|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (54) сентябрь |
|
|
Жить по вере, а не по страстям
Непростой разговор о верности, любви и искренности
Пролог
Все в жизни делается по промыслу Божьему. Настоятель Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота игумен Софроний (Колосов) был самым первым священником, еще в советское время рукоположенным служить в Калининградской области. Шел 1985 год… А сейчас уже 17 лет он возглавляет приход в Балтийске — бывшем Пиллау, в городе, где прошла самая первая Божественная литургия Русской Православной Церкви в Восточной Пруссии во время пребывания здесь Великого Посольства во главе с царем Петром I в 1697 году.
Такие вот исторические параллели. Об истории создания прихода, о его сегодняшнем дне — наша беседа с отцом Софронием.
ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ДИНАСТИИ
— Батюшка, понятно, что юность ваша пришлась на комсомол. Как обратились к вере?
— Во-первых, хочу сказать, что я благодарен Богу за то, что родился в Калининграде, и люблю этот город. И, покидая Калининградскую область даже на очень короткое время, я всегда стремлюсь вернуться сюда как можно скорее. Наверное, это свойственно почти всем, кто родился на этой земле.
А во-вторых, мое счастье, что я появился на свет в семье православных верующих. Мама была дочерью священника, который пострадал за веру на Беломорско-Балтийском канале. Он родом из Орла. Священник Григорий Григорьевич Черепенников, очевидно, причислен к новомученикам Орловской епархии. Папа родился в Кемеровской области. Недавно узнал, что и по папиной линии у нас в роду были священники. В Подмосковье есть храм, в котором мои деды также священствовали. Дядя у меня тоже священник, двоюродные братья — священники.
В Калининграде, как многие, папа ходил в море на рыбацких судах. Проводы, встречи, ожидание — для меня это очень близко и дорого. Потом по состоянию здоровья он списался на берег и долго преподавал промрыболовство в средней мореходке.
Часть моего детства прошла в литовском Кибартае, где я жил у бабушки почти шесть лет. Нашей семье был близок архиепископ Виленский и Литовский Антоний. В шесть лет мне уже доверяли стоять с посохом владыки, потом был иподьяконом у другого архиепископа, Викторина. Мой дядя Борис Григорьевич Черепенников был настоятелем кибартайской православной церкви Александра Невского. Именно он стал моим крестным отцом.
И как священник я состоялся благодаря прежде всего моей бабушке. После того, как деда репрессировали, у нее на руках осталось четверо детей. Маме тогда было 13 лет, дяде — 10, тете — 7, и был еще грудной Глеб, он умер. Но трое выросли и получили образование, несмотря на то, что были лишенцами, то есть пораженными в правах гражданами. Нуждались, голодали, как, впрочем, весь русский народ в те времена. Но искренняя вера в Господа не раз спасала в очень тяжелых жизненных ситуациях.
В детстве у меня было два сильных параллельных желания — стать священником и врачом. И мое счастье в том, что все в жизни сбылось.
МЕДИЦИНСКАЯ ЛИНИЯ
— Со священником понятно. А о другом направлении вашей жизни нельзя ли рассказать подробнее?
— После окончания школы я поступил в Калининградское медучилище, которое закончил с отличием в 1976 году. Стал работать на скорой помощи в Калининграде. Потом был призван в армию. Сначала полгода служил фельдшером в артдивизионе в Советске, потом был переведен в Гусев, откуда и уволился в запас сержантом медицинской службы.
На этом мое, так скажем, увлечение медициной не закончилось. Поехал в Москву поступать на медицинский факультет Университета Дружбы народов имени Патриса Лумумбы, но не хватило одного балла. После этого снова стал работать на скорой помощи, но не в Калининграде, а в Литве, в городе Немечине. Здесь, работая в сельской местности, 12 раз принимал роды — в том числе и тяжелые, в том числе и в машине, и дома. Но все принял успешно. Прежде чем начать, всегда молился, чтобы Господь помог мне.
ОТКАЗАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ
— Почему вы дальше не пошли по медицинской линии? Ведь все складывалось, в общем-то, хорошо. Через год-другой поступили бы в медицинский вуз и были бы сейчас всеми уважаемым врачом высокой квалификации, учитывая, что вам очень нравилась эта профессия.
— Я понял, что для того, чтобы осуществилось мое духовное призвание, нужно отказаться от чего-то близкого и дорогого, но светского. Буквально отречься от этого мира. Хотя меня ведь называли фанатиком работы. Я ее очень сильно любил и по своему пониманию явно перерос должность фельдшера-акушера. Хирургия, акушерство, педиатрия, уход за больным были моими любимыми предметами в училище, а потом и в медицинской практике.
И когда уже ушел, еще лет пять реагировал на запах лекарств, людей в белых халатах, на автомобили с красным крестом. Но я уже твердо понимал, что я от всего этого отказался, чтобы стать священником. Я просто должен был пройти это искушение. И я его прошел. Чем, видимо, очень порадовал своих предков. Деда-мученика, который за меня молится, я эту молитву очень сильно ощущаю в своей жизни. Бабушку, которая очень хотела, чтобы ее любимый внук стал священником, но когда я сказал, что хочу пойти в медицину, она ответила: «Очень хорошо, теперь у нас будет свой доктор».
В 1983 году поступил я в семинарию в Троице-Сергиевой лавре, которую закончил по первому разряду.
В ДЬЯКОНАХ — ОДИН ДЕНЬ
— Батюшка, а почему поступили в лавру, а не в Смоленскую семинарию?
— Тогда она еще не существовала. И вот еще что. Все духовенство Калининградской области делится на две категории — священники советского периода, к которым отношусь и я, и священники постсоветского, то есть российского, периода. Конечно, первым было намного труднее. Атмосфера в обществе, и Калининград здесь не исключение, в то время была антицерковная… Это проявлялось во всем. Когда я как первый священник приехал в город, в кулуарах больших кабинетов была расхожей фраза: «40 лет у нас храмов не было, теперь пусть 40 лет строят». Похвалялись тем, что область была полностью атеистической.
Приходилось очень трудно, потому что у меня в то время не было ни духовника, ни опыта. И как священник я состоялся в одиночку, читая духовную литературу, совершая богослужения, заботясь о людях…
— Как и где проходило ваше рукоположение в священники?
— По благословению управляющего делами Московской Патриархии митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, нынешнего Святейшего Патриарха, прибыл в распоряжение архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла для рукоположения в город Калининград. 29 июня 1985 года в Успенском соборе Смоленска я был рукоположен в дьяконы, на следующий день им же рукоположен в священники и 1 июля прибыл в Калининград. Дьяконом был всего один день.
— То есть вы, можно сказать, историческая личность — самый первый православный священник, официально назначенный в нашу область? А чем, на ваш взгляд, объяснялась такая стремительность вашего назначения?
— И так долго ждали. Народ уже был готов, чтобы здесь организовалась православная община, приход. Люди 40 лет молились по квартирам, ездили, чтобы крестить детей, к своим родственникам в Россию, Украину, Белоруссию. Многие ездили по воскресеньям на службы в Кибартай и Таураге. Когда я познакомился с людьми, которые уже собирались здесь общинами, я четко увидел, что народ готов к тому, чтобы создать здесь православный приход. И милостью Божией я прибыл в это место, где предстояла большая работа.
— С чего начали в первую очередь?
— Первый молебен Николаю Чудотворцу мы отслужили в домике на проспекте Победы, где и до этого совершались молитвы православных верующих. Но я сразу понял, что там молиться не будем: сын хозяев был серьезно болен.
Одна женщина предложила молиться в ее доме на Третьяковской, 3. Там, собственно говоря, и сложился первый калининградский приход, где и проходили службы до 1986 года.
НА РУИНЫ — С ЭНТУЗИАЗМОМ
— Почему именно Юдиттен-кирха, будущий Свято-Никольский храм, была определена под первый православный приход?
— Трудно сказать. Может быть потому, что из всех сохранившихся немецких культовых сооружений она была в самом непригодном состоянии. Как бы там ни было, 3 сентября 1985 года вышло постановление исполкома Калининградского совета депутатов о передаче нам руин Юдиттен-кирхи. Приступили к их очистке, подготовке здания к реставрации. Очистили все за два месяца. Трудились самоотверженно. Средний возраст и социальное положение работавших — бабушки 65—75 лет.
Вот уж действительно были энтузиастки-подвижницы! Для того, чтобы понять то время, надо в нем пожить и священником послужить. Время было трудное, но благодатное. Сейчас другое время… совершенно другое. И бабушки другие, честно говоря.
ПОСЛУШАНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ
— В каком смысле другие?
— Они немножко «испорчены» тем, что много храмов стало. Взяли моду оговаривать священника, который им не нравится. Условно говоря, не нравится Петр — бегут к Ивану, разонравился Иван — бегут к Степану. Мне представляется это сатанинским бегом по кругу, в котором человек теряет свое здоровье, приобретенные временем духовные навыки, веру, приводит себя к опустошению. Наконец, делается легко управляемым и попадается во вражьи сети, собирая вокруг себя себе подобных, тем самым разрушая единство прихода, епархии, Церкви. Такое «порхание от храма к храму, от батюшки к батюшке, от престола к престолу. И везде им хорошо, НО НИГДЕ ИХ НЕТ». То есть в умах людей присутствует уже некая выгода, может быть, связанная с каким-то страстным интересом. А тогда была просто искренняя, трепетная вера, благоговение перед священником…
— Что в данном случае означает «страстный интерес»?
— Человек истинно православный живет послушанием. А человек вроде бы православный, но стоящий где-то поблизости от истинной веры, живет воображением, то есть своим умом, далеким от послушания. И начинают такие люди сами себе выдумывать послушания. Но, проявив себя непорядочно в одном приходе, бегут затем в другой, где их еще не знают. И там стремятся добиться каких-то своих вожделений. Но вот где парадокс: добившись этого, человек духовно погибает. Это, вне сомнения, потому, что он живет не по вере и молитве, а мечтательно, то есть служит своим страстям.
Поэтому неудивительно, что некоторые из тех, кто начинал рядом со мной, меня потом предавали…
— Как это — предавали?
— Много чести о них говорить. Я благодарен Богу за то, что остался священником и все те проблемы, которые были, я смог перебороть. Я благодарю Владыку Кирилла, под омофором которого совершаю свое пастырское служение, за каждое мгновение своей жизни под его руководством. И не боюсь завтрашнего дня, потому что живу с Богом.
Я люблю Калининградскую область, потому что здесь родился и вырос. И мне небезразлично, как воспитываются православные люди нашего региона. А всем своим недоброжелателям я только могу сказать огромное спасибо…
НА СМОЛЕНЩИНЕ
— С этим каким-то образом связано то, что вам несколько лет пришлось послужить в Смоленской области?
— Так напрямую, может быть, и нельзя связывать. Смоленщина для меня была университетом духовного осмысления жизни и духовной брани…
Сначала служил в селе Николо-Яровня Кардымовского района. Приход — два с половиной человека. Городскому жителю привыкнуть к деревенскому укладу жизни очень тяжело. Чтобы элементарно не свихнуться, начал заниматься физической работой. Как было возможно, благоустраивал храм, дорожки вокруг него лично проложил и зацементировал. Помогал ухаживать за приходскими коровами, много работал на приходском огороде, земли было не меряно. Глядя на меня, стали подтягиваться и другие сельчане. Из Смоленска много народу приезжало.
Я благодарен этому приходу, там я духовно вырос и укрепился в вере. Жил в приходе монастырским чином, это помогало мне переносить все трудности деревенской жизни, разлуку с любимым городом. Попутно заочно учился в духовной академии и успешно ее закончил в 1990 году. Спустя два года митрополит Кирилл перевел меня в Красный, где я также восстановил храм и приходскую жизнь поселка. И после этого был переведен в Балтийск.
В БАЛТИЙСКЕ — ЗНАЧИТ, НА ФЛОТЕ
— С чем был связан ваш перевод сюда?
— До настоящего времени воспринимаю свое назначение 20 апреля 1991 года в Балтийск как Божественный знак, некогда предсказанный мне Божьим человеком, который за три года до моего пострига также предсказал моим прихожанам имя Софроний, которое я получу в монашестве.
— Наверное, необходим был священник, имеющий большой опыт по возрождению храмов, созданию церковных приходов?
— Не думаю, что вопрос стоял именно так. Милостью Божией и с благословения владыки Кирилла я всегда начинал свои приходы первым, возрождая и храм, и богослужебную жизнь и собирая народ Божий, не приписывая себе чужого труда и не претендуя на готовый приход, уж тем более не «похищая» прихожан из других приходов… Об этом хорошо писал апостол Павел: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании…» (Рим 15:20).
Город Балтийск был закрытым городом, военно-морской базой Балтийского флота, что накладывало дополнительные трудности в просвещении жителей города и воинов гарнизона. Вся деятельность строилась и строится на личных, добрых отношениях и взаимопонимании. Стал налаживать связи с командованием Балтийского флота, пошел к командиру базы, командирам соединений, частей, подразделений. Не стал дожидаться, когда ко мне придут.
— Сразу под храм было определено помещение бывшей реформатской кирхи города Пиллау?
— Мы какое-то время бились, чтобы как-то убрать оттуда склад военторга. Очень помогли командир эскадры вице-адмирал Виктор Иванович Литвинов, его заместитель контр-адмирал Анатолий Семенович Давыдов, со временем, кстати, ставший активным прихожанином.
Здание было окончательно передано Русской Православной Церкви, когда в октябре 1991 года командующим Балтийским флотом был назначен вице-адмирал Владимир Григорьевич Егоров, впоследствии адмирал, губернатор Калининградской области. Тогда было гораздо проще, чем сейчас: никаких комитетов по имуществу с их бюрократическими заморочками. Последовал приказ — имущество вывезли. Берите, владейте! И через девять месяцев, на Троицу 1992 года, митрополит Кирилл освятил собор.
— В отличие от Свято-Никольского храма, это здание было в более-менее приличном состоянии?
— Не руины, конечно, но пришлось заново крышу настилать, штукатурить. Конечно, много помогали простые жители Балтийска, те же бабушки-пенсионерки.
Когда наладили прочный контакт с командирами частей и соединений ВМФ, удалось привлечь к ремонтным работам личный состав. Никакого нажима не было. Но с тех пор завязались с флотом добрые отношения.
Официальное название храма — кафедральный Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота. Нигде, ни на одном другом флоте такого почетного наименования нет. Владимир Григорьевич Егоров дал добро по обращению командиров соединений Балтийской военно-морской базы на Рождество 1993 года. Кроме вышеназванных, я бы хотел отметить тех высших офицеров, которые понимали важность духовного православного воспитания на флоте, где служба постоянно сопряжена с риском. Это вице-адмирал Владимир Петрович Комоедов, ставший впоследствии командующим Черноморским флотом, а ныне депутат Государственной Думы, нынешний командующий БФ вице-адмирал Виктор Николаевич Мардусин, командир базы вице-адмирал Александр Дмитриевич Клецков, ныне командующий Черноморским флотом, бывший начальник штаба флота вице-адмирал Владимир Сергеевич Высоцкий, ныне главком ВМФ. Дай Бог им всем здоровья и крепости духа.
В общем, мы очень тесно взаимодействуем с флотом. В прошлом году синодальный отдел Патриархии по взаимодействию с армией и флотом отметил свое десятилетие, а в нашей епархии отметили пятнадцатилетие аналогичной работы.
Работа разнообразная. Не только праздники, памятные даты, присяга и так далее, но и проведение гуманитарной подготовки…
— Это так сейчас называется политическая подготовка?
— Да, и ничего тут такого зазорного нет. Слава Богу, времена поменялись. Посещения вносятся в план. Второй священник идет в одни подразделения, я в другие. Раскрываем темы духовного содержания. Также освящаем оружие, технику, корабли. Но главное — духовное воспитание.
ЖИЗНЬ ПРИХОДА
— Наверное, и крестили моряков, кто изъявлял желание?
— Конечно. Однажды ко мне подошли два матроса, спросили, не могут ли они петь в церковном хоре, который только начинал создаваться. Их командиры не препятствовали. Каждое второе воскресенье и по праздникам они приходили в храм.
— В храме некоторые любят поучать: не через то плечо и не те свечи передаешь, потом батюшка их не устраивает и т.д. Таких обычно называют «старшими» сестрами или братьями.
— За семнадцать лет деятельности нашего прихода народ города в основном стал народом Божьим, но есть «темные личности», которые пришли в церковь и стали со страшной скоростью «воцерковляться», так быстро, что у некоторых появились и «рожки», и «копытца», мутят воду, ища «особую благодать» к «себе, любимым» и особого признания своих заслуг… Как пастыря меня это очень беспокоит, но таких — единицы на тысячу человек… как и в любом другом приходе.
— Мыслимо ли одному священнику справиться со всеми делами прихода?
— В этом плане очень помогло то обстоятельство, что сразу сложилось ядро прихода. Если бы священник был одинок в своей работе и не привлекал к общему делу своих прихожан, без сомнения, приходская жизнь замерла бы. К тому же дополнительная нагрузка по окормлению военнослужащих, не свойственная обычным приходам, — дело хлопотное, требует много энергии и большой отдачи. И здесь также замечательно помогают мои соработники, кто вот уже много лет рядом.
Прежде всего это Ольга Ивановна Винокурова — главный бухгалтер, секретарь-делопроизводитель. На приходе она стала работать 17 лет назад. Когда мы начали общаться, она даже была некрещеной, а через полгода крестилась вместе со своей семьей. И сегодня она не только показывает пример духовной жизни, но может кого-то научить, поддержать в трудную минуту. Без преувеличения, это моя правая рука. В мое отсутствие все хозяйственные вопросы прихода лежат на ней, и она их успешно решает.
Бессменный кассир собора, работающая в свечном ящике, — Валентина Сергеевна Соколова. Замечательный человек. Очень переживала, что ее муж не посещает храм. А сейчас вижу, как сверкают радостью ее глаза: он не только стал постоянным прихожанином, но они и повенчались.
Слова благодарности хочется сказать и другому кассиру — Зое Дмитриевне Довгих. Человек самоотверженный, перенесла тяжелую операцию, еле ходит. Но послушание превыше поста и молитвы, с такой ответственностью она подходит к своим обязанностям.
Татьяна Владимировна Литвин — еще один очень важный человек. Она заведует трапезной — кормит, поит прихожан, учеников воскресной школы, встречает и провожает гостей.
Алтарник Вячеслав Борисович Анисимов, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, был в свое время подвержен «зеленому змию». В храме полностью исцелился. Добрые слова и в адрес Галины Сергеевны Малиновской, которая всегда добросовестно производит уборку храма.
Конечно, невозможно не отметить хор. Замечательный регент Ольга Сенченкова, хористка Елена Урюпина, чтецы Инна Слюта, Ирина Фокина. Особая благодарность преподавателям воскресной школы Инне Агальцовой, Татьяне Нижуриной, Татьяне Корольковой, самоотверженно выполняющим свой долг и перед Богом, и перед детьми.
— О воскресной школе при храме, батюшка, немного подробнее.
— Все преподаватели имеют духовное образование. Эти люди преданы делу воспитания детей именно в православном понимании этого слова. Воскресная школа была создана в 2000 году. Возглавляет ее Инна Агальцова, педагог начальных классов 4-й школы Балтийска. Дети здесь изучают Закон Божий, занимаются рисованием, лепкой, разучивают музыкальные номера. Все исключительно на тему духовной христианской жизни. Два года подряд на базе школы искусств мы организуем региональный открытый конкурс детского творчества «Ангел Рождества». В этом году участвовали представители более десяти городов области, работ было очень много, победители и призеры получили от имени Свято-Георгиевского морского собора грамоты и премии.
При школе также действуют кружки хорового пения, художественной самодеятельности. Проходят концерты на больших сценах в школе искусств или доме детского творчества.
Мы заинтересованы, чтобы у мальчишек было правильное представление о службе в армии и на флоте. Поэтому организовываем экскурсии на корабли, в части. Некоторые из учеников воскресной школы, дети наших прихожан, уже стали офицерами или учатся в военных вузах. Так что есть особый повод для радости.
ПАМЯТНЫЕ ВЕХИ
— Еще два события, которыми по праву вы лично, отец Софроний, и все ваши прихожане могут гордиться, — это принесение в собор ковчежца с частицей мощей св. Феодора Ушакова и проведение в Балтийске сбора военного духовенства.
— Безусловно, это были запоминающиеся события. Принесение мощей св. Феодора Ушакова состоялось 25 ноября 2001 года. По благословению митрополита Кирилла я участвовал в канонизации святого, ездил вместе с владыкой в Санаксарский монастырь.
А в июне 2006 года в епархии состоялось еще одно знаковое событие — IV сборы военного духовенства всей России. На БДК «Калининград» выходили в море, отдали почести морякам-балтийцам, погибшим во время Великой Отечественной войны.
Являясь руководителем отдела Калининградской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, я принимаю участие в различных военных мероприятиях, побывал на всех флотах, кроме Северного. И везде отношение моряков к духовенству просто потрясающее — почтительное, уважительное и востребованное. Флот сегодня под крестом, если говорить об Андреевском флаге. Смена флага в 1991 году благотворно сказалась на военно-морской службе.
— Как, человек, стоявший у самых-самых истоков возрождения Православия на Калининградской земле, что бы вы хотели пожелать своим прихожанам и всем жителям нашей области?
— Горячей веры, любви друг к другу и искренности в делах и поступках. Этого нам подчас так не хватает в жизни…
Дмитрий Осипов
|