Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№4 (49) апрель

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВАЖНОМ 

 

Дисциплина любви

 

Повседневная практика общения с детьми, подкрепляемая всей предшествующей историей человечества, свидетельствует: физическое наказание является одним из основных воспитательных средств. И как таковое оно требует внимательного отношения как к количественному, так и к качественному своему аспекту. Для любой педагогической системы важно, какое место в ней занимает наказание, что оно собой представляет, каковы его цели и средства. Даже среди тех, кто считает наказание необходимым элементом воспитания, представления о том, за что и как надо наказывать, сильно разнятся. О том, какую роль играет наказание в воспитательном процессе, как и за что следует наказывать детей, наш корреспондент беседует с иереем Сергием Коротких.

 

— О. Сергий, какое место отводится в воспитательном процессе наказанию?

—На протяжении всей истории человечества наказание занимало одно из самых важных мест в процессе воспитания детей. В Священном Писании мы находим немало мест, где говорится о наказании вообще и наказании родителями своих детей в частности: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им» (Сир 30:1); «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит с детства, наказывает его» (Притч 13:25); «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся крикам его… потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его» (Притч 19:18—19).

Но сразу надо оговорить, что именно мы подразумеваем под словом «наказание». Изначально это слово означает «указание, наказ, наставление». А какими способами осуществляется это наставление, зависит непосредственно от человека, к которому оно обращено. Сегодня же это слово чаще употребляется в более узком смысле — в значении прещения, возмездия за проступки и непослушание. И если мы обратимся к соответствующим текстам Священного Писания, то обнаружим, что наказание, как правило, имеет своей целью научение и только в крайних, редких случаях выступает как чистое возмездие.

Конечно, родители должны наставлять, воспитывать своих детей и следить за тем, как выполняются их наставления. И порой для того, чтобы дети были послушны, приходится прибегать к наказаниям. Но наказания могут быть самые разные: строгий взгляд, лишение сладкого, запрещение прогулки во дворе со сверстниками или, как крайняя мера, «ремень».

— Если понимать наказание в узком смысле, какие цели оно преследует как педагогическая мера, заменимо ли оно как воспитательный метод?

— К сожалению, естество Адама и Евы, заразившихся непослушанием и передавших эту болезнь по наследству своим потомкам, то есть всем нам, таково, что наказание в процессе воспитания играет важную роль. Когда родители видят, что их дитя поступает неправильно, что оно совершает поступки, которые могут привести к чему-то еще более худшему, нанести вред его душевному состоянию, душевному здоровью, они прибегают к наказанию. Это подобно тому, как врач делает больно, спасая от смерти. Непосредственно в момент наказания это может и должно быть неприятно ребенку, но впоследствии это принесет ему благо.

Есть еще один важный аспект наказания, точнее, его функция. Я имею в виду вырабатывание у воспитуемого, если уместно так выразиться, «рефлекса послушания». Это особенно важно в раннем возрасте, когда ребенок еще не может самостоятельно понять, «что такое хорошо и что такое плохо», осмыслить действительные свойства добра и зла и мыслит другими категориями: «это родители разрешают, а это нет». Для малыша то, что родители запретили, — «плохо», а что разрешили, то «хорошо». И здесь очень важно, чтобы впоследствии понятие «плохого», неприемлемого, понятие зла сформировалось в рамках того, что было запрещено родителями.

Для малыша то, что родители запретили, — «плохо», а что разрешили, то «хорошо»

Здесь особое значение для ребенка, да и для семьи в целом, имеет авторитет отца. Даже если отца нет дома, его авторитет должен определять поступки его детей. Конечно, такой порядок вещей должен неизменно поддерживаться матерью. Если в отсутствие отца ребенок начал шалить или совершил какой-то нехороший поступок, мать должна напомнить ему, как на это отреагирует отец: «Папа придет, он увидит», «Папе это не понравится», «А как на это посмотрит папа?» и т.п. И если запреты и добрые наставления отца выполняются ребенком даже в его отсутствие, то воспитание идет правильным путем.

— Если говорить о возрастном аспекте наказания, с какого возраста следует начинать наказывать детей и в каком следует прекратить?

— Думаю, что здесь вполне можно руководствоваться старой русской поговоркой: «Пороть ребенка надо, пока он лежит поперек лавки». Начинать наказывать надо тогда, когда начинает иметь место проступок, пусть даже еще неосознанный, но уже преступающий запрет. То есть наказывать можно начинать с того возраста, когда ребенок уже в состоянии воспринимать запреты родителей и выбирать, следовать или не следовать родительскому слову.

