|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (49) апрель |
|
|
Встаем на пост
Продолжается Великий пост. Мы уже окончательно вошли в него и идем к Светлому Христову Воскресению — кто-то семимильными шагами, а кто-то чуть передвигаясь и постоянно оглядываясь назад… Но сейчас такой благодатный период, когда каждый может реально оценить свое состояние, то, с каким сердцем он вступил в эти ответственные недели. А если присутствует ощущение неправильности происходящего — еще не поздно все исправить, благо пост будет длиться практически до конца месяца. Исправить и подойти к главной цели хоть немного внутренне иным, преображенным человеком.
(Окончание. Начало в № 3 (48) март 2008 г.)
Пробуждение души
Некоторые тяготятся Великим постом: слишком сумрачным и суровым представляется им это время. Это те, кто не знает сладости чистой совести, легкости души, освобожденной от греховного бремени. Как отмечает епископ Иларион (Алфеев), пост — духовная весна. Как под животворными лучами весеннего солнца оживает природа, так теплота покаяния согревает и оживляет наши души. Когда мы с Божьей помощью сможем осознать всю тяжесть своих грехов, тогда мы станем способными сделать тот спасительный поворот от греховной жизни к добродетельной. Нам станет отвратительным всякий вид греха, и в нас возникнет жажда общения с Богом, жажда жить по Его Божественному учению. Пробудить в нас эти светлые чувства является целью Великопостного подвига.
Первая седмица Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а богослужение — особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среду и четверг) на Великом повечерии читается канон Святого Андрея Критского. В нем применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона.
После литургии в пятницу первой седмицы Великого поста в память святого великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста, происходит освящение «колива», то есть отваренной пшеницы с медом. В 362 году святой явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью по приказу императора Юлиана Отступника, но употребляли бы коливо.
В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое «Торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника в середине храма полукругом на аналоях (высоких столиках для икон) выставляются иконы Христа и Пресвятой Богородицы. В конце литургии священнослужители совершают перед ними молебное пение на середине храма, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от Церкви.
Недели Великого поста
Вторая неделя, второе воскресенье Великого поста, по словам протоиерея Всеволода Шпиллера, всегда ставит мысленный, духовный наш взор перед учением святого Григория Паламы об образе Божьем в нас, потому что мы спрашиваем себя: «А что же такое "образ Божий", вписанный Самим Богом в нас? В чем же он? Каков он? Что он такое?» А Григорий Палама именно на этот-то вопрос и отвечает. Святой Григорий Палама создал много творений, но одно из самых больших, самых важных — это так называемый «Томос веры». И в нем святой Григорий Палама говорит, что образ Божий в нас — это прежде всего свет — не физический, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. И каждому из нас присущ этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией.
Задачей духовной жизни является раскрытие образа Божьего в нас |
И задачей духовной жизни является раскрытие этого образа Божьего в нас. Другими словами, нам нужно так уподобиться Христу, чтобы наша личность, наш внутренний образ Божий смог соединиться с Первообразом, Фаворским Светом Христовым, нетварной энергией Божества, Божественной благодатью. В этом наше призвание и цель христианской жизни, которая осуществляется через духовные усилия, поиск смирения и покаяния, молитву и пост, через исполнение заповедей Господних.
В следующее, третье, воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест и все верующие поклоняются Кресту. Это происходит в середине Четыредесятницы для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века — святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли на Небо, к вечно пребывающей славе Божьей.
В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Марии Египетской»: вспоминается подвиг Марии Египетской, ее удивительное житие. Вновь читается покаянный канон Андрея Критского. Он содержит обращение именно к ней, преподобной Марии. Вот поэтому такая служба называется «Мариино стояние». Стояние в покаянии. Стояние в вере. Стояние в борьбе с грехом. Ее жизнь — жизнь великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в смирении и покаянии, — убеждает всех в неизреченном милосердии Божьем. И в пятое воскресенье Великого поста совершается последование (память) преподобной Марии Египетской.
В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице»: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от нашествия врагов.
В субботу на шестой неделе на утрене и литургии вспоминается воскрешение Господом нашим Иисусом Христом Лазаря. В народе это день называют «Лазарева суббота».
Шестое воскресенье Великого поста — Великий Двунадесятый Праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим, восшествие на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресеньем. На всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы или вайи (пальмы). Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними при зажженных свечах прихожане стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение). Вербным воскресеньем заканчивается Четыредесятница и наступает Страстная Седмица.
7 апреля
Но тут необходимо вспомнить об еще одном Великом Двунадесятом Празднике — Благовещении Пресвятой Богородицы. День празднования Благовещения всегда один и тот же — 7 апреля, а день Пасхи каждый год меняется. И все же Благовещение обычно находится невдалеке от Страстной Недели. Оно как бы готовит людей к переживанию самых напряженных дней богослужебного года.
Никто не знает, сколько еще Великих постов суждено нам пережить… |
Диакон Андрей Кураев отмечает, что эта близость Благовещения и Страстной Седмицы не случайна. В предпасхальные дни люди вспоминают Распятие Господа Нашего Иисуса Христа и все события, связанные с этим. Само слово «страстная» означает «исполненная страданий». В жизни любого человека есть место страданиям. В Евангелии же описываются не просто страдания людей, но страдания Богочеловека — Того Бога, что создал весь мир и людей. Не переставая быть Богом, Творец принял на себя полноту человеческой природы и жизни, со всеми радостями и печалями, присущими человеческому телу и человеческой душе. Не будь этого чуда Благовещения, не было бы и спасительной тайны Голгофы и радости Пасхи.
Собственно, то событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божьей в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но то, что Сам Бог соединился с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.
Раскрыть свое сердце…
Бог присутствует даже там, где, как нам кажется, Его нет. И Он всегда обращен к нам, даже если мы думаем, что Он отвернулся от нас. Бог никогда не отворачивается от человека, но человек сам отворачивается от Бога — в этом и заключается наша трагедия. По словам одного средневекового богослова, Бог никогда не оставляет нас, но мы оставляем Его; Бог всегда слышит нас, но мы часто не слышим Его; Бог всегда внутри, но мы оказываемся снаружи; Бог всегда рядом, но мы нередко далеки от Него. И когда «из глубины», из бездны мы взываем к Богу, Господь всегда приходит к нам на помощь.
Вот в чем мы каемся, вот о чем мы плачем во время Великого поста. О том, что многие дни, которые были даны нам для покаяния, для исполнения заповедей Божьих, дни, когда мы могли жить с Богом, предстоять перед Его лицом, мы прожили без Него, вдали от Него. Драгоценные дни жизни, дарованные нам для того, чтобы мы могли приблизиться к Богу, мы потеряли, погубили. Жизнь была дана каждому из нас, чтобы мы пришли к Богу и узрели Его лицом к лицу, но мы не увидели Свет.
Никто не знает, сколько еще Великих постов суждено нам пережить, сколько нам отпущено возможностей… И может быть, для кого-то это Великое говение окажется последним шансом пересмотреть всю свою жизнь и раскрыть свое сердце навстречу Богу.
Маргарита Ожогова
|