|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№5 (50) май |
|
|
ХРАНИТЕЛИ СОКРОВИЩ
18 мая - международный День музеев. Сфера культуры всегда активно участвовала в социально-экономическом реформировании государства и духовно-нравственном воспитании его граждан. Об этом наш корреспондент беседует с директором калининградского Музея мирового океана (ММО), заслуженным работником культуры РФ, председателем президиума совета по культуре при губернаторе Калиниградской области Сивковой Светланой Геннадьевной.
- Светлана Геннадьевна, наша область лет 30 уже занимает предпоследнее место в России по количеству музеев. Чем это плохо для нас, жителей края?
- За последние годы многое меняется. Например, в 1990 году появился наш ММО. Как это ни странно, многие памятники, даже полуразрушенные, стали, наконец, передавать музеям. Например, в 2005 году – Королевские ворота, памятник ХIХ века, в 2007 году – Фридрихсбургские ворота и так далее. Конечно, когда ты видишь, что торговые центры растут как грибы, а учреждения культуры – совершенно другими темпами, это удручает. Я насчитала только вокруг площади Победы около 12 мощных торговых комплексов.
Темпы строительства поражают, вроде бы, надо этому радоваться... Но музеи-то очень тяжело пробиваются, а ведь музеи – это история государства, это память. И самое главное, что они – это не только прошлое, но и будущее: это центры общения, просвещения, образования, воспитания, науки...
Я очень люблю слова Екатерины Великой, начертанные на первом музее в России – Кунсткамере в Санкт-Петербурге: если вы хотите предупредить преступления, сделайте все, чтобы просвещение распространялось.
- Музей мирового океана родился всего 18 лет назад в провинциальном городке, можно так сказать, и вот он уже всемирно известен. Как это случилось? Такое впечатление, что у коллектива музея сразу была четкая долгосрочная программа. Или коллектив пришел в нужное место в нужное время?
- Никуда мы не пришли. Представьте себе совершенно разрушенную набережную, похожую, простите, на свалку мусора. Представьте совершенно разрушенное судно «Витязь», которое 11 лет стояло безхозным и дожидалось своей участи. Единственное, что у нас было, это высокое имя, которое нам дали академики, потому что «Витязь» в свое время принадлежал Академии наук СССР и работал практически во всех морях и океанах планеты.
Поэтому нам сразу поставили высокую планку, назвав музеем МИРОВОГО океана! Ну, а мы были молодые, ничего не боялись, любили фантазировать. Мы были начитавшиеся, насмотревшиеся: много плавали, побывали во многих странах и кое-что знали о морских музеях. Оказывается, надо по-настоящему любить свое дело, задумывать невозможное, и тогда увидишь, что получится.
Мы мечтали: хорошо бы сделать такую набережную, как в морских музеях Бромберхабена (Германия), Нью-Йорка или Сан-Франциско (США)... Хорошо бы поставить вдоль набережной красивые и разнообразные суда... И нас почему-то не пугало то, что сохранение морской истории – дело очень сложное. Ведь корабль – это вода и сверху и снизу... корпус его разрушается... он требует ремонта... значительных средств... постоянного внимания и заботы... В СССР не было музеев-кораблей, потому что это очень дорогое удовольствие.
- Вы были первыми?
- Скажем так, до нас был крейсер «Аврора». К 40-летнему юбилею революции целый год вся страна обязана была помогать крейсеру: кто люстрами, кто металлом, кто деревом.
У нас не было таких идеальных условий. Тогда, в начале 90-ых годов, когда мы только начинали, многие россияне уезжали за лучшей жизнью за границу. Зато нам, наоборот, очень хотелось своими руками сделать жизнь лучше здесь, в Калининграде: сделать город, набережную, музей красивыми. Было очень стойкое ощущение, что мы строим сами для себя. Очень люблю повторять слова моего учителя: «Ты всегда делай так, чтобы тебе самой нравилось». Вот мы и старались успеть при жизни, не растягивая. Я знаю музеи, которые спокойно делают экспозиции по 20-30 лет. Вот, пожалуйста, пример Государственного исторического музея, он ремонтировался 30 лет. Целое поколение людей прикасалось к истории страны без его помощи.
- Можно сказать даже, что два поколения. Кстати, это то самое огромное здание на Красной площади?
- То самое. А мы, молодые и нетерпеливые, как только реставрировали какую-нибудь каюту или помещение на судне, сразу спешили открыть их для посетителей. Это был так называемый «фестивальный период», он бывает во всех новых организациях, когда еще нет рутинной работы, а планы, мечты и фантазии бьют ключом. И я с гордостью говорю, что когда мы начинали, нас было всего 10 человек. Сегодня осталась только половина из них, но это тоже хорошо, потому что это все люди профессиональные и увлеченные. Вот только начальник им достался с тяжелым характером. Это я о себе. Спасибо, что они мне все прощают, потому что знают, я болею не за себя, а за дело. (Смеется. – Л.К.).
