|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (52) июль |
|
|
ВЕРА, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Размышления об истории и буднях православной общины
Пролог
На территории этого храма, расположенного на ул. Клавы Назаровой в Московском районе, даже не войдя в него, начинаешь чувствовать себя уютно от обилия цветов, многообразия зелени, высаженной вокруг церкви. Такова традиция, заведенная настоятелем храма протоиереем Вадимом Неткачевым: каждый прихожанин должен посадить дерево, кустарник или украсить клумбы новыми цветами. Растет человек — растет дерево…
Сегодняшний рассказ — о сплоченном церковном приходе и о его настоятеле.
Духовные корни
Родом батюшка из казахстанского Актюбинска. Во время Советского Союза там жило довольно много русских.
К вере привела мама, Екатерина Макаровна. Она была директором школы, но при этом не скрывала своего отношения к Богу. Во времена «развитого социализма» за это можно было вполне поплатиться своим положением, тем более в системе народного образования, где Богу вообще не находилось места. Кто-то из «доброжелателей» просигнализировал вышестоящему начальству. Поэтому вскоре ее понизили до завуча, а потом и вовсе до преподавателя русской литературы и немецкого языка.
Однако это еще больше сплотило православную семью. По заведенному обычаю, продолжали отмечать православные праздники, соблюдали посты. Особенно запомнились будущему батюшке праздники Рождества и Пасхи.
В то время в Актюбинске не было храма — его заменял молитвенный дом. Все-таки лучше, чем ничего, но, чтобы попасть туда на службу, приходилось постоянно преодолевать несколько кордонов милиции и дружинников, окружавших храм за три-четыре квартала. Партийные власти бдительно стремились не допускать молодежь на церковные праздники. Поэтому, чтобы посетить ночную службу, приходилось приезжать в молитвенный дом очень рано и проводить там целый день.
После переезда на север Казахстана, в Целиноград, будущий батюшка стал посещать большой собор в честь Константина и Елены. Он действовал при женском монастыре, в котором возносили молитвы Господу около 100 монахинь. Возрождалась обитель трудами архимандрита Кирилла.
Власти, конечно, не собирались мириться с «рассадником духовного мракобесия», как тогда любили выражаться партийные функционеры. Но и закрыть волевым решением монастырь тоже не решались. Середина 1970-х годов — времена были уже не те, когда православных священников и сочувствующих им людей можно было запросто сослать на лесоповал, упрятать в концлагерь, а то и расстрелять.
Да и сам отец Кирилл тоже, можно сказать, был из сосланных. Он являлся ближайшим сподвижником митрополита Питирима, возглавлявшего издательский отдел Патриархии. За излишнее рвение его по настоянию соответствующих органов перевели подальше от Москвы.
Именно в целиноградском храме Константина и Елены 17-летний Вадим с душевным трепетом впервые зашел в алтарь, чтобы взять хоругвь для крестного хода. Уже тогда он стал серьезно задумываться о дальнейшем жизненном пути и все чаще в мыслях примерял на себя облачения священника.
«Так ты верующий!?»
Как это ни покажется странным, но трамплином для поступления в семинарию для о. Вадима стала армия. Именно во время службы у юноши сформировалось окончательное решение посвятить жизнь служению Господу.
Часто к Богу человека приводит человек. Мама заложила фундамент, а во время службы в городе Фролово, что в Волгоградской области, сержант Вадим Неткачев, однажды в увольнении зайдя в церковь св. вмч. Георгия Победоносца, познакомился с глубоко верующим человеком — певцом и чтецом этого казачьего храма. Много беседовал с ним на религиозные темы, потом обдумывал услышанное.
Однако и партийный актив части и соединения имел на образцово выполнявшего свой воинский долг Вадима Неткачева вполне определенные виды. Даже несмотря на то, что уже в армии его буквально заставили вступить в комсомол (необычайно редкое по тем временам явление, так как членами ВЛКСМ обычно становились в старших классах средней школы), он был избран комсоргом батальона. За полгода до увольнения замполит предложил своему лучшему старшине роты подать документы на поступление в высшую партийную школу, пообещав всемерную поддержку. Оставалась одна формальность — стать кандидатом в члены КПСС, чего, правда, будущий священник делать не собирался… И вдруг — как гром среди ясного неба!
