|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (57) декабрь |
|
|
«Пастырство: традиции и современность»
Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на конференции к 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского
Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!
Пастырское служение в Церкви имеет многовековую традицию и связано с особым избранием, в котором сакраментальным образом соединяется промыслительное действие Творца и человеческое произволение. Подлинное пастырство — синергия Божественной благодати и волевого устремления человека к Богу.
Пастырь Церкви Христовой — это духовный учитель народа Божия, совершающий миссию благовестия, духовного и нравственного созидания человеческой личности, раскрытия образа Творца в человеке. Традиция христианского пастырства подобна ожерелью, на нить которого нанизаны бесценные жемчужины духовного опыта многих мудрых наставников и руководителей, своим живым примером