|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№3 (48) март |
|
|
Палестина. Святая земля
Если двигаться от Гефсимании в сторону старого города, то путь наш лежит через ворота в городской стене, которые во времена земной жизни Спасителя назывались Овчими. Такое название ворота получили оттого, что поблизости находился водоем, в котором омывали жертвенных животных — как правило, овец. По ветхозаветному закону жертвы, приносимые в иерусалимском храме, полагалось предварительно омывать.
(Окончание. Начало в №1 (46) и №2 (47) 2008 г.)
Иерусалим. Крестный путь Спасителя
Именно сюда, в Овчую купель, сходил ангел Божий и «возмущал воду», как свидетельствует евангельское повествование, после чего первый человек, входивший в купель, получал исцеление от любой болезни. Здесь находился известный нам по евангельскому тексту Дом милосердия, по-еврейски — Вифезда, крытая пристройка над купелью, в которой «лежаше множество сухих, хромых, … чающих движения воды» страждущих людей. Здесь Господь исцелил расслабленного (то есть парализованного) человека, который пребывал в состоянии недуга долгих тридцать восемь лет.
В наши дни Овчая купель представляет собой почти пересохшую лужицу воды на дне глубокого археологического раскопа. Христианское предание свидетельствует, что на дне Овчей купели лежало огромное бревно, древесина его была настолько плотной, что оно, напитавшись водой, не всплывало на поверхность, но и не подвергалось гниению. И вот из этого-то тяжеленного бревна римские солдаты сделали крест для Спасителя. С древесиной в Палестине вообще не так просто, как, например, в средней полосе России, а тут мучителям не нужно было далеко идти: Овчая купель находится в трех минутах ходьбы от места расположения бывших римских казарм, здесь же находилась и темница, в которой содержали приговоренных к казни. И вот, словно нарочно выискивая, чем бы еще усугубить Страдания Христа, солдаты вытаскивают из купели тяжеленное мокрое бревно, и это Крестное древо Спаситель несет по улицам Иерусалима до самой Голгофы.
Кстати, Предание утверждает, что все исцеления в Овчей купели прекратились сразу же после того, как Древо Креста Господня было извлечено палачами из воды, да и сама купель вскоре пришла в запустение. Поистине, поразительно для человеческого сознания созерцать небольшую часть Древа Животворящего Креста, находящуюся в храме Гроба Господня, в тесном помещении под самой Голгофой. Удивление и трепет охватывают всякую христианскую душу, когда мы с благоговением прикладываемся к этой святыне.
Место заточения
От Овчей купели наш путь лежит к месту заточения Спасителя. Здесь, в подвальных помещениях современных зданий, в одном из так называемых культурных слоев, если пользоваться терминологией археологической науки, сохранились каменные плиты пола римских казарм. С трудом укладывается в сознании тот факт, что ты стоишь на камнях, по которым ступала нога Спасителя.
У римлян не было тюрем в современном смысле, были подземные помещения для содержания преступников, где они дожидались суда, после чего их или оправдывали, или назначали телесное наказание (денежный штраф), или приговаривали к казни. Какого-либо другого исхода, в виде, например, отбывания определенного срока под стражей, законодательство времен Христа не предусматривало.
Существует обычай, согласно которому перед тем, как пройти вслед за Господом по Крестному пути, паломник заранее приготовляет для себя небольшое деревянное распятие. Этот маленький Крест верующие проносят от темницы Господа до Голгофы и увозят с собой в родную страну. Проходят месяцы и годы, но человек, взирая на Крест, который он во время совершения паломничества собственноручно пронес в Иерусалиме по Крестному пути, как бы вослед за своим Господом, неизменно исполняется чувства глубокого благоговения перед величайшей Жертвой, принесенной Богом для того, чтобы всех нас избавить от власти смерти и греха.
Судные врата
Удивление и трепет охватывают христианскую душу, когда мы с благоговением прикладываемся к святыне |
Существуют различия в деталях Предания, которые повествуют об обстоятельствах прохождения Господом крестного пути, между традициями Православия и Римо-католицизма. Мы не будем здесь рассматривать или обсуждать эти различия, но стоит, пожалуй, особо отметить только одну святыню, находящуюся ныне в помещении, принадлежавшем до 1917 года Русскому Императорскому Палестинскому Обществу — такая общественная организация существовала в XIX и начале XX веков. Здесь находится храм, посвященный небесному покровителю российского императора Александра III святому благоверному князю Александру Невскому. За алтарной частью храма, через перегородку, находится фрагмент древней стены Иерусалима — не той, что была построена через восемь веков после Христа исламскими завоевателями Палестины, но той стены, камни которой были свидетелями Крестного пути Спасителя. Здесь, как составная часть фрагмента стены, находится каменный порог тех самых ворот, сквозь которые Господь проходил с крестом на плечах.