У нас работает Светлана Вячеславовна Долгова, Ирина Николаевна Бойкина – главный хранитель, Виктор Леонидович Стрюк – заместитель по научной работе... В целом у нас отличная команда! Это очень важно, потому что времена нелегкие. Это раньше стояли очереди желающих попасть к нам на работу, ведь считалось престижным работать в музеях, библиотеках. Сегодня, как только узнают, сколько мы тут платим, уходят. Настоящие музейщики – это люди, не только преданные своему делу, это фанатики.
- Хочу признаться: поселившись в Калининграде 16 лет назад, никак не могла почувствовать его своим городом, не могла найти корни, потому что история чужих рыцарей и замков меня волновала мало. Во многом мне помогли «Витязь», набережная, музей – там ведь НАША история. Моя история.
- В этом одна из главных наших особенностей! Мы живем на бывшей территории Пруссии, и ни один музей Калининграда не рассказывает об истории государства росссийского, а здесь – о первой русской кругосветной экспедиции адмирала И.Ф.Крузенштерна, о М.П.Лазареве и Ф.Ф.Беллинсгаузене, открывших Антарктиду, и о том, как через 135 лет из Калининграда в Антарктиду отправилась первая советская экспедиция. И об адмирале С.О.Макарове, и истории рыболовного, китобойного и подводного флотов, истории космонавтики...
И взгляните сегодня на нашу особую гордость – набережную Петра Великого, набережную исторического флота. Вот «Витязь» - это представитель научного флота, самое большое научно-исследовательское морское судно-музей в мире. Я побывала во многих морских музеях мира и нигде не видела таких насыщенных композиций. Мы показываем почти все! Во всех музеях закрыты каюты и посетители рассматривают экспонаты через стекло! А у нас можно войти куда угодно: в кают-компанию, зал, трюм, машинное отделение. «Витязь» – корабль мира, дружбы. Славное судно...
Это «Пацаев» - единственное в мире действующее судно космической связи с музейной экспозицией и планетарием. С 1994 года на судне действующая лаборатория мониторинга, мы ведем наблюдение за погодой, состоянием воздуха и воды в Преголе.
Подводная лодка – единственная из послевоенных в России, находящаяся на плаву. Легендарный «Красин», флагман музея - единственный сохранившийся в России ледокол дореволюционной постройки.
- Это тот «Красин», который находится в Санкт-Петербурге, филиал ММО? Благодаря ему журналисты придумали фразу: набережная Петра Великого из Калининграда протянулась до северной столицы. Удивительнео дело: провинциальный музей имеет филиал в столичном городе. Есть ли прециденты в мировой практике?
- В мировой не знаю, а в России такой случай единственный.
- Я понимаю, ММО, конечно же, занимается наукой, но почему не академические институты, а именнно музей провел 1 Международную конференцию «История отечественной океанологии» в 1996 году, II конференцию – в 1999 году, а в 2003 году VII международный Конгресс по истории океанографии, в котором участвовали 250 ведущих ученых и специалистов из 23 стран мира?
- В этом еще одна особенность нашего ММО: академические институты, естественно, занимаются наукой, но у них нет цели изучать историю океанологии, океанографии, этих интереснейших наук. В конце прошлого века появилась настоятельная необходимость изучения именно истории освоения мирового океана, так появился наш музей. И слава Богу, потому что в суматохе перестройки мы могли лишиться исторических кораблей и многих ценных материалов и экспонатов.
История уходит, ее надо хранить. И не только для того, чтобы просто хранить. Ни в коем случает нельзя забывать, что она одновременно дает толчок для развития будущего. Возьмем, например, батометр - прибор для взятия пробы воды, изобретение вице-адмирала С.О.Макарова. Он описывает его в своей книге «Витязь». Тихий океан», удостоенной золотой медали Российской академии наук. Ученые, рассматривая сегодня старые чертежи, пришли к выводу, что многое можно в них почерпнуть для современного приборостроения и океанологии!
- Расскажите все-таки про VII международный Конгресс.
- Это особая, удивительная история, началась она за 10 лет до его начала, когда я стала в 1993 году участником V Конгресса в Сан-Диего, его проводил институт океанологии Скрибса.
Вдруг на заседании президиума оргкомитета Конгресса господин Ленц, это известный немецкий историк и исследователь океана, говорит: «Предлагаю VII Конгресс провести в России, в городе Калининграде».
Я, честно говоря, была в шоке. Тогда, в 1993 году, у нас еще не было ничего: ни набережной, ни кораблей, даже дома не дома... Да где же мы гостей будем принимать!
Господин Ленц говорит: «За 10 лет они успеют все сделать, я видел, какие люди там работают, и как быстро они реставрируют судно «Витязь». Я уверен, за это время они станут одним из самых активных мировых центров по истории океанографии...»
Конечно, это великая честь! И что нам оставалось делать?.. Люби свое дело, задумай невозможное, и тогда увидишь, что получится…
Окончание следует.
Людмила Козельцева
|