|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (49) апрель |
|
|
Письма духовным детям
15/II–59 г
К., мир тебе!
Если С. пьет, то надо его пожалеть. Он уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может. Ты же вместо помощи только осуждаешь его, требуешь от него того, что он пока дать не может.
Ты себя считаешь правою, но очень ошибаешься. Если ты духовнее его, то твоя обязанность — понести его немощи. «Вы, сильные, немощи немощных носите», — вот что требует от тебя Господь. Еще сказал: «Вы, духовные, исправляйте такового (как, напр., С.) духом кротости». Слышишь? Духом кротости исправляйте, а не руганью, упреками, ссорой, самооправданием и т.п. Таким поведением ты себя губишь; может от этого пострадать и С., тогда ты ответишь и за его душу.
Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любовью умоляю тебя: смирись пред С., дай обет Богу все делать ради мира и спасения обоих. Ты не можешь спастись без С., а он без тебя. Погибель одного будет гибелью и другого. Вы повенчаны, вы составляете одного человека. Если твоя рука заболеет, ты не отрезаешь ее, а лечишь. Не можешь ты отрезать от себя С., как и он тебя. Вам надо спасаться вместе — или вместе погибнуть. Сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» и т.д. Не тем ли более вам надо любить друг друга, полагать душу свою за другого! Ты знаешь требование Спасителя: «Если принесешь дар твой пред алтарем и вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, то иди прежде примирись с братом твоим и тогда уже принеси дар». Тогда только Господь примет его, а иначе отвергнет твои дары и твои молитвы, как отверг жертву Каина.
Кайся, я боюсь за твое духовное устроение. Ты писала и говорила о том, что видишь свои грехи, сокрушаешься о них. Не обманывает ли тебя враг? При искреннем видении своих грехов нельзя серьезно осуждать других, а тем более огорчать, как ты огорчаешь… Ты не должна требовать от него здоровья, когда он болен, а должна оказывать снисхождение его немощи. Не должна ругать, когда он пьян, а молчать, чтобы не вызвать на что-либо худшее. И в трезвом состоянии ты должна не пилить его, а совместно обсудить с ним, как вам быть, чтобы общими усилиями победить его слабость. Должна ты помнить и то, что ты не безгрешна. Можно дела по внешнему виду иметь вполне правые, а глубокие душевные мотивы (то есть причины) могут пред Богом оказаться лукавыми.
Не унывай, отгоняй уныние и неверие, чаще призывай имя Божие, и Господь утешит тебя |
Преподобный Пимен Великий говорил, что наше спасение в ближнем, то есть в любви к ближнему. С этого надо начинать всем, а также и тебе. Никакие твои молитвы, труды, милостыни не будут угодны Богу, если будешь осуждать только, а не прилагать всех усилий: или спасти его, или решиться самой погибнуть ради его спасения.
Не унывай, отгоняй уныние и неверие, чаще призывай имя Божие, и Господь утешит тебя, хотя и даст потерпеть его болезнь. Закон Духа говорит, что «многими скорбьми подобает внити в царствие Божие». Знаешь, через какое страдание перешли в будущую жизнь апостолы, мученики, подвижники? Как же нам, грешным, войти в царствие Божие без скорбей? Невозможно это. Поэтому и сказано, что кого любит Господь, тех наказывает скорбями и болезнями (в данном случае через С.), чтобы принять в Свою славу по смерти очищенными через покаяние и болезни.
10/III–59 г.
К.!
«Правильного или неправильного обличения отвергающийся своего спасения отвергается». У кого отверзается зрение для видения грехов, тот видит не отдельные грехи, а полную искаженность своей души, которая постоянно источает всякие грехи; больше того: даже добрые дела, и те пронизаны ядом греха. Когда человек ясно это увидит, а также совершенно убедится на тысячах случаев, что исцелить проказу души своей сам не может, тогда он естественно (а не искусственными приемами или самоубеждением) смирится и естественно перестанет осуждать других или оскорбляться на обиды.
Он только видит и в других такое же падение, как в себе, и уже жалеет их как товарищей по несчастию. Тогда перестанет возвышать одних и уничижать других, перестанет вовсе осуждать, ибо все находятся в падении, с одной стороны, а с другой — лживы мерила человеческие, как бы ни старались быть объективными. Как может тогда человек оправдывать себя в грехах своих? Как может обижаться, если кто обвинит его в том, в чем как будто он не виноват, когда мы имеем без числа самых отвратительных грехов, о которых никто не знает по милосердию Божию, покрывающему наши грехи?
Игумен Никон (Воробьев)
|