Эти врата назывались Судными, ибо, по обычаю, казни совершались вне городских стен, но пока осужденный шел по городским улицам, у него все еще оставался шанс быть помилованным. Это происходило в том случае, если среди жителей города находились дополнительные свидетели, которые могли принести новые оправдательные свидетельства в пользу осужденного. Для соблюдения этой серьезной юридической процедуры римские судебные чиновники сопровождали процессию, идущую к месту казни, до самого выхода из городских стен. Этот выход и назывался Судными вратами.
«Игольные уши»
Здесь же, рядом с порогом Судных врат, прямо во фрагменте стены находится небольшое отверстие высотой немного ниже человеческого роста, узкое внизу и несколько более широкое в верхней части. Да-да, это и есть знаменитые «игольные уши»! Помните, в евангельском тексте Христос утверждает, что человеку, который имеет большое материальное богатство, трудно войти в Царствие Небесное, проще верблюду пройти сквозь игольные уши? Ведь постоянное попечение о сохранении и приумножении этого богатства, борьба с посягающими на богатство отвлекают человека от духовной жизни.
Итак, «игольные уши» — это отверстие в городской стене, которое служило для пропуска в город запозднившихся путников, подошедших к воротам после захода солнца. С наступлением темноты ворота древних городов запирались до самого утра, и опоздавший должен был протискиваться через «игольные уши». Здесь одновременно внутрь городских стен мог проникнуть только один человек, что исключало возможность внезапного нападения врагов или разбойников, учитывая, что всю ночь у ворот дежурила немногочисленная стража. Так вот, оказывается, что через игольные уши мог иногда пройти и верблюд — в те времена основной вид гражданского транспорта в жарких странах; правда, для этого верблюд должен быть не слишком упитанным и специально обученным преодолению препятствий. Так перед нами буквально ожил один из самых известных эпизодов евангельского текста.
Храм Воскресения. Гроб Господень
И вот в конце скорбного пути тихий восторг паломников достигает своего апогея — мы вступает под своды храма Воскресения Христова. Храм Воскресения — это не одно здание, а скорее комплекс древних построек, начало которым было положено еще в IV веке императором Византии св. равноапостольным Константином Великим и его матерью, св. равноапостольной Еленой.
Человек, взирая на Крест, исполняется чувства глубокого благоговения перед величайшей Жертвой Христовой |
Во время завоеваний Иерусалима персами-огнепоколонниками в начале VII века и последующей исламской экспансии, а затем крестовых походов храм неоднократно перестраивался, частично был разрушаем, снова восстанавливался, здесь появлялись новые приделы и помещения. В результате к началу второго тысячелетия храм Воскресения приобрел примерно тот вид и размер, что имеет теперь, и включает в себя Голгофу, камень Помазания — место, где лежало Тело Господа после снятия со Креста, — и собственно Гроб Господень. Голгофа — небольшой каменистый холм, точнее скала, в наши дни практически полностью одетая в мрамор, — также находится под крышей храма Воскресения. На Голгофу ведут три небольших каменных лестничных марша — два из них предназначены для паломников, третий, боковой, вход связан с алтарной частью придела, принадлежащего православной Иерусалимской Патриархии.
Вообще храм Воскресения Господня буквально поделен между представителями различных христианских конфессий: это Православная и Римо-католическая Церкви, армянская апостольская и еще несколько так называемых дохалкидонских (то есть не принявших по той или иной причине установления одного из Вселенских Соборов Церкви — Халкидонского) христианских Церквей.
Камень помазания — место, где Иосиф с Никодимом наскоро приготовили тело Спасителя к погребению, — расположен прямо у подножия Голгофы, как раз напротив входа в храм.
Но главное по значению место храма — конечно же, сам Гроб Господень. Прямо на месте погребения Спасителя в начале XIX века была построена кувуклия (греческое слово, означающее буквально «ложе, усыпальница») — оригинальная постройка из розового мрамора, расположенная в самом центре храма под большим куполом. Кувуклия состоит из двух помещений. Первое, так называемый Придел Ангела, содержит часть камня, который Ангел отвалил от гроба воскресшего Господа перед тем, как туда вошли жены-мироносицы. Камень расположен в центре помещения, он служит престолом во время служения Литургии, когда она совершается на Гробе Господнем. Второе помещение содержит тот самый плоский камень, на котором находилось Тело Иисуса в момент Воскресения. Сюда, в кувуклию, ежедневно приходят сотни, тысячи паломников, дабы поклониться святыне, осязать ее, утверждаясь в вере, помолиться здесь, у этих святынь.
Эпилог
…На стене висит небольшое распятие, изготовленное из оливкового дерева, то самое, что было пронесено по Крестному пути. Заканчивая нашу маленькую заочную экскурсию в Святую землю, хочется пожелать каждому христианину однажды побывать в этом самом удивительном месте на земле, которое сам Творец и Создатель избрал для того, чтобы прожить земную человеческую жизнь и спасти всех нас, усвоив Себе нашу поврежденную грехом человеческую природу. Чтобы уничтожить многовековую власть греха и смерти, которой подвержены были все люди, начиная от грехопадения Адама, и которую можно победить, только следуя за Христом.
Священник Владимир Максимов
|