|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№5 (26) май |
|
|
ИСТОКИ ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В Калининградской области к новому школьному предмету "Православная культура" (ПК), преподаваемому по учебнику Л.Л. Шевченко, добавился еще один - "Истоки". В чем схожесть и различие этих двух дисциплин? Наш корреспондент встретился с одним из авторов программы "Истоки" - доктором исторических наук, профессором Вологодского педагогического университета, заведующим кафедрой истоковедения Вологодского института развития образования, автором учебных пособий "Истоки" для 2-8 классов Александром Васильевичем Камкиным.
- Александр Васильевич, Ваша программа развивается уже 10 лет в школах и дошкольных учреждениях Вологодской области и ряда регионов Российской Федерации. Что нового она вносит в учебный процесс?
- По сути своей она пытается ответить на вопрос, который всегда являлся стержневым в русской школьной педагогике, а в последнее время как-то по-новому ею выстраданный: как соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа? Мы видим, как стремительно меняется информационная среда, как новое поколение вовлекается в неогедонизм (вспомним популярный лозунг современной массовой культуры: "Бери от жизни все"). Молодежь оказывается в ситуации духовно-нравственного выбора несравненно чаще, чем прежде. Смещается шкала ценностей, утрачиваются духовные ориентиры и взаимопонимание между поколениями - слишком часто это приводит к разрушению личности.
Собственную задачу "Истоков" мы видим в том, чтобы ввести в образовательное поле нашей школы систему идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе российской цивилизации.
- Ваш соавтор, профессор Российской Академии естественных наук, директор издательского дома "Истоки" Игорь Алексеевич Кузьмин говорит о "социокультурном пространстве от Рождества Христова".
- Я более сдержанный человек.
- В чем же отличие "Истоков" от ПК?
- Расскажу Вам историю, которая произошла в одной из школ. Приходит возмущенная мама к учительнице и говорит: "Поскольку в вашем предмете "Истоки" есть постоянное обращение к Православию, моя дочь на ваш урок ходить не будет". Скорее всего, мама ждала скандала, но учительница оказалась мудрой и говорит в ответ: "Конечно, вы же мама, вам виднее, что вашей девочке полезно, что нет". Но дети-то девочке рассказывали, как им интересно, и она стала уговаривать маму разрешить ей посещать урок. Мама опять приходит к учительнице и протягивает учебник "Истоки", в котором аккуратненько заклеено все, что связано с Православием: "Ну хорошо, пусть ходит на ваши уроки, только учиться будет по этому учебнику".
- Замечательная история, и таких недовольных родителей можно по пальцам перечесть и в отношении к ПК. Но там неприятие предмета бывает не со стороны детей и даже родителей, они-то как раз "за": а со стороны некоторых учителей и директоров школ. А как обстоят дела с Вашим курсом?
- Каждый год мы проводим представительные региональные конференции по "Истокам", и я хочу сейчас привести Вам типичные мнения участников. Одна учительница говорит: "Вела и буду вести "Истоки", хотя ни в какого Бога я не верю". Вторая говорит: "Как человек воцерковленный, с удовольствием веду этот предмет, потому что вижу возможность духовного просвещения детей".
Сегодня смещается шкала ценностей, утрачиваются духовные ориентиры |
Дело в том, что у нас, создателей программы, была цель сделать "экологичный учебник", то есть такой учебник, который бы устроил всех учителей, даже тех, кто далек от Православия. Мы же понимали, что общество в России очень разное - от людей воцерковленных и атеистов до равнодушных и даже противников любой веры. Но что примечательно: педагоги посидят недельку-другую на наших курсах, послушают лекции, и, знаете ли, некоторые идут в храм креститься. Несколько лет назад, когда наша программа уже применялась, а программа ПК только создавалась, к нам в Вологду приехал один из авторов ПК - главный редактор газеты "Воскресная школа" (это еженедельное приложение к газете "Первое сентября"), сегодня он уже иеромонах, Киприан (Ященко). Тогда первоначально, к нашему большому сожалению, он занял позицию соперника. Мол, давайте объединяться, а не распылять силы. Но жизнь показала, что не все готовы к глубокому погружению в ПК и обращению к высоким идеалам, что кто-то хочет и может начинать лишь с "Истоков". И на последней российской конференции по духовно-нравственному воспитанию в Ярославле отец Киприан при всех сказал, что поле духовно-нравственного воспитания такое большое, а сеятелей так мало ("Жатвы много, а делателей мало" - Мф 9:37), что пусть на этом поле будет и ПК, и "Истоки", и другие.
- О каких истоках все же говорит Ваша программа?
