|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (52) июль |
|
|
ОКНО В ДУХОВНЫЙ МИР
Икона — окно в горний мир, и общение с этим миром как веха на трудном пути спасения — величайшая тайна. Почему икона стала неотъемлемой частью православного богослужения? Какова история иконы? Об этом наш корреспондент беседует с доктором искусствоведения, профессором кафедр философии и культурологии Калининградского государственного технического университета и Российского государственного университета им. И. Канта, членом Союза художников России Натальей Владимировной Шамардиной.
— Наталья Владимировна, как выглядели первые иконы христиан?
— Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан еще не было канонов образа Спасителя, Божией матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики — это были миниатюры на камне, на кости, росписи на стенах катакомб.
— В подземных коридорах христиане не только укрывались и молились, но и погребали умерших?
— В Риме обнаружено более 70 катакомб, и в них покоятся до 700 тысяч человек. Общая протяженность коридоров — около 500 километров. До сих пор часть из них еще не исследована.
— Что считалось в то время христианской символикой?
— Чаще всего это был крест и рыба. Крест — потому что на нем принес людям спасение победивший смерть Христос. Рыба обозначала имя Христа. По-гречески слово «рыба» состоит из первых букв следующих слов: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Кувшин вина и хлеб символизировали проскомидию. Затем якорь — символ надежды, так как жизнь часто сравнивали с бурным морем.
На стенах катакомб встречались вполне земные образы. Корзины с фруктами обозначали цветущий райский сад. Пеликан был символом жертвенности Христа, сошедшего с небес ради спасения людей. Павлин с его прекрасным хвостом — это отголосок предания о том, что мясо этой птицы нетленно. Таким образом, павлин символизировал земную смерть Спасителя, Его воскресение и жизнь вечную.
— В Православии мы привыкли видеть иконы на досках, реже фрески на стенах. Почему в древних храмах Византии, например, в главном соборе Константинополя — Софийском, одна из основных техник, в которой выполнены иконы, это мозаика?
— Начнем с того, что христианское искусство — храмы, монастыри, иконы — больше, чем искусство, они священны, они помогали людям объединиться духовно в своем стремлении к совершенству, были даны в помощь и утешение. В этом смысле новое христианское искусство не идет ни в какое сравнение с античным, языческим.
Например, античные храмы — базилики — имели двускатные крыши, а христианские, являясь домом Бога, стали куполообразными и символизировали собой устремление вверх, к духовности, в заоблачные высоты, в небеса, к свету. К Спасителю! При входе в Святую Софию верующих охватывал трепет: высоко над головами парил в лучах света огромный купол диаметром более 30 метров. Многочисленные окна, которые прорезали основание купола и стены, создавали впечатление, что в храме царил неземной, золотой свет.
В языческие храмы не допускали простых смертных, туда могли входить только жрецы. Христианские храмы, наоборот, собирали под своими сводами тысячи верующих. Это также требовало особой освещенности помещения. Что могло соединить в себе одновременно и светоносность храма и икон, и монументальность, как не стекло?
Кроме того, в Откровении Иоанна Богослова описывается видение Небесного Иерусалима, украшение которого аллегорически уподобляется красоте золота, драгоценных камней и чистого стекла. И вот мозаичный узор как раз складывали из кусочков специально приготовленного непрозрачного стекла — смальты. Чем меньше были частицы, тем тоньше и воздушнее становился узор. К XI—XII векам, когда мозаичная техника достигла своих вершин, мастера знали до 1 500 оттенков смальт. Это давало возможность делать изображение неземным — фигуры святых сияли, переливались и мерцали в лучах солнечного света.
По-гречески слово «рыба» состоит из первых букв следующих слов: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель |
— Христианское искусство все же отталкивалось от античного?
— Оно вобрало в себя все лучшее. Если говорить об античной живописи, то мы берем за образец помпейские фрески. Так вот, художники нового времени прекрасно владели всем арсеналом изобразительных средств своих предшественников — знали цвет и оттенки, перспективу, пейзаж. Новые мастера не могли не оттолкнуться от античного искусства. Они органично приняли искусство древних, а потом переступили через него и… даже отказались от некоторых умений. Отказались навсегда.
— От каких, например?
— Например, от перспективы и пространства, которые были в картинах, но которых не стало в иконах. Когда в христианском искусстве появились законы и каноны, эти два важных фактора античной живописи оказались ненужными. В иконографии же возникло такое явление, как обратная перспектива в изображении.
