|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№5 (26) май |
|
|
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА СМОЛЕНСКОГО И КАЛИНИНГРАДСКОГО КИРИЛЛА
ОСВЯЩЕННОМУ КЛИРУ И БЛАГОЧЕСТИВОЙ ПАСТВЕ ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сердечно приветствую всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, с великим и мироспасительным праздником Воскресения Христова. В событии Воскресения открывается смысл всего того, что Бог совершил для рода человеческого.
Сотворив человека по своему образу, Он вложил в человеческую природу свободу выбора, великую свободу самоопределения, а также иную, не менее великую и значимую способность различать добро и зло. Различение добра и зла называется нравственностью. Итак, свобода и нравственность - две особые силы и способности, заложенные Богом в природу человека. Именно этими способностями человек отличается от всего творения, именно эти способности он призван развивать на пути самосовершенствования.
Образ Божий придает человеческой природе особую ценность. И эта ценность не зависит от человека, от его мыслей, чувств и действий. Даже самый последний грешник обладает этой ценностью: "Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений", - молимся мы словами заупокойного молитвословия. Но каждый человек имеет свою цену у Бога, как имеет цену и в глазах ближних. Эта цена называется достоинством. Двигаясь по пути самосовершенствования, человек развивает присущие его природе способности и возрастает в достоинстве. Свобода, данная Богом человеку, призвана содействовать этому возрастанию. Но человек не может обладать достоинством, когда он разрушает свое нравственное начало. Безнравственного достоинства не бывает. Если человек разрушает нравственное начало, то теряет способность делать выбор в пользу добра. Тогда его свобода обращается ко злу. Раскрепощенное свободой зло смертельно опасно для личности и общества.
Свобода и нравственность - две особые силы и способности, заложенные Богом в природу человека |
Сегодня человечество подошло к опасной черте. Благодаря средствам массовой информации каждый знает о том, что происходит в мире и в нашей стране: неумолимо растут эгоизм, жестокость, преступность, коррупция, разврат, ксенофобия и, как следствие, - страшное явление терроризма.
Когда общество сталкивается с наиболее жестокими проявлениями терроризма или межнациональной розни, то, как будто спохватившись, начинает говорить о необходимости принятия жестких мер для ограничения зла. Никакими жесткими мерами нельзя ограничить зло в одной области общественных отношений, оставляя возможность для него действовать безгранично в иных сферах. Борьба с жестокостью и ненавистью должна вестись широким фронтом. В основе этой борьбы - воспитание чувства нравственной ответственности с самого раннего детства, в школе, в училище, в колледже, в институте и в университете. Особая роль в этом общем деле принадлежит семье, средствам массовой информации, кинематографу и литературе. Свое воспитательное делание семья и общество должны основывать на тех вечных нравственных ценностях, которые проповедует Православная Церковь и которые принципиально не противоречат иным древним религиозным традициям.
Воскресение Христово - это победа добра над злом, правды над ложью, света над тьмой, Бога над диаволом |
Прошедший в начале апреля в Москве Десятый Всемирный Русский Народный Собор принял историческую Декларация о правах и достоинстве человека, в которой от имени самобытной русской цивилизации выразил глубочайшую уверенность в жизненной необходимости для человечества сочетать свободу с нравственной ответственностью. В этом сочетании видится ключ к решению самых сложных проблем, стоящих перед человечеством, включая отношения между нациями, религиями и культурами. В этом сочетании видится также и возможность выхода из того опасного положения, в котором оказалось наше общество, получившее свободу, но в достаточной мере не обретшее нравственной ответственности.
Почему же Воскресение Христово помогает понять замысел Бога о человеке? Потому что Воскресение - это победа, победа добра над злом, правды над ложью, света над тьмой, Бога над диаволом. В этой победе обретает смысл драма человеческой истории, а потому видимое торжество тьмы и зла не может путать и обескураживать людей. Свет Воскресения пронизывает тьму и помогает людям понять смысл происходящих событий. Верим, что и совершающееся ныне обращение нашего общества к ценностям свободы и нравственной ответственности происходит потому, что свет Воскресения озаряет исторический путь нашего многострадального народа. "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин 1:5), - провозглашаем мы вместе с апостолом Иоанном в Великий день Христова Воскресения.
Светлое Христово Воскресение 2006 года г. Калининград
КИРИЛЛ, митрополит Смоленский и Калининградский
|