое. Пост — это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин сугубо вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. Сам Творец миров снизошел к нам и распялся «нас ради человек и нашего ради спасения».
Диакон Андрей Кураев особенно отмечает, что Великий пост — это пост с большой буквы. И когда в церковной среде говорят: «Постом такого-то года было то-то и то-то» или «Я к вам как-нибудь постом приеду», то обычно имеется в виду Великий пост, а все остальные три поста в таком случае специально уточняются. Более того, это, в общем-то, единственный пост среди церковных, в котором само церковное богослужение является особым и специально постовым. Потому что, скажем, богослужение Петрова поста не имеет никаких особенностей по сравнению с обычными, рядовыми службами. Богослужения Успенского и Рождественского постов, по сути, то же самое: есть две-три молитвы, которые говорят о том, что мы идем к Рождеству, но в принципе сам стиль богослужения остается тот же.
А Великим постом даже «Господи, помилуй» поют и то на иной распев, нежели в обычное время. Появляются совершенно особые молитвы и в домашней молитве христианина, и в храме. И уже этим свидетельствуется, что это время, которое является совершенно особым.
Традиции поста
В принципе, традиция поста имеет еще ветхозаветное установление. Даже в иудейской среде на рубеже Ветхого и Нового Заветов была привычка поститься два раза в неделю — обычно по вторникам и четвергам. Соответственно, христиане, чтобы их не упрекали в том, что, дескать, «иудеи постятся, а вы стали христианами для того, чтобы не соблюдать постов, чтобы жить легче и вольготнее», тоже решили поститься, но в другие дни. Так появились среда и пятница — тоже два дня в неделю.
Пост — это время, когда душа должна становиться на страже |
Что касается Великого поста, то он имеет очень интересное миссионерское происхождение. Эти 40 дней вначале постились не христиане, а язычники — те, которые хотели принять Крещение. И вот человек готовится к Крещению… Крестились тогда в основном взрослые люди. Христианских семей было еще мало, поэтому детей практически не крестили, большинство были взрослыми, которые уже сознательно пришли ко Христу. Человек готовился ко Крещению, не просто читая книжки, как это сегодня часто бывает, когда мы ходим на проповеди, на лекции и затем решаем: «Ну вот, пора уже креститься» — или вообще без всякой подготовки, между делом забежав в храм, покрестившись и побежав дальше по своим делам. Нет, все было не просто так — это была подготовка, в ходе которой человек должен был основательно перетряхнуть свою душу. И поэтому это было время его подвига, его молитв, его поста.
Затем, приняв Святое Крещение, человек и сам начинал говорить о Христе, проповедовать Евангелие другим язычникам, приводить других в христианство. А крестили в древней Церкви не каждый день, но только несколько дней в году: на Рождество, на Пасху, и еще было немного таких дней, но прежде всего в Великую Субботу перед Пасхой. И христиане решили сами поститься в это время — вместе с теми, кого они обращали в свою веру и кто постился в это время сам, готовясь к Крещению. То есть ради оглашенных — ради язычников, которых приводили к Христу.
Таким образом, Великий пост первоначально зародился в христианской церковной среде как пост солидарности, как сугубое время молитв не столько о себе даже, а о тех людях в том мире, в котором мы живем, о людях, которых мы надеемся привести ко Христу.
Особенность Страстной седмицы
Сами же христиане в те времена постились не в Великий пост, не в Четыредесятницу, а в Страстную седмицу. И вот до сих пор наш пост состоит из двух частей — это Святая четыредесятница и затем Страстная седмица.
По словам диакона Андрея Кураева, Страстная седмица — это уже не Четыредесятница и, в общем-то, уже не Великий пост — это отдельное время. «Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) — это время, когда мы идем навстречу Богу. Страстная седмица — это время, когда Господь идет навстречу нам. Идет через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие в ад. И, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога».
О «приятности» поста
А что касается того вопроса, который возникает обычно у всех, когда речь идет о посте… Как правильно принять нам строгие ограничения в пище? В Евангелии сказано: «Не то, что входит в уста человека, оскверняет его, а то, что выходит из уст его», а это прежде всего злые слова, слова осуждения и гнева. То есть цель поста — это в первую очередь не отказ от очередной, скажем, котлеты, хотя телесная подготовка тоже, безусловно, важна.
В молитвах говорится: «Поститесь постом приятным». Это наводит нас на то, что нужно устроить себе такую программу, которая нам будет духовно приятна. Как утренняя зарядка или бег вдохновляет, так же и телесный пост должен вдохновлять. Мы как бы принимаем духовный душ и духовно подтягиваемся. Но нужно знать наши силы и не поститься слишком много или слишком мало. В первом случае мы можем пасть в разочарование или уныние, а во втором не достигнем нужного духовного и телесного напряжения, то есть подвига. Если мы начнем исполнять правила, которые нам не по силам, то можем этим принести много вреда и своему телу, и своей душе.
Но где упрощать пост, в его строгости или в его длине? И как? И насколько? По совету священника каждый может определиться с этим индивидуально. Главное — помнить, что все это не просто формальность, что пост — это призыв, который ведет нас за руку в глубины духовной жизни, к встрече с Воскресшим Господом.
Маргарита Ожогова
|