- Когда мы с Кузьминым объединили усилия и я занялся разработкой школьной программы, некоторые коллеги, глядя на меня, крутили пальцем у виска, мол, человек серьезные книги писал, наукой занимался, а тут вдруг в детство впал, говорит о каких-то примитивных вещах: родной очаг, имя, семья, род, деревня, сев, сказка, дом, песня: Когда я написал учебник для 8-го класса и приступил к учебнику для 9-го, одна учительница, это моя однокурсница Ирина, человек весьма сдержанный, вдруг разразилась длинной для нее тирадой: "Ну и что, прочитала твои книжки. Вроде все они о разном, но ты знаешь, я поймала себя на том, что ты говоришь об одном и том же, об одном и том же:"
Так и есть, потому что вечных, непреходящих ценностей-то немного, но усвоить, "проглотить" их разом, в один момент нельзя, с ними можно только расти. И тогда они будут органично впитываться и станут своими, собственными. Сказали мы слово "СЕМЬЯ" во 2-м классе в первый раз, а потом к нему постоянно возвращаемся в разговоре о любви, о доме, о верности, о чести, о храме: Мы словно все время ходим по одному и тому же родному полю, сначала вспахиваем его, потом взрыхляем, потом сеем:
- В 2005-2006 учебном году предмет "Истоки" преподают в 49 школах Калининградской области, в следующем году к ним присоединятся еще 63 школы и детских сада. Александр Васильевич, Вы в нашем крае не первый раз, что Вы скажете о его особенностях?
- Начну немного издалека. Как-то в Вологде на своих курсах я увидел молодого мужчину. Очень удивился, потому что мужчина-учитель - это редкость, да еще в начальных классах. Ему лет 30, симпатичный, мягкая русая бородка. "Здравствуйте, вы откуда?" - "Я из Новой Зеландии". Вот видите, Вы тоже удивились, как я тогда, а сегодня уже стало привычным, что учебники по нашему курсу запрашивают из Сан-Франциско или Парижа. Их запрашивают русские общины, для них наш учебник - это не средство повернуться к Православию, потому что там нет такой проблемы, для них это средство не потерять свою русскость. Например, говорить о том, что они - русские, с детьми в воскресных школах.
"Истоки" помогут детям лучше понять русскую культуру и себя как носителей этой культуры |
Я объездил Россию от Мурманска до Перми, но такого, как у вас, нигде не видел. Да, у вас тут нет привычных дорог и пейзажей с русскими избами, баньками, колодцами, стогами на прибрежном лугу. Здесь другая архитектура - помню, я зашел в кирху, а внутри оказался православный храм. Здесь другие язык и стилистика культуры, другой весь контекст культуры - немецко-советский. Конечно, нельзя воспитание патриотизма свести к русскому быту, но у вас краеведение - враг патриотизма.
И я думаю, что "Истоки" в вашем регионе помогут детям лучше понять русскую культуру и себя как носителей этой культуры.
- И как это определить, измерить? Я понимаю, что специальных "линеечек" не существует, но все же расскажите о результатах 10-летней работы.
- Ну вот, и Вы о том же. Я часто слышу: "Пора продумать мониторинг. Надо отследить воздействие. Изучать формирование личности". Как садовник не всегда может дождаться цветения зрелого сада, так и педагог. Я думаю, итоги надо измерять другими методами, не теми, что мне предлагают специалисты сегодня. Хорошо, постараюсь привести два примера, я ведь тоже делаю обобщения, хотя пока опираюсь только на наблюдения учителей.
Во-первых, дети становятся более открытыми: они умеют разговаривать друг с другом и слышать друг друга. Проблема общения для современных детей, как оказалось, очень серьезна. Многие семьи имеют одного-единственного ребенка, и он привык слышать и видеть только себя, привык постоянно быть в центре внимания. Одна учительница 1-го класса рассказывала мне, что постоянно разнимает драки.
- Ваш курс имеет для этого какие-то особые методики?
- Я считаю, что это хорошие, современные и передовые методики, их автор - Игорь Алексеевич Кузьмин. Например, все начинается с активного общения в двойке, затем в базовой группе-четверке и в дальнейшем в группе от 7 до 12 человек. Дети учатся налаживать обратную связь, учатся приходить к соглашению, переживать за группу, развивают понятие "Мы":
Во-вторых, дети становятся добрей. Отвечая на вопрос психолога: "Почему на вас бежит большая лающая собака?", наши дети начинают искать причину в себе: ну, наверное, я делал резкие движения; потому что я бежал; я одет как-то не так. Дети из других групп искали причину не в себе, а вовне: собака голодная, бешеная, хозяин нарушил правила выгула: Первая позиция мне представляется более человечной и христианской: посмотри сначала на себя. Но самое любопытное в том, какой вывод сделали после этого и подобных тестов психологи. Вы представляете, они утверждают, что программа "Истоки" формирует ущербное сознание и комплекс вины.
- В программе заявлено, что истоковедение - это "интегрирующее направление в образовании, оно осуществляет межпредметные связи".
- Нас часто спрашивали: "К какой образовательной области отнести ваш предмет? Химия, биология, физика - понятно, это природа. История, право - понятно, это общество. А вас-то куда?" Наконец после долгих дебатов решили: "Вы - надпредметны". Не потому, что мы говорим о чем-то таком: научном. А потому, что, говоря о самом простом, об очевидном, мы учим детей открывать в нем глубокий смысл и видеть в этом простом и очевидном главные человеческие ценности.
Людмила Козельцева
|