|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№6 (51) июнь |
|
|
Пастырство в Церкви
Наверное, нет сегодня такого человека, который бы мог себе представить Православную Церковь без священнослужителей. Их много, и они все такие разные… А каким должен быть современный священник с точки зрения нашего современника? В чем заключается его роль в становлении духовной жизни? Что можно пожелать сегодняшнему духовенству? С этими вопросами мы обратились к нашим современникам.
Истинный пастырь тот, кто может погибших
словесных овец взыскать и исправить своим незлобием,
тщанием и молитвою.
Пр. Иоанн Лествичник
Артем (18 лет, студент)
Современный батюшка для меня является образцом доброго и именно человеческого отношения к людям. А также священник для меня является авторитетом. Но его авторитет строится не на чувстве страха, а на уважении.
Я думаю, что роль священника в построении духовной жизни любого из нас очень важна. Во-первых, он всегда выслушает прихожанина, сможет, как я думаю, помочь ему советом. К батюшке часто приходят за помощью, когда в жизни случаются сложные ситуации, и он может помочь человеку разобраться в них с духовной, а зачастую и с житейской стороны. Во-вторых, священник может объяснить, растолковать какие-то вопросы, касающиеся священного Писания. Да и просто со священником всегда интересно поговорить, так как он образованный и интересный человек.
Своему духовному наставнику я хотел бы пожелать, во-первых, здоровья, а также Божьей помощи в его нелегком служении, семейного благополучия и всяческих благ.
Игорь (31 год, строитель)
Каким должен быть священник, я не знаю, но могу предположить, что он должен быть образованным, не отделятся от внешнего мира, а жить с ним в ногу. Он должен быть советчиком для человека. Должен быть мудрым и знающим современные ситуации в жизни и пути выхода из них. Священники — это те люди, которые живут на виду у людей, за ними все наблюдают, сравнивают их, оценивают. Поэтому желаю им терпения и умения защищаться от людей, то есть чтобы, несмотря на их труд ради нас, мирян, у них оставалось время на семью, детей… да просто на отдых у телевизора или на природе.
Светлана (40 лет, филолог)
Хочется видеть в лице современного священника отблеск Царства Божия, за которым хотелось бы следовать. Хотелось бы видеть его не отделяющим себя от паствы, но ощущающим, что все эти люди и он — одно и все мы часть целого, отвечаем друг за друга. Ответственность батюшки при этом, конечно, выше, потому что многие склонны судить о Церкви в целом по тем батюшкам, с которыми мы общаемся и которые у нас всегда на виду. Поэтому хотелось бы видеть его терпеливым, любящим, строгим и мягким, когда надо, умеющим общаться с разными людьми, по возможности смиренным. Думаю, что даже самый лучший священник не может утверждать, что знает все и имеет право повелевать жизнью другого человека, но вот дать направление духовного движения или указать на явный грех и возможность с ним бороться — это да.
Руководство священника заключается в умении слышать и понимать, откликаться на это Словом Божьим, словом святых отцов или своим опытом. А еще — в умении духовно вырастить другого человека, видя в нем Божественный образ, и в умении наставлять, увещевать, давать информацию к размышлению, рекомендовать духовную литературу.
Пока священник для меня — это совершитель таинств, а не наставник духовного путешествия. Хотелось бы пожелать нашим священникам терпения, любви и понимающей паствы.
Валерия (32 года, фотограф)
Я считаю, что современный батюшка не должен отгораживаться от мира, чтобы суметь видеть адекватно то, с чем к нему приходят люди. Это не означает, что он должен заболеть проблемами окружающего мира, однако он должен уметь разговаривать с совершенно разными людьми на одном с ними языке.
Для меня священники — это необычные люди, я отношусь к ним как к неким небожителям и поэтому их немножко побаиваюсь, а может, и стесняюсь. Поэтому для меня в батюшке важны деликатность, доброжелательность и терпимость. Мне кажется, что с такими, как я, «начинающими» все это необходимо для того, чтобы не оттолкнуть человека от Церкви. Но и сюсюкать и заискивать тоже не стоит. В конце концов, цель работы священника, как мне кажется, — помочь каждому отдельному человеку найти свою дорожку к Богу.
