|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№5 (50) май |
|
|
Радость встречи. Пасха!
Вот и дождались мы Светлого Христова Воскресения — пролетели семь недель Великого поста. А ведь еще совсем недавно (как будто вчера!) мы просили друг у друга прощения и вступали в новый этап нашей жизни — период особой душевной собранности и покаяния. И уже наступивший Праздник Святой Пасхи казался нам тогда весьма далеким и почти недостижимым из-за тяжкого груза грехов, который, будем надеяться, многие из нас пытались максимально уменьшить в этот прошедший пост.
Христос Воскресе!
Христос вновь Воскрес, Он не оставил нас, как и всегда. И мы вступили во время радости и общего ликования, время вновь обретенного счастья — а полноту его каждый из нас ощущает по-своему, ведь она напрямую зависит от итогов истекшего поста.
Ни в коем случае не нужно отчаиваться, если подведенные итоги оказались весьма неутешительны и у кого-то не хватило сил или желания осуществить задуманное. Давайте искренне радоваться вместе с Воскресшим Господом и просить его об укреплении веры и любви к Нему.
Ведь как красиво сейчас в каждом православном храме и доме, как блестят свежевыкрашенные яйца, какой аромат источают куличи, сколько тепла и света кругом! В каждом взгляде, в каждой улыбке, в каждом возгласе «Христос Воскресе!» так явно ощущается присутствие Божье, что если и задумываться о наличии чуда в нашей жизни, то не стоит искать его где-то — оно среди нас!
Вероятно, нет человека в нашей стране, который бы не слышал о смерти и воскресении Господа Иисуса Христа. Но в то время как сами факты Его смерти и воскресения так широко известны, их духовная суть, их внутренний смысл являются тайной Божьей мудрости, правосудия и Его бесконечной любви. Лучшие человеческие умы бессильно склонялись перед этой непостижимой тайной спасения. Тем не менее духовные плоды смерти и Воскресения Спасителя доступны нашей вере и ощутимы для нашего сердца. И благодаря данной нам способности воспринимать духовный свет Божественной истины мы убеждены, что воплотившийся Сын Божий действительно добровольно умер на Кресте для очищения наших грехов и воскрес, чтобы даровать нам вечную жизнь. На этом убеждении зиждется все наше религиозное мировоззрение.
История Пасхи
Слово «Пасха» пришло к нам из древнееврейского языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни вечной и вечного блаженства.
История Пасхи уходит своими корнями в глубокую древность. Примерно пять тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее — с исходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.
На первом Вселенском Соборе христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник «кочует» во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.
Придя на Русь из Византии, христианство принесло и традиции празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг — как день духовного очищения, принятия таинства Евхаристии, Страстная Пятница — как важнейшее напоминание о спасительных страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота — день светлой печали, покоя и ожидания — и, наконец, Светлое Воскресение Христово.
В кратких словах «Христос Воскресе!» заключается вся сущность нашей веры |
Обычаи предков
У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. В течение всей Страстной седмицы, предшествующей Пасхе, совершались основные приготовления к празднику. Так, Великий Четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство Евхаристии, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой — купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день белили избу, убирали в ней, все мыли и чистили. Мужчины занимались заготовкой дров для пасхального костра, запасали корма для скота.
Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции, крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С четверга готовили пасху (специальное творожное блюдо), пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Эти блюда освящали в церкви, обычно накануне праздника.
Разговение, в отличие от обычного праздника, радовало великолепием: стол был вкусным, обильным и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд — по числу дней истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.
Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, и прежде всего — катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» — битье крашеными яйцами. В течение всей Светлой седмицы (одно из ее названий — «звонильная» неделя) любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола; этому звону нередко приписывался особый смысл.
Пасхальное богослужение
Непосредственно само Пасхальное богослужение начиналось и начинается с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходит из церкви и обходит ее, а затем возвращается к церковному порогу. Здесь священник объявляет о Воскресении Христовом, после чего народ вновь входит в храм, где продолжается праздничная служба. В конце утрени священнослужители начинают «христосоваться», то есть трижды целоваться между собой в алтаре во время пения стихир. После этого они выходят из алтаря и христосуются с молящимися.
Но сейчас такой порядок соблюдается лишь в монастырских обителях, где в храме находится только немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где немного молящихся. Ныне же при громадном стечении народа священник, выйдя с Крестом на амвон, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением «Христос Воскресе!» с осенением Крестом на три стороны, а после этого возвращается в алтарь.
Смерть Христа и Воскресение «действует в каждом из нас» |
Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его говорили, что «Господь истинно воскрес» (Лк 24:34). В кратких словах «Христос Воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения.
Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу. С пасхальным приветствием соединено и лобзание, это древнее, идущее еще от апостольских времен, знамение примирения и любви. С древнейших времен оно совершалось и совершается во дни Пасхи. О святом лобзании в эти дни так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».
Суть христианства
Пасха — это не просто праздник. Это — суть христианства. Диакон Андрей Кураев отмечает: «Если мы внимательно прочитаем апостольские послания и посмотрим те первые проповеди, что приведены в "Деяниях апостолов", нас ждет сюрприз: апостолы не знают никакого "учения Христа". Ни разу они не говорят: "как учил нас Господь", не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых. Важнее всего этого для них одно: Он умер за грехи наши, но и Воскрес. Пасхальные события — вот основа христианской проповеди. Христианство — не "учение", не моралистика, а просто рассказ о факте. Апостолы и проповедуют только факт — событие, очевидцами которого были. Но при этом они говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в Его жизни, но и — в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, потому что "Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас" (Рим 8:11). Необычность происшедшего со Христом в том, что смерть Его и Воскресение "действует в нас" (2 Кор 4:12)».
И с тех пор каждый христианин может сказать: самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, «при Понтии Пилате»… где Воистину Воскрес Христос!
Маргарита Ожогова
|