По мере возрастания ребенка физические наказания следует прекращать, иначе родители рискуют вместо пользы душевному устроению ребенка нанести ему вред. И скажется это не только на всей дальнейшей жизни ребенка, но и на том, как он будет воспитывать своих детей. Переходный возраст — это уже то время, когда ремень следует отложить в сторону или прибегать к его помощи в исключительных случаях, ибо наступило время самостоятельного осмысления подростком происходящего вокруг и внутри него. Ему нужна поддержка, совет. В это время авторитеты колеблются. И если родители сумели любовью и добрым наказанием привить детям уважение к себе, то благо таким родителям и их детям.

— В ответе на один из предыдущих вопросов Вы упомянули различные меры наказания: строгий взгляд, лишение сладкого, запрещение прогулки во дворе со сверстниками, «ремень» как крайняя мера. Что определяет степень суровости наказания, как определить наказание, соразмерное тому или иному поступку?

— Здесь, пожалуй, необходимо учитывать целый комплекс критериев определения меры проступка и, соответственно, меры наказания. Это и мера самого преступления — насколько конкретный проступок выбивается из рамок, норм общепринятого поведения в обществе, в семье; и степень того, насколько ребенок осознает, что он поступил неправильно; и каковы были мотивы этого поступка и прочее. Большое значение имеет то, в первый ли раз ребенок совершает тот или иной проступок или это происходило неоднократно. И все это родителям необходимо оценить, для того чтобы наказание было соразмерным, адекватным проступку, а главное, педагогичным, то есть способным направить ребенка в сторону добра. Только такое наказание может пойти ребенку на пользу.

— Кто должен наказывать ребенка? Могут ли наказывать детей, например, воспитатели в детском саду или это прерогатива родителей? Как это должно осуществляться?

Наказывать должен только тот, кто действительно любит ребенка, у кого болит за него сердце и кто неравнодушен к его дальнейшей судьбе. Чаще всего это именно родители. Если наказание производится без любви, то ожидать от него положительных результатов трудно.

Особое значение для ребенка, да и для семьи в целом, имеет авторитет отца

Чтобы ответить на вторую часть вопроса, в качестве иллюстрации расскажу о своем споре с одной моей знакомой в еще студенческие годы. Я уже был женат и имел сына. Знакомая пока была не замужем. У нас зашел разговор о наказании детей, и он перерос в спор о том, следует ли наказывать ребенка физически. Надо сказать, что меня отец физически наказывал редко. Я хорошо запомнил один из этих случаев, чего мне, собственно, хватило, и сейчас я благодарен отцу за все, что он сделал для меня в плане моего воспитания. Мама нас, своих детей, никогда не бивала. Так вот, с точки зрения своего положительного опыта я отстаивал необходимость физического наказания как неотъемлемой части семейного воспитательного процесса. Моя знакомая, наоборот, говорила, что бить детей категорически нельзя. И мирный, казалось бы, разговор привел к тому, что девушка на меня обиделась. Когда же я спросил, почему на нее так повлиял наш спор, она повернулась ко мне и сказала: «Как же так можно — шлангом по спине!» Все встало на свои места: ведь то, о чем говорила моя знакомая, называется уже не «бить», а «убивать».

Действительно, то, в какой форме осуществляется наказание, очень важно. По моему убеждению, физически наказывать ребенка должен отец. Мать способна ударить свое чадо только в состоянии аффекта, в истерике, когда эмоции преобладают над рассудком. Это значит, что в данный момент ребенок противен наказывающему, ибо он воспринимается как источник раздражения, возмутитель спокойствия, он представляет из себя то, что мешает жить. В такой момент, в момент такого наказания, наказуемый не почувствует себя любимым, а это значит, что наказание идет во вред.

Мужской ум более рационален и холоден. Традиционный и проверенный способ физического наказания — ремнем «по строго отведенному месту», не избивая, не поддаваясь чувствам, с холодным рассудком, с любовью, с болью за ребенка, и не за то, что он в этот момент испытывает физически, а за то, что с ним может произойти в будущем, если сегодня не осуществить это наказание. Поэтому наказание — это не только физическое страдание самого наказуемого, но и душевные страдания родителя за внутреннее состояние своего чада, за его будущее.

 

Дионисий Соколов

Начало спасения - самоукорение.

 

Святые Отцы

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 8

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.