|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (53) август |
|
|
ПИСЬМА ДУХОВНЫМ ДЕТЯМ
6/II—61г.
Дорогой …!
Будь мудр христианской мудростью в отношениях с людьми. Ты вступаешь в жизнь все дальше и дальше, а люди все повреждены грехом. И это не может не сказаться на отношениях к окружающим. Вот почему, между прочим, Господь сказал ученикам: «Се, посылаю вас, как овец среди волков, будьте мудры… но вот Я с вами есмь во вся дни».
С одной стороны нужна и своя мудрость и осмотрительность, но главное — постоянное обращение за помощью к невидимому плотским человеком, но видимому духом Господу, обещавшему всем надеющимся на Него, что и «волос с головы их не падет без воли Его».
Уповая на Него, апостолы все претерпели, но победили мир — небольшое количество овец победило несметные стада волков. Разве это не доказательство силы и промышления Божия? Однако Господь вчера и днесь той же и вовеки. Обращайся во всех скорбях и затруднениях к Господу, и Той тя препитает.
Всегда, при любой спешке, можно мысленно обратиться к Господу и сказать: «Иисусе Христе, помилуй мя; Господи, будь милостив ко мне, грешному»; или, как говорит Варсонофий Великий, хоть вспомни, что есть всевидящий Господь, видящий тебя, и этого достаточно, чтобы выйти из трудного положения. А когда скорбь придет и молитва не даст облегчения, то не унывай, не ропщи и не предавайся неверию; а помни, что без скорбей нельзя спастись, нельзя даже приобрести опыта житейского.
Но вера и молитва делают то, что скорбь приносит огромную пользу, а без молитвы может привести к ропоту, маловерию, вреду душе и телу. Вот почему и надо научиться быть всегда с Богом, а Он всегда с нами.
7/IV—61 г.
Дорогой …!
У всех непочатый край высокоумия и самонадеянности. Нужно много-много раз сесть в лужу, чтобы понять свою ограниченность, необходимость постоянной помощи от Бога. Если все силы душевные извращены падением, то извращено особенно сильно и сознание своей личности, своего «Я».
Как образ Божий, как призванный быть чадом Божиим, причастником естества Божия, человек действительно есть великая ценность, дороже целого мира. Нужно бы сознавать это, благодарить за это Бога, вести себя соответственно этому; а на деле человек или не знает своего истинного величия, или в силу испорченности полагает свое «Я» в пустяках, ратует за мелкое самолюбие, тщеславится, гордится… и делается неприятным и для Бога, и для людей. Эта извращенность хуже других грехов и трудно исцеляется, так как касается самой глубины души человека, его основы, «Я». Смирение есть исправление этого извращения, вот почему оно так и ценится.
До конца жизни приходится каждому человеку бороться со своим ложным, падшим «Я». Самый успех в духовной жизни измеряется глубиной смирения. Вот почему надо как от руки Божией (так это и есть) принимать всякие унижения, оскорбления, обиды, даже падения — все содействующее подавлению нашего «Я», не с ропотом, а с благодарностью. Даже и при таком действовании до конца жизни человек не может вполне освободиться от тщеславия и высокоумия. Без смирения человек не может без вреда для себя получить и какие-либо дарования Божии. Вот почему и предсказано, что в последние времена, ввиду усилившейся гордости, люди будут спасаться только терпением скорбей и болезней, а подвиги от них будут отняты.
Как образ Божий человек есть великая ценность |
Только опыт, реальное общение со Христом дает живую, зрячую веру. Приобретается она многими скорбями, искушениями, падениями и восстаниями и прочим, приводящими сначала к смирению, а потом к духовным дарованиям. Проси у Бога мудрости обращать и грехопадения, и искушения на пользу себе, для роста духовного. А главное — надо всегда искать царствия Божия, чтобы найти…
2/IV—62 г.
Дорогой …!
Кроме находившихся в прелести, все восточные св. отцы считали себя совершенно недостойными никаких видений и дарований, а если помимо своей воли получали их, то умоляли Бога или отнять от них эти дарования, или дать им особую охрану, чтобы дарования не оказались бы для них вредными или даже гибельными. Они считали, что всем до конца жизни необходимо глубокое непрестанное покаяние, потому что человек — неоплатный должник пред Богом. Он никогда не может столько «заработать», чтобы уплатить долг. Все должники, как показывает Евангелие, вымолили только прощение долга, а уплатить никто не мог — ни задолжавший 50 динариев, ни 500, ни, тем более, 10 тысяч талантов. О дарованиях, полученных апостолами, Господь говорит: «Даром получили, даром давайте».
Святые отцы восточные говорят, что если человек будет искать дарований, то дьявол, усмотрев это настроение, очень хитро и лукаво начинает показывать кое-что, приводит в высокое мнение о себе и овладевает этим подвижником, и губит его, если тот вовремя не придет в себя.
Как же легко обмануть тех, кто, без очищения себя, при полной силе ветхого человека, устремляется искать высоких духовных состояний! Все они делаются игрушками и орудиями дьявола.
И слово Божие, и св. отцы говорят из своего опыта, что только смиренным дается благодать, потому что они только без вреда для себя могут иметь благодатные дары, так как считают себя недостойными их, а если получают от Бога, то почитают их данными временно на сохранение, за каковые должны будут дать отчет Богу, потому они и умоляли Бога отнять от них эти дарования.
Главное, что надо опытно познать необходимость и ценность смирения. Тогда станет понятной правда восточных отцов. Надо опытно познать, например, утверждение преп. Исаака Сирина, что «плачущий о грехах выше словом воскрешающего мертвых».
Игумен Никон (Воробьев)
|