— Предлагаю вернуться к этой важной теме в разделе «Русские иконы»… Наталья Владимировна, сохранились ли сегодня те, древние византийские иконы, прообразы сегодняшних и привычных для нас?
— Если говорить о самых ранних, то сохранившиеся до сего дня иконы датированы концом VI—VII веками. Например, икона «Святые мученики Сергий и Вакх». Всего таких икон насчитывается чуть более 10! Не стоит забывать, что почти полтора века длилось время иконоборчества.
— Где хранятся сейчас старинные иконы?
— Значительная их часть — в киевском собрании. Когда-то настоятель Киево-Печерской лавры посетил монастырь на Синае и получил их в дар… Одна икона есть в Лувре, одна в Риме, одна в США. Все они хорошо известны и изучены — изображения Спасителя, Божией матери с младенцем, апостола Петра. В то время еще не было практики украшать храмы, поэтому древние иконы небольшие по размеру.
— Вы упомянули время иконоборчества. Каковы были причины этого движения?
— Очень много, целый клубок — например, распространение мусульманства, наряду с политическими, военными, социальными и религиозными причинами. До VIII века канонического иконопочитания еще не было, икона еще не стала обязательной принадлежностью христианского культа. Само почитание часто имело преувеличенный, грубый характер. Значительным оставалось в то время языческое влияние, и часто необразованные миряне использовали иконы для магических обрядов. Некоторые священники соскабливали краску с икон, смешивали с причастием и подавали в чаше во время причащения…
Такие преувеличения навлекли на христиан упреки в идолопоклонстве. Поэтому иконоборчество как стремление очистить христианскую веру от пережитков язычества считалось одним из путей борьбы. Естественно, разрушать легче, в силу этого иконоборчество нередко принимало преувеличенные формы. — Что же делали с иконами?
— В храмах сбивали мозаичные изображения, кстати, необыкновенно дорогие. Ведь мозаика всегда считалась «царским» украшением и создавалась только в периоды расцвета христианского искусства. Фрески закрашивались — на их место помещали изображение креста. Император-иконоборец Лев III Исавр (717—741), который позволял себе легко вмешиваться в церковную жизнь, приказывал снимать, выламывать, закрашивать и даже сжигать иконы. Между противоборствующими сторонами происходили схватки и побоища. Удивительно, как вообще сохранились древние иконы. Это произошло благодаря монастырям за пределами границ Византии.
Пеликан был символом жертвенности Христа, сошедшего с небес ради спасения людей |
Но этот период иконоборчества настолько обогатил богословие, что трудно назвать более продуктивный период святоотеческой истории после древнего христианства. Святыми отцами были созданы высочайшие памятники духовной литературы, и в это время были явлены примеры истинной веры.
— Кого из отцов, даровавших победу над иконоборцами, мы назовем в первую очередь?
— Преподобных Иоанна Дамаскина (преставился в 776 году) и Феодора Студита (759—826).
— Уместно будет напомнить нашим читателям, что имя Иоанна Дамаскина связано с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Троеручица». Чудесным образом из Дамаска она явилась и в России.
— Преподобный Иоанн Дамаскин был самым сильным противником иконоборчества на Востоке. Неслучайно именно его труды — «Диалектика», «Книга о ересях», «Точное изложение Православной веры» — заложили основу канонического иконопочитания и иконографии.
— Получается, что у защитников икон до Иоанна Дамаскина не было никакого богословского обоснования и аргументации в борьбе с разрушителями?
— Только через несколько столетий уже окончательно сложились те законы и каноны, которые мы знаем сегодня. Например, только к XI столетию появился цикл икон, составляющих праздничный ряд. Кстати, труды преподобного Иоанна Дамаскина служили образцом не только для восточных, но и для западных богословов.
— Окончательно сложились через несколько столетий?
— Конечно, столетий, потому что великие дела и дела истинной веры не делаются спешно. Смотрите, после VII Никейского собора 787 года, провозгласившего иконопочитание, прошло более полувека иконоборчества! И только Поместный Константинопольский собор 842 года окончательно установил почитание святых икон.
И с этого момента был установлен праздник Торжества Православия. Вся Вселенская Православная Церковь празднует его в первое воскресение Великого поста.
Продолжение следует.
Беседовала Людмила Козельцева
|