Самое лучшее, что священник может сделать, — это подать пример, как нужно верить, и объяснить, что это дает. Соответственно, батюшка со скучным лицом и видом полнейшей отстраненности вряд ли воодушевит прихожанина на духовный рост. Лично меня «зацепило» то, как батюшка на крещении моего сына волновался за нас, пытался ясно и понятно донести суть проповеди до каждого. Он хотел, как мне показалось, чтобы все задумались, услышали, заинтересовались. И еще: когда видишь на лице священника радость, улыбку в одни моменты и печаль — в другие, это лучше любых слов показывает, что происходящее в Церкви — живое, а не просто набор ритуалов и догм. Ну и, конечно, вовремя сказать нужное слово, нужное и важное лично для тебя, тоже дорогого стоит.
Хочу пожелать всем нашим священникам энтузиазма и веры в людей, а в общечеловеческом смысле — счастья и душевного равновесия.
Мария (27 лет, юрист)
Церковь Христова для меня ассоциируется с любовью, добром, честностью, и поэтому я думаю, что и современные батюшки должны быть именно такими. Они должны с добротой и пониманием относиться к людям, с вниманием, искренностью и заботой помогать разрешать их проблемы, опираясь на учение святых отцов.
Руководство священника в построении духовной жизни прихожанина можно сравнить с участием любящего отца в жизни его ребенка. То есть священник может смотреть на человека, пытаться определить внутреннее устройство его личности и уже исходя из этого пробовать давать советы, направляя жизнь прихожанина в нужное русло.
Роль священника в моем воцерковлении была и остается огромной. Моя дорога в храм началась недавно. Несколько лет назад Калининградской епархией были организованы духовные беседы с прихожанами. На одной из этих встреч я и увидела священника, который впоследствии стал моим наставником. В этом человеке меня сразу же поразила какая-то глубина, что-то неземное во всем его облике. Намерение прийти в храм родилось после этой встречи. Первую исповедь принимал тоже этот батюшка. До этого момента Церковь ассоциировалась для меня либо с какой-то недалекостью, либо с суровостью. Но на первой исповеди эти представления ушли, я получила не только отпущение грехов, но и самое главное — моего сердца коснулись милость и необычайная доброта Господа.
Уже впоследствии потихонечку стало приходить и все остальное. Сегодня я понимаю, что вся моя жизнь связана с Церковью Христовой: у меня есть стремление жить с Господом, принять себя и других, раскрыться для света и жить с миром в душе. Я замужем за священником, который тоже только начинает свое служение, и это служение теперь уже на двоих.
Своему духовному наставнику я хочу пожелать — зная, как много сил и времени требует служение, — заботы и понимания со стороны семьи, мужества и терпения на пути к цели и, самое главное, помощи Божьей в духовной борьбе и преодолении всех невзгод.
Лидия (19 лет, студентка)
Когда я была ребенком, священники казались мне людьми очень строгими, важными и необщительными. Ко времени вхождения в лоно Церкви они уже представлялись мне жителями другого мира, которые не понимают того, чем живут обычные люди. Но, воцерковившись и ближе познакомившись со священниками своего прихода, я поняла всю неосновательность своего юношеского недоверия. Современный священник — это прежде всего человек со своими достоинствами и недостатками, проблемами, горестями и радостями. Выбрав служение в священном сане, священник не перестает быть человеком. На мой взгляд, он одновременно должен быть и священником, и учителем, и другом. Как и Христос. Но он также является и отцом, батюшкой. Отрадно видеть, что сегодня многие священники идут в ногу со временем.
На мой взгляд, руководство священника в построении духовной жизни прихожанина должна заключаться в полном понимании и доверии с обеих сторон. Священник — это авторитет, но потерять его в глазах прихожан очень легко. Эволюция духовной жизни прихожанина во многом зависит и от руководства священника.
Я бы хотела пожелать всем священникам терпения, мудрости и Божьего благословения в их служении.
Сегодня многим священникам нелегко. Значительная часть традиций пастырства утрачена и забыта, всему приходится учиться с азов. Но, несмотря на все человеческие немощи и ошибки, Господь не оставляет своих учеников, невидимо наставляя и поддерживая священников на протяжении всей их жизни. И именно через пастырей Бог совершает Таинства и утешает страждущих.
Священство — великий дар Господа Своей Церкви, за который все мы должны непрестанно благодарить Творца. И храни вас Господь, дорогие наши батюшки!
Светлана Гутярь и Мария Попкова
|