|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (54) сентябрь |
|
|
Открытие неизвестной Чукотки, или Записки о стране Берингии
Какие мысли возникают у простого обывателя при слове «Чукотка»? Наверное, что-то такое далекое, неизвестное и заснеженное. Ну и, конечно же, на память сразу приходит всем известный советский фильм «Начальник Чукотки». Вот с такими же точно мыслями ровно год назад улетал и я на Крайний Север к месту своей офицерской службы, в самый северо-восточный город России, столицу Чукотского Автономного Округа — город Анадырь…
Застывшее реликтовое величие
Чувство того, что ты летишь не куда-нибудь, а именно на Дальний Восток, подтверждается одной особенностью: в связи с тем, что полет проходит с запада на восток, ты все время движешься навстречу восходящему солнцу, поэтому, к удивлению всех пассажиров, создается впечатление, что время течет вспять.
Пролетая же над Крайним Севером, поражаешься необычайной красоте расстилающегося под крылом самолета зеленого ковра чукотской тундры, испещренного небесно-голубыми вкраплениями многочисленных рек и озер, так долго тянущегося вдоль всего пути.
И вот долгий, почти девятичасовой перелет из Москвы наконец завершен. Я — в Анадыре. В противоположность имевшимся стереотипам Чукотка встретила меня на редкость теплой и солнечной погодой. Но самое первое, что так резко бросилось в глаза по прилете, — это полнейшее отсутствие всяких деревьев и окружавший меня неровный рельеф дальневосточных сопок, которые, несмотря на установившуюся июльскую жару, кое-где по склонам все еще были покрыты белыми шапками снега и льда.
В общем, во всем окружающем новом для меня мире чувствовалось какое-то застывшее реликтовое величие, практически не тронутое человеческой цивилизацией. Эта возникшая у меня в тот момент мысль сразу же стала подтверждаться раскрывающейся перед моим взором в окне везущего меня из аэропорта автобуса панорамой Анадырского лимана, в студеных водах которого беззаботно, словно не замечая людей, плескались ластоногие нерпы и показывали свою блестящую спину белуги, а над морем в большом количестве кружили морские чайки. Вот так и начиналась моя северная жизнь…
«Не спи, а то замерзнешь!»
Вот такой забавный лозунг, ярко и весьма точно характеризующий нашу местную жизнь, встречается каждому жителю и гостю Анадыря на стене местной радиостанции с не менее примечательным названием «Пурга».
Анадырь, несмотря на свой столичный статус, является небольшим городом с населением чуть больше десяти тысяч человек. В основном жителями города являются госслужащие, военные, пограничники, моряки и рабочие разных добывающих отраслей. Город с одной стороны окружает Анадырский лиман, впадающий в Берингово море, с другой — река Анадырь, а с суши — болотистая тундра. Официально считается, что город основан в 1898 году. Для его постройки в свое время много потрудились казаки. А самым старым зданием, оставшимся с тех времен, является небольшой храм Преображения Господня.
Местный климат весьма суров. Средняя температура зимой составляет –30—35 градусов, к этому стоит добавить постоянный ветер скоростью в 20, а то и 30 м/с, периодически сменяющийся снежными метелями. Конечно же, после нашей калининградской раскисшей зимы такая погода показалась мне истинным испытанием и своеобразной проверкой на прочность. Лето наступает примерно в середине июня, когда ломается и уносится в море последний лед из Анадырского лимана. Заканчивается же теплая пора уже где-то в середине сентября, затем наступает короткий промежуток быстро проходящей осени, и наступает зима.
Стены домов города раскрашены в яркие цвета, поэтому со стороны он похож на разбросанные в детской комнате кубики. Сделано это с целью психологической компенсации отсутствия цветовой гаммы в период затяжной зимы и полярной ночи. Вообще же город очень чистый и уютный, с весьма развитой инфраструктурой и условиями жизни, что во многом можно поставить в заслугу предыдущему губернатору округа Роману Абрамовичу.
Отдельно стоит рассказать о православных святынях города. На краю Анадырского лимана, в самом центе города, возвышается собор Святой Живоначальной Троицы. Храм этот был воздвигнут по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II стараниями и при непосредственной поддержке православного благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца в 2004 году.
Господь создал этот мир как раскрытую книгу |
Другой главной православной святыней является бронзовая статуя покровителя и молитвенного заступника за наш суровый край святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца. Святитель благословляет всякое судно, входящее в порт Анадыря, а будучи установлен на самой восточной границе России, еще и духовно покрывает своим святительским омофором нашу Родину.
Это загадочное слово «Берингия»
Чукотку по-другому еще называют Берингией. Такое название она получила по имени русского флотского офицера и путешественника Витуса Беринга, открывшего триста лет назад пролив, разделяющий между собой берега Евразийского и Североамериканского континентов. Но начало исследованиям этого сурового края было положено намного раньше — казаком Семеном Дежневым, составившим подробный отчет о проделанной экспедиции еще в XVII веке. Именами этих мужественных людей в Анадыре названы две центральные улицы города.
Первыми священниками, отправленными на Чукотку для прохождения своего служения, были трое монахов Троице-Сергиевой лавры, стараниями которых и были построены в казачьих крепостях первые храмы и образованы первые приходы, преимущественно из самих же казаков и небольшого числа коренных жителей. К сожалению, все достигнутые миссионерские успехи последующих поколений духовенства, подвизавшегося на земле Крайнего Севера, были утеряны в течение семидесятилетнего советского периода, превратившего весь Дальний Восток в абсолютно атеистический регион.
Православие на Чукотке
Временем возрождения православной жизни на Чукотке следует считать 1993 год, когда в Анадырь епископом Магаданским был прислан на временное служение первый после долгого периода отсутствия священник. Ну, а уже немного позже для прохождения миссионерского послушания каждый год в Анадырь и другие города, и поселки Чукотки стали прибывать духовенство и семинаристы Московской и Белгородской духовных семинарий, которыми и были крещены первые жители новой Чукотки. В 2000 году Анадырская епархия приобрела самостоятельный статус со своим архипастырем на кафедре в Анадыре.
Будучи самой молодой в нашей Церкви, Чукотская епархия насчитывает всего около шестнадцати приходов, служение в которых на данный момент проходят порядка восьми священников, которым приходится очень много переезжать с места на место, чтобы окормлять свою паству. Приходы Чукотки очень бедные, и этот факт, помноженный на суровые условия местного климата, требует от пастырей истинного терпения и сил, миссионерских усилий и подвижничества.
Современное искушение…
Если затрагивать тему сегодняшней православной жизни в Анадыре, то, конечно же, первое, что приходит на ум, так это та непростая ситуация, что возникла с печально известным епископом Диомидом, запрещенным в служении Определением прошедшего в июне Архиерейского собора. Так уж сложилось, что мне довелось быть свидетелем этих событий, и вот некоторыми своими впечатлениями по этому поводу я хотел бы поделиться с читателями газеты «Спас».
Если в общих словах обрисовать сложившуюся на тот момент в епархии ситуацию, то мне почему-то на ум сразу приходит один из эпизодов книги английского христианского писателя К.С. Льюиса «Письма Баламута». Так вот, там в одной из глав бес Баламут говорит поразительные слова, я не помню их точно, но это звучит примерно так: «Нет большей радости в аду, как если проповедь о Христе и само христианство в целом начинает заменяться политической спекуляцией, использующей веру исключительно в своих земных целях, а Христа — как знамя своей борьбы…»
К сожалению, самое главное, самое ценное и значимое в Церкви — Сам Господь Иисус Христос — был заменен на идею восстановления монархии, а Царствие Небесное — на царство земное. В умах нашего духовенства произошло ужасное смещение духовных ориентиров, а если прибавить ко всему прочему и тот сложившийся информационный вакуум и нездоровые апокалиптические настроения, искусственно нагнетаемые от проповеди к проповеди, то станет понятно, что творилось с душами и мыслями наших прихожан…
Бог ближе к нам, чем наше дыхание |
Ситуация начала меняться к лучшему с прибытием на кафедру временно исполняющего обязанности правящего архиерея архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка. Надо отметить, что само его прибытие явилось весьма знаковым событием еще и по той причине, что вместе с ним, группой клириков и студентов Хабаровской духовной семинарии был привезен ковчег с частицей Животворящего Креста Господня и мощами святых апостолов Петра, Павла, Иакова и Марии Магдалины, а также даром Святейшего Патриарха Дальнему Востоку — списком афонской иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эти святыни за все время нахождения их на чукотской земле, ко всеобщей радости православных жителей, уже успели побывать во всех крупных приходах епархии.
На данный момент в епархии архиепископом Марком ведется большая работа по восстановлению нормальной жизни приходов, приведению в порядок пастырской деятельности клира.
К сожалению, усугублять и без того непростую ситуацию пытаются некоторые представители лжецерковных и псевдопатриотических сил, прибывших в Анадырь, которым, судя по всему, разделение в Церкви только на руку… Но мерилом всех вещей является все покрывающая Божественная любовь, по мере причастности к которой и верности единству Церкви Христовой будет судить всех нас Господь. Наступит время, рассудит Он и этот период в нашей церковной истории.
Эпилог
Вот и прошел целый год, проведенный мной на Чукотке. Вслед за временами года менялись и события. Часто, приходя на берег Анадырского лимана, я мысленно обращался к другому концу земли, родному Калининграду, вспоминая дом, своих родных и близких. Но мысль о том, что Господь создал весь этот мир как раскрытую книгу, читающий которую постигает и Творца, заставляли меня переосмысливать все переживаемое и увиденное в духовном смысле. Ведь где бы человек ни находился, чтобы он ни переживал, важно помнить, что Бог ближе к нам, чем наше дыхание, роднее, чем мы можем себе это представить. А ведь как важно нам всем это помнить…
Денис Михалев
|