|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (53) август |
|
|
Слово Истины нужно каждому…
Разговор о приходских заботах и радостях
Пролог
Поговорить с настоятелем правдинского Свято-Георгиевского храма иереем Вадимом Дегтяревым оказалось затруднительно. Последние заботы батюшки были связаны с организацией лагеря для отдыха подростков на Куршской косе. Да и семейные заботы тоже отнимают немало времени: семь детей не шутка.
Но все-таки удалось перехватить священника на полтора часа в Калининграде. Получился интересный откровенный разговор о приходе и о том, что больше всего заботит его сегодня.
Летние заботы
— Батюшка, наверное, с лагеря и начнем. Тем более сейчас в разгаре так называемая детская летняя оздоровительная кампания. Что это за лагерь и почему именно вы занимаетесь многими вопросами, связанными с его организацией?
— Еще в 1998 году с участием нашего прихода был организован летний лагерь «Лесная сказка» для детей из малообеспеченных семей. Вопрос стоял так: если во время учебного года такие дети заняты и их можно видеть в школе — поправлять их поведение или хотя бы просто накормить, то летом они предоставлены сами себе. Детки были разные — из многодетных, а иногда просто из асоциальных семей. Всего за три года, пока действовал лагерь, было организовано семь смен по 50 детей. Деньги на питание выделялись отделом образования Правдинского района, а воспитательные заботы ложились полностью на плечи прихода.
Коллектив состоял из людей воцерковленных. Вожатых специально набирали из православной молодежи — в основном студентов университета. Многие из тех детей, может быть, впервые почувствовали к себе теплое человеческое отношение.
Так я ввязался в это дело и до сих пор не могу развязаться, ничего не поделаешь, приходится продолжать, — улыбается батюшка…
— Вернемся теперь к военно-спортивному лагерю.
— Такой опыт тоже был. Несколько лет при храме действовал спортивно-патриотический клуб «Георгий Победоносец». Нашелся хороший православный человек — тренер по карате Евгений Анатольевич Елизаров. Мы как-то сразу с ним подружились и решили создать такой клуб. У него очень интересная методика работы с подростками. Ее вполне можно назвать спартанской. Например, при выезде в лагеря на побережье, а их было несколько за четыре года, дети проходили «курс молодого бойца» — два дня почти без еды, почти без сна и другие испытания…
— Ну, а сами дети-то были не против таких «мучений»?
— Некоторые с трудом переносили. Кстати, я заметил, что дети из православных семей выдерживают такие испытания гораздо спокойнее.
Сейчас основные организаторские функции взял на себя «Союз православных предпринимателей». Я подключился потому, что сейчас это очень востребовано. Православие способно удовлетворить тягу молодой души к подвигу. Ведь кто в основном посещает воскресные школы при храмах? Дети младшего возраста, в основном девочки. А парням 13—16-лет в воскресной школе уже, как правило, неинтересно. Кроме того, они испытывают давление со стороны своих нецерковных сверстников, рекламы под девизом: «Расслабься, ни в чем себе не отказывай». И православные ребята такого возраста остаются вне окружения единомышленников, коллектива, где принципы православной жизни были бы нормой.
На плечах Юрия Владимировича Ляйсле, подполковника, ветерана спецназа, вся воспитательная и спортивная работа лагеря — марш-броски, школа выживания, рукопашный бой и т.д. Лагерь открылся в поселке Лесном на Куршской косе, и с конца июля на две недели там разместились 40 юношей в возрасте от 10 до 15 лет. Кроме занятий обязательны утренние и вечерние молитвы, посещение литургии в храме св. Пантелеимона. Для организаторов несомненно, что без православной составляющей, без правильной расстановки нравственных приоритетов военно-спортивные лагеря могут быть даже опасны для не совсем окрепших мальчишеских душ.
Опережая время
— Можно ли сказать, что от таких есть лагерей отдача?
— Конкретно про этот пока рано говорить. Что касается предыдущих, могу вспомнить, как однажды в лагерь приехала директор правдинской школы Нина Кронидовна Козловская, посмотреть как ведут себя ее ученики. Она была просто поражена увиденным! Как это, дети, считавшиеся в школе отъявленными хулиганами, убирают территорию, не грубят, не ругаются! Не веря своим глазам, она то и дело спрашивала: «Неужели это он!?» Именно тогда мы получили директора школы в союзники. И она даже пригласила меня преподавать в школе.
— Основы православной культуры?
— Еще до введения в школьную программу ОПК я вел предмет «Христианская этика» вместо просто «Этики».
— Имеется в виду какой-то факультативный курс?
— Нет, он стоял в основном расписании. Так что в Правдинске мы где-то на три года опередили официально разрешенное преподавание православных предметов в школе.
— А в какой форме проходили уроки?
— Это были занятия в 10—11 классах. Я выбирал темы, которые могли быть интересны молодым, начинающим жизнь людям. Может быть, я не очень хороший педагог с точки зрения методики преподавания — не могу повторять одно и то же несколько раз, есть такой барьер. Поэтому уроки на одну и ту же тему в разных классах очень отличались друг от друга. Но слушали всегда с интересом, правда, иногда доходило до слишком бурных дискуссий. У меня была такая методика — я бросал «бомбочку» в аудиторию, чтобы они сами рассуждали, сами включались в диалог, спорили…
— То есть как у Карла Маркса — «подвергай все сомнению»?..
— Что там Маркс… тогда уж как апостол Павел: «Все испытывайте, хорошего держитесь!» (1Фес 5:21)… Мне перечили, я с ними спорил, а некоторых приходилось, мягко говоря, обличать в неблагочестии. Кстати, те, кто больше всех спорил, впоследствии стали более близки к Церкви.
Один из тех спорщиков закончил с красным дипломом Технологический институт в Санкт-Петербурге, а сейчас поступает в Смоленскую духовную семинарию.
Вековой крест над Правдинском
— Теперь, батюшка, расскажите об истории вашего прихода и церкви.
— История храма начинается с XIV века, тогда он, естественно, был католическим, потом лютеранским. И, кстати, со дня основания назван в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Русской Православной Церкви храм был передан одним из первых в области в 1990 году.
До этого в Правдинске уже сложилась православная христианская община, и по просьбе ее актива, в общем-то, без особых проблем церковь была передана верующим. Основной мотив у властей был сохранить памятник архитектуры.
Во время Великой Отечественной войны храм практически не пострадал, а в послевоенное время здесь разместили склад районного потребобщества, что в какой-то степени сохранило его от разрушения. Но так как серьезного ремонта долго не было, со временем начала разрушаться крыша, стены пропитывались водой. Поэтому первому настоятелю о. Гавриилу Гармашу и прихожанам пришлось приложить немало усилий по приведению храма в порядок.
Интересно отношение жителей Правдинска к храму. Стоило только повесить объявление, что субботник по уборке церкви состоится такого-то числа, и люди приходили, среди них были даже совершенно далекие от Православия. Когда я их спрашивал, почему они приходят, ответ, как правило, был один: «Ну как же своей церкви не помочь!»
— Видимо, Православие у русском народе в сердце живет, с генами передается. А вы сами, батюшка, когда начали службу в этом храме?
— Я приехал в Правдинск в январе 1997 года. И первое, что бросилось в глаза, — крест на храме.
— А что, его там могло не быть?
— Дело в том, что почти на всех оставшихся от немцев кирхах крестов не было — наследие военного и советского времени. А на правдинском храме сохранился. То есть город стоял всегда под крестом — семь веков!
— Немного отвлечемся от темы разговора. Я знаю, что вокруг крестов на православных храмах иногда возникают бурные дискуссии. Мол, не той формы, шар под ним отсутствует и т.п. А тут — четырехконечный крест! Не было каких-то нестроений среди ваших прихожан по этому поводу?
— Надеюсь, такие разговоры уже в прошлом. Никакого канонического нарушения в данном случае абсолютно нет. У греков-византийцев, от которых Русь приняла православие 1020 лет назад, кресты тоже другие были. Крест в любом случае — напоминание всем христианам о Кресте Господнем, о Крестной жертве Спасителя и о Его любви к нам. Это главное.
— И когда состоялось освящение храма?
— 27 сентября 2005 года — на Крестовоздвиженье, что тоже очень символично.
— А почему так поздно? Ведь храм как православный действовал уже с 1990 года.
— Службы проводились, но церковь была все-таки в плачевном состоянии — разрушенные своды, зеленые водоросли на стенах…
— То есть его приводили в порядок 15 лет. А службы где проходили?
— В более сухом месте в западной части храма сделали временный фанерный иконостас. А новый по всем православным канонам был установлен в 2004 году. Сначала восстановили все своды, капитально отремонтировали крышу. Проблем с транспортом, краном и прочей техникой не возникало — помогало Правдинское ДРСУ. А в общем-то каждый вносил посильную лепту в дело возрождения святыни. Пожертвования были в основном небольшими, но от многих людей и организаций. Без волокиты всегда решались различные вопросы и в районной администрации, что тоже немаловажно.
Помогали даже немцы
— Слышал, что даже бывшие жители восточно-прусского Фридланда, как Правдинск назывался до войны, помогали восстанавливать храм…
— Да, в свое время в Германии было создано общество бывших жителей Фридланда. Эти люди по инициативе Урсулы Клюге собрали пожертвования для восстановления исторических зданий в городе, в том числе и храма. Конечно, немцы не о возрождении православия думали, их больше волновал вопрос сохранения храма как памятника архитектуры — символа своей юности.
Это были не сказать чтобы большие деньги, но с их помощью удалось выполнить работы по реставрации внешнего облика храма — была сделана гидроизоляция фундамента, отмостка и другие работы.
Подписанные кирпичи и наждачка
— Можно сказать, что приход Свято-Георгиевского храма уже сложился?
— В общем-то да. Например, когда нужно было соорудить каменное основание престола, я объявил, что каждый может принять символическое участие и уложить свой кирпич, но совсем не ожидал, что будет так много желающих. Школьники приходили целыми классами, многие писали свои имена и фамилии на этих кирпичах.
— Считается, что Правдинск — музей под открытым небом . Это как-то касается храма?
— В последнее время стал я отмечать, что по воскресеньям довольно много людей приезжают к нам из Калининграда, других городов области. Помолиться, посмотреть храм и город. И не только для Правдинска это характерно. То есть такой своеобразный туризм. Всем желающим, только не во время богослужения, разрешается подняться на колокольню. Оттуда кстати открывается прекрасный вид с птичьего полета на близлежащие окрестности, в том числе и на место, где проходило в 1807 году знаменитое Фридландское сражение русских войск с французскими под командованием Наполеона. В городе есть музей и памятники, посвященные этой кровопролитной битве, сам храм — свидетель тех драматических событий…
— Если уж об этом зашла речь, то я лично видел в Версальском дворце под Парижем огромную картину, посвященную этой битве. Там в специальной галерее выставлены полотна, на которых запечатлены страницы французской воинской славы. Вот в каком историческом месте ваш храм находится. Отец Вадим, а вы не пробовали брать плату за вход на колокольню? Как в том же Мюнхене, например. Плати три евро — и созерцай красоты с крыши Фрауэнкирхе или сбора св. Петра…
— Ни в коем случае! К счастью, у нас не Мюнхен и мы не можем открыть какой-то мелкий бизнес в православном храме. Я поднимался как-то на колокольню Киево-Печерской лавры, которая находится в той части, где еще в советские времена был создан музей и надо было покупать входной билет. Так вот, там все стены исписаны. Ведь как некоторые люди рассуждают: «Имею полное право, раз деньги заплатил…»
— Ну, автографы в таких местах оставляют в основном невоспитанные люди с ущербной психикой. Хотя и «за бесплатно» их ничто не остановит. Разве у вас такого не было?
— Бывает иногда. Но здесь я нашел хороший способ, как этому противостоять. Некоторые грамотеи чуть ли не свои паспортные данные оставляют. Вижу, после экскурсии школьников появилась надпись «Димон -9 Б». Беру наждачную бумагу, иду в школу, прямиком в нужный класс. Спрашиваю: «Кто у вас Димон?» И торжественно вручаю наждачку, чтобы устранил побочные результаты своей всеобщей грамотности.
Дамба не выдержала
— Как проходят церковные праздники в Правдинске? Есть ли отличия по сравнению с другими храмами области?
— Есть и свои установившиеся традиции. Например, в январе на Крещение Господне устраиваем купель в расположенном рядом с храмом водоеме. Перед пасхой стало традицией освящать куличи в поселках…
— Года три тому назад дамбу вроде бы прорвало и вода ушла — как выходили из этой ситуации?
— Прорывало ее два раза — в 2004 и 2005 годах во время весеннего половодья. Острословы сделали свой вывод: слишком много грешников на Крещение купается, что даже дамба не выдерживает. Хотя объяснение простое — было много нарушений при ее строительстве. Из-за этих случаев разработчики изменили проект и уровень воды в Мельничном пруду сейчас ниже на два метра. Но водоем есть, к воде можно пройти по деревянным лестницам прямо из церковного двора. В трапезной греем чай для всех желающих, угощаем сушками, конфетами. В сторожке на территории храма можно переодеться. Естественно, никакого спиртного. К пруду на Крещение приходит человек 300, из них купается около половины.
— Епископ Балтийский Серафим, кажется, не совсем одобряет такие обряды на Крещение?
— Правильно. Главное — это Крещенская литургия. На нее приходит гораздо больше людей, чем на купание.
— И сколько обычно приходит народу на праздники?
— На большие — Пасху, Рождество Христово, то же Крещение — обычно приходит по 400—500 человек. По воскресеньям на обычной литургии — 50—100 прихожан.
«Во Христе нет ни эллина, ни иудея …»
— Батюшка, я знаю, что вы занимаетесь реабилитацией наркоманов.
— Реабилитация — это не совсем точное слово. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл поручил мне заняться хутором, где могли бы жить такие люди, но только добровольно. Община в пос. Холмогорье Правдинского района была организована еще до меня. Конечно, мы не можем идти по пути светских реабилитационных центров. Основная идея — человек может исправиться, прикоснувшись к духовной традиции, знакомясь со Словом Божьим, становясь искренне верующим православным человеком. С этой точки зрения в Калининградской области около 70 реабилитационных центров, то есть каждый приход.
— В беседах священника с такими людьми что, на ваш взгляд, наиболее важно?
— Спасти человека может только Бог. Сейчас на хуторе находятся четыре человека. А при храме тоже работает бывший наркозависимый. Мы познакомились с ним в тюрьме, и уже тогда я увидел его искреннюю веру, которая только и может по-настоящему изменить жизнь.
Когда он вышел на свободу, пришел в храм, стал помогать по хозяйству и во время службы. Сейчас он — послушник при храме. В его ведении все ключи.
— На вашем попечении еще исправительное учреждение в Славяновке.
— Осужденные сами прислали несколько писем в храм с просьбой приехать и провести молебен в их учреждении. Взял благословение у владыки Серафима и стал посещать тюрьму.
— А не было какого-то опасения, что кто-то поведет себя неадекватно, ведь там строгий режим?
— Напрасные опасения. Могу привести известные слова из Нового Завета: «Во Христе нет ни эллина, ни иудея…», и можно продолжить: ни заключенного, ни наркомана — все нуждаются в слове Истины. И если они приняли его с верой в свое сердце, то они — наши братья.
— Ну, это в какой-то степени верно, на мой взгляд, если с человеком непосредственно, лицом к лицу общаешься. А тут письма. Вполне мог быть такой подход: позовем-ка мы священника, хоть какое-то развлечение.
— В данном случае все было по-другому. Ведь я туда не на пустое место ехал. Силами осужденных, благодаря духовной помощи о. Димитрия там уже был оборудован прекрасный храм во имя иконы Божией Матери «Утоли мои печали». Туда я езжу каждую последнюю среду месяца. Чаще пока не получается.
Ответ очевиден!
— Отец Вадим, Вы очень подробно рассказали о своем приходе, но читателям будет интересно побольше узнать и о настоятеле. Расскажите, пожалуйста, немного и о себе.
— Учился в школе-интернате № 2 (математический класс), затем поступил в Московский институт электронной техники, который закончил в 1987 году по специальности «Конструирование и производство радиоэлектронной аппаратуры». По распределению вернулся в Калининград на завод «Кварц», поработал там три года.
Потом нашелся человек, который организовал свое частное конструкторское бюро при НИИ спецтехники МВД СССР. Мы делали то, что сейчас называется мобильным телефоном, только для спецприменения. Для того времени это были очень высокие технологии. С нынешним стандартом GSM наши технические решения успешно конкурировали…
— Такое обилие технических терминов… Как продвинутый технарь пришел к Богу, да еще стал православным священником?!
— Проектируя схемы, пришлось углубляться в науку, много думать. В какое-то время я ощутил восторг перед совершенством мира, его гармонией. И следующий вопрос — кто его создал, такой совершенный мир? Ответ очевиден!
— И с чего начался ваш священнический путь?
— Начал с чтения Библии, интересовался религиозной литературой. Мои коллеги по работе это заметили, начались разговоры типа: «Вадим, ты же современный, образованный человек! Зачем тебе это надо?»
Первый раз я поехал в Свято-Никольский храм в Калининграде. Служба, которую я увидел и услышал, была панихида. Я тогда, правда, в этом совсем не разбирался. И мне она так понравилась, так прекрасно пел хор. С тех пор это моя самая любимая служба. Хотя она и заупокойная, но жизнеутверждающая.
Это было в 1992 году. Храм я стал посещать постоянно, и спустя некоторое время меня подозвал владыка Пантелеимон и сказал: «Будешь священником». Для меня это было сигналом, что Господь меня призывает. Прошло еще четыре года. Хиротония состоялась в Успенском соборе в Смоленске в августе 1996 года. В семинарию я поступил уже в сане священника, на заочное обучение. После этого четыре месяца прослужил в Свято-Никольском храме, а 22 января 1997 года приехал в Правдинск настоятелем церкви св. вмч. Георгия Победоносца. Остальное вы знаете.
Семейный храм
— Не все, батюшка. У вас большая дружная семья. И, как было принято в православной России, многодетная. Семеро детей — очень хороший пример для подражания! Расскажите о вашей семейной церкви, как иногда называют такие семьи.
— С будущей матушкой Мариной мы вместе учились в школе-интернате № 2, что на Каштановой аллее. Потом — студенческая свадьба в 1984 году. Сейчас супруга занята воспитанием детей, домашним хозяйством (кстати, есть корова, куры, огород), забот, сами понимаете, у нее хватает, да еще матушка поет в церковном хоре.
Двое старших — дочь и сын, их условно можно назвать «дети инженера» — уже полностью самостоятельные. Евгения закончила КГТУ, инженер-технолог пищевой промышленности. Работает в Центре православной литературы при Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Сыну Геннадию 21 год, закончил техникум, компьютерщик. Пошел по моим стопам. Научился у меня не бояться техники, браться за любую сложную задачу.
Дальше уже пошли «дети священника». Александр — заводила мальчишечьих компаний. Ксения родилась в день памяти Ксении Петербургской в 1997 году, мы как раз только в Правдинск переехали. Алексей родился в 1998 году.
— Наверное, Саша и Леша помогают отцу, прислуживают пономарями?
— Здесь у меня строгий подход: до 14 лет в алтарь детей пускать не надо, все-таки они в отроческом возрасте не до конца понимают, что значит предстоять перед Богом…
— Ну, а дома как вам удается организовать жизнь такой большой семьи?
— Младшие еще маленькие. Амвросию — назван в честь Оптинского старца — шесть лет, и младшей Марии — почти два года. Трое средних имеют расписание трудовых послушаний по дому. На холодильнике висит таблица — по дням и по детям. И каждый знает, что ему делать.
— И что, все делают???
— Не все идет так, как хотелось бы родителям, но идет… и ребята, постепенно взрослея, набираются ответственности и готовности помогать друг другу.
Дмитрий Осипов
|