— До конца службы оставался месяц. Вопрос с поступлением в ВПШ повис в воздухе, так как сам я инициативы не проявлял, — вспоминает батюшка. — Старослужащих, тем более старшину роты, на утренних проверках особо не трогали. Поэтому никто из начальства не знал, что я уже полгода ношу нательный крестик — надел, когда побывал дома в отпуске. А тут на занятия по физподготовке неожиданно пришел комбат. Увидел веревочку на моей шее, потянул, а там крестик. «Это что такое?! Так ты что, верующий?» После небольшой паузы, видимо переваривая увиденное: «И молитвы знаешь?! Читай!» Я прочитал, как сейчас помню, «Отче наш», «Символ веры». Это, видимо, потрясло его до глубины души. Глаза от изумления стали круглыми, и, не сказав ни слова, он тут же куда-то убежал.
Сейчас тем, кто не служил в Советской Армии, этого не понять: верующий среди поголовного членства в комсомоле был в 100 раз хуже атомной бомбы. Это же подрыв всей боевой и политической подготовки, изощренная идеологическая диверсия!
События того дня развивались стремительно. Через минуту появился замполит, буквально крича на бегу: «Неткачев! Быстро в штаб!» Там уже был собран весь начальственный «ареопаг» — взводный, ротный, комбат, парторг, замполит. И началось: да как ты смеешь, позоришь армию! В общем, дисбат плачет… И это при всем том, что обвиняемый во всех смертных грехах военнослужащий еще всего каких-то 15 минут назад был примером для подражания военнослужащим всей части — дисциплинированным, добросовестным воином, не имевшим ни одного взыскания по службе.
Первый приказ, который отказался выполнять старшина Неткачев, — снять крестик. Шла весна 1985 года, уже подули первые ветры перемен, поэтому с упрямца насильно снимать крест никто не стал. Наоборот, от греха подальше — как бы не узнали в вышестоящем армейском политоргане — решили уволить в запас по-тихому в числе первых, уже в апреле…
Вместо ВПШ — семинария
Когда приехал домой в Целиноград, первым делом пошел в храм, начал выполнять обязанности завхоза. Настоятель отец Александр Волков, сам бывший военный, стал убеждать поступать молодого человека в семинарию.
Постепенно Вадим самостоятельно выучил церковную службу, пел на клиросе, читал. Но тут судьба послала еще одно испытание. Молодым прихожанином церкви заинтересовались соответствующие органы. КГБ даже с началом «перестройки», за пять лет до развала Советского Союза, был еще всесильной организацией.
— Помню, меня забрали в милицию, видимо, на испуг пытались взять, — вспоминает о. Вадим. — Два часа со мной «беседовали» люди в штатском, а потом вдруг неожиданно предложили сотрудничать — сообщать о настроениях прихожан. Мол, у советского государства много врагов, они часто действуют через церковь. Естественно, я отказался, даже телефон не взял на будущее, если вдруг передумаю. Опасался одного — что будут препятствовать поступлению в семинарию, куда я уже отослал документы. Но обошлось, и в августе я поехал в Троице-Сергиеву лавру.
Четыре года учебы в семинарии, а затем столько же в Духовной академии пролетели быстро. Там стал постоянным участником братского хора, состоявшего из монахов и студентов лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). С хором принимал участие во всех значимых событиях Русской Православной Церкви — мероприятиях, посвященных 1000-летию Крещения Руси, 400-летию установления Патриаршества, при погребении Патриарха Пимена, избрании нового Святейшего — Алексия II. В 1988—1990 годах было очень много поездок по России, Европе. Запомнились очень теплые встречи с эмигрантами во многих городах Германии, Франции и других стран. Уровень был очень высоким. Например, в одной из поездок состоялся прием хора президентом ФРГ Рихардом фон Вайцзеккером.
Большое впечатление во время учебы на будущего батюшку произвели и встречи с архимандритом Кириллом (Павловым). После войны он сразу же пришел в монастырь. Многие известные священнослужители нашей церкви постоянно окормлялись и исповедовались у него.
Синтез готики и Востока
Начинающий священник мог остаться в Москве, где предлагали возглавить приход. Но еще во время учебы он познакомился с владыкой Пантелеимоном и отцом Петром Бербеничуком, учившимися на заочном отделении.
Епархия на самом западе России только-только образовалась. Хотелось попробовать себя в чем-то новом, неизведанном. Это повлияло на решение сразу после окончания академии приехать в Калининградскую область. Возможно, сказались долгие путешествия по Германии с хором.
— Все промыслительно. Я видел, как в Германии служат наши православные священники — в кирхах, костелах, где предоставлялась такая возможность, — говорит батюшка. — В России это казалось странным, но я уже тогда был знаком с таким синтезом, возможностью ведения православного богослужения в стенах готического здания. Может быть, на мой выбор повлияло и то, что подростком я несколько лет провел в Вильнюсе у своей тетушки. Она преподавала в 25-й средней школе, где я учился. В Прибалтике даже в советское время с верой в Бога было посвободней. Мы постоянно ходили на службы в Свято-Духов монастырь, другие храмы. Поэтому еще тогда я заинтересовался этим краем. А когда учился в лавре, у меня появилось много друзей из Польши. Захотелось быть поближе к этой стране. Все это вместе повлияло, наверное, на мой выбор. В день празднования Смоленской иконы Божией Матери состоялась встреча с митрополитом Кириллом. Он благословил меня на службу в Нестеров. По его благословению владыка Пантелеимон в 1993 году рукоположил меня в Никольском соборе Калининграда: 11 сентября — в дьяконы, а 10 октября — в священники.
В Нестерове приход только что открылся, и молодой батюшка увидел, что люди — взрослые и молодежь — действительно жаждут слова Божия. Было особое рвение нести его жаждущим Истины. Стал ездить по поселкам района, в полуразрушенных домах культуры беседовал с людьми, под духовную музыку показывал слайды на библейские темы и тут же объяснял их значение, отвечал на вопросы. Началась повседневная работа проповедника Слова Божия. Вскоре был создан приходской церковный хор.
Спустя три года, в 1996 году, о. Вадим был назначен настоятелем храма Покрова Богородицы в Калининграде и вот уже 12 лет возглавляет этот приход. Тогда храм только начинал возрождаться после передачи его епархии. Не было иконостаса, киотов, многие окна были просто заложены кирпичами. Хотя службы уже велись. Первые полгода приходилось тяжело, так как служил один. Потом дали еще одного священника — о. Алексия Евграфова (сейчас он служит в Донском).
Приводить храм в порядок начали, как это водится, всем миром. Поставили леса, начали счищать со стен краску, штукатурку. Выяснилось, что при немцах стены кирхи были выкрашены в такой же, как сейчас, желтовато-бежевый цвет. Поставили окна, одновременно создавался иконостас в древнерусском стиле. Это, можно сказать, были первые шаги в этом направлении. Сейчас, по словам о. Вадима, некоторые иконы можно было бы по-другому написать. Да и сами иконописцы, большинство из которых заканчивали калининградское профучилище № 10, придерживаются такого же мнения. Опыт ведь приходит со временем. Кстати, под образами для удобства молящихся написаны молитвы и краткая история икон Пресвятой Богородицы и святых.
Постепенно стали вырисовываться контуры основных направлений социального служения на приходе.
У истоков окормления заключенных
Еще во время учебы в Троице-Сергиевой лавре вместе с монахами отцами Вонифатием, Никодимом и Трифоном и своим сокурсником Владимиром Табачным (сейчас он служит в Киеве) о. Вадим стал посещать следственный изолятор Сергиева Посада. Совершали богослужения иногда прямо в камерах. Учась в академии, Вадим Неткачев всерьез увлекся историей служения духовенства в местах лишения свободы в дореволюционной России. Избрал это темой своей кандидатской диссертации. Пожалуй, то был один из первых подобных научных трудов в нашей стране.
Поэтому, когда предложили организовать церковные службы в калининградских пенитенциарных учреждениях, сразу согласился. Приход церкви Покрова Богородицы сейчас окормляет следственный изолятор, а также ИК № 9, в просторечии тюрьму «девятку».
В церкви все делается по благословению. Сначала владыка Пантелеимон благословил посещать СИЗО, а «девятку» посещал о. Валерий, который тогда служил в Крестовоздвиженском соборе. Вскоре усилиями прихожан и руководства областного УИН в СИЗО одна из бывших камер была переделана в часовню, ставшую украшением этого мрачного учреждения. Литургии там не совершаются, а только водосвятные молебны. Верующие здесь в основном исповедуются и причащаются. Желающие при определенных условиях могут покрестится. Было даже одно венчание. И, конечно, беседы на православные темы. Правда, не со всеми в СИЗО можно встречаться и вести душеспасительные разговоры — это диктуется разным режимом содержания до решения суда.
В «девятке» процесс богослужений попроще. Это связано с другими условиями содержания здешних обитателей. Сначала в одном из классов вечерней школы ИК-9 оборудовали часовню. Но маленькое помещение не позволяло проводить церковные службы в каноническом объеме. Руководство пошло навстречу, выделило под церковь полуподвальное помещение в одном из корпусов. Там соорудили алтарь в честь Анастасии Узорешительницы. На богослужения сюда приходят не только заключенные, но и сотрудники ИК-9. На Рождество Христово, Пасху и другие праздники прихожане этой небольшой церкви получают подарки.
К участию в таинствах люди готовятся серьезно, можно сказать, что для некоторых это дополнительный стимул, награда за хорошее поведение.
Много радости бывает, когда иногда батюшка встречает их уже в иной обстановке — на свободе. Для большинства именно храм стал первой ступенькой для переосмысления своего прошлого, началом новой жизни согласно заповедям Господа нашего Иисуса Христа.
В пограничном институте
Уже восемь лет священники храма Покрова Пресвятой Богородицы духовно окормляют курсантов и офицеров Высшего военного института пограничных войск ФСБ России в пос. Борисово. Там несколько лет назад был построен храм во имя св. Илии Муромца.
Иконостас выполнялся не профессионалами — умельцами из ИК 9. Сейчас решено его заменить. Инициативу проявили сами курсанты. Идея такая: каждый выпускной курс преподносит в дар «свою» икону и передает храму.
В день выпуска, 28 июня, в 10 часов утра на плацу состоялся торжественный молебен молодых офицеров-выпускников вместе с другими курсантами училища. Потом окропление святой водой, напутствие воинов. Тогда же храму была передана первая такая икона — «Нерукотворный образ Христа Спасителя».
Как говорит о. Вадим, службы в институте надо бы проводить почаще, но сейчас такой возможности нет. Когда были три священника — до упокоения о. Маркелла, — здесь литургии проводились каждое воскресение или в памятные дни. Но каждый месяц обязательно проходят встречи с курсантами в ротных помещениях. Темы разнообразные: «Церковь и армия», беседы по заповедям Господним, ответы на вопросы. Например, молодых ребят очень волнует, как не ошибиться в выборе невесты, будущей жены офицера. Происходит откровенный, заинтересованный разговор.
Очень нравятся поездки в Погранинститут детям прихожан — с посещением музея, экскурсией по подразделениям и учебным корпусам. Традиционными стали торжественные богослужения на храмовый праздник всех пограничников, учрежденный еще императором Александром III, — в день Введения Пресвятой Богородицы.
В гости к польским братьям
На одной из богословских конференций — она проходила в Польше (Миколайки) и Калининграде — о. Вадим познакомился с о. Григорием Мисиюком из Белостока. Оказалось, что нижний храм его церкви св. вмч. Георгия Победоносца назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Так завязалась дружба между приходами двух братских церквей.
Вскоре прихожане и хор Покровской церкви посетили Белосток на престольный праздник, участвовали в праздничном богослужении. Потом состоялся ответный визит. На автобусе приехало человек 40 — много молодежи, хор. Помимо совместных богослужений, устраивали познавательные поездки, поляки отдохнули на море, съездили на Куршскую косу.
Спустя некоторое время приходской хор Покровского храма участвовал в международном фестивале церковных хоров в польской Гайновке, занял 2-е место среди 36 коллективов. С молодежью съездили на святую гору Грабарку, куда, по традиции, принесли и вкопали крест.
А ведь до этого многие прихожане вообще не знали, что в Польше есть православные, считали, что это сплошь католическая страна.
Святой покровитель детей
В 2003 году для храмовой иконы св. мученика младенца Гавриила епископ Белостокский и Гданьский Иаков передал частичку мощей, взятых из раки святого, находящейся в Свято-Никольском соборе Белостока.
Он является покровителем всех детей. У православных в Польше есть традиция: перед началом учебного года все дети собираются перед ракой с мощами и молятся, а владыка Иаков произносит напутствие для всех прихожан, особенно для тех, у кого есть дети школьного возраста.
Подобная традиция прижилась и в калининградском покровском храме — здесь также проходят молебны перед иконой Гавриила Белостокского. И многим, у кого были проблемы с детьми, по горячим молитвам уже помог небесный покровитель.
Воскресная школа
Благодаря помощи прихожан школа при храме была построена очень быстро — всего за четыре месяца. Каждый вносил посильную лепту, но наибольшую помощь, чтобы избежать возможного долгостроя, оказали Владимир Иванович Спиряев из «Лукойл-Калининградморнефть» и фирма «Деловая Русь», выделив необходимые средства.
Школу тоже назвали в честь святого мученика младенца Гавриила Белостокского. Сейчас это своеобразный центр по проведению детских церковных праздников и утренников, изучению Слова Божия, основ православной культуры. Здесь собрана хорошая библиотека, много разнообразного учебного материала для занятий с детьми. Готовятся представления к праздникам Рождества, Пасхи, на Масленицу, во время проведения Дней святых Кирилла и Мефодия и другие. Некоторые из детей потом показывают в районной детской библиотеке, Центре творчества детей и юношества.
Коллектив единомышленников
Что способствует сплочению людей, посещающих храм? Наверное, не только совместные церковные службы. Отец Вадим это очень хорошо понимает. И за несколько лет ему и другим священникам прихода удалось создать настоящий коллектив единомышленников.
В его кабинете обратил внимание на большую фотографию. На ней перед входом в храм около сотни человек. Это те, кто пришел сюда 25 мая: уже второй год подряд на двух автобусах прихожане выезжают в Изобильное. После молебна — совместный отдых на природе, на берегу красивого лесного озера. Очень популярными стали рождественские елки в филармонии для детей прихожан, «День пельменей», пасхальные встречи в ДКЖ.
На другом фото — батюшка в желтой спортивной фуфайке, в шлеме и с клюшкой, скорее похожий на шведского профессионала из НХЛ. Оказывается, давно существует хоккейная команда из прихожан, которая называется «Деловая Русь». Ее тренер Сергей Варнавский в свое время играл в «Спартаке». Вместе ездили в Москву, Литву, Польшу. Как-то даже играли с командой московских священников. Сам батюшка до армии неплохо играл в хоккей и сейчас, когда есть возможность, не прочь выйти на ледовую площадку
Есть и команда по мини-футболу. Некоторые игроки даже выступают за «Лукойл» на первенстве области. Спорт, здоровый образ жизни здесь в почете.
Сплачивает не только совместное проведение отдыха. Социальному служению, помощи особо нуждающимся на приходе уделяется особое внимание. Часто о. Вадим и о. Валерий вместе с прихожанами посещают Дом ребенка, где проходит крещение детей, роддом, 5-ю горбольницу, хоспис на ул. Дзержинского, помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Ежегодно 1 октября проводятся различные благотворительные мероприятия, посвященные Дню пожилого человека. Приход шефствует над Центром социальной помощи Московского района, что на ул. Судостроительной, сотрудничает с областным Домом ветеранов на ул. Комсомольской.
Особая дружба у прихода со школой-интернатом города Нестерова, она продолжается с того времени, когда о. Вадим был настоятелем местного храма. Сейчас, например, прихожане собирают книги для тамошней библиотеки. Интернатские дети часто приезжают в Калининград.
В День Победы от Покровского храма идет крестный ход к находящемуся неподалеку памятнику герою- летчику Козенкову. Возлагаются венки и цветы, служится заупокойное богослужение.
Глядя на жизнь сплоченного прихода, в церковь приходит все больше и больше людей. Недавно креститься по православному обряду попросилась семья иеговистов. При приходе уже давно сложилась небольшая грузинская община. Недавно они преподнесли в дар церкви икону святой Нины — одной из самых почитаемых святых в Грузии. Постоянно посещают храм и несколько армянских семей, проживающих в Калининграде.
Надежный тыл
В Год семьи невозможно не сказать о самых близких людях о. Вадима. Наши батюшки вообще подают прихожанам достойный пример в создании крепкой многодетной семьи. И настоятель Покровской церкви не исключение.
У него и у матушки Маргариты четверо детей. Первенец, сын Игнатий, заканчивает первый курс РГУ им. И. Канта по специальности «Нефтегазовая промышленность».
— Сначала нужно получить хорошее светское образование, — считает о. Вадим, — и только потом уже осознанно задуматься о выборе духовной стези. Лучше быть хорошим специалистом в какой-то области, чем плохим священником. Когда я поступал после армии в семинарию, это был сознательный выбор уже зрелого человека. Сейчас многие идут сразу после школы, и потом случаются разочарования.
Дочери-школьницы Наталья и Анастасия и самая младшая, Валерия, которая только в этом году пойдет в школу, пока о выборе жизненного пути не задумываются. Их главная задача — хорошо учиться и помогать во всем маме и папе. И это у них очень хорошо получается.
Дмитрий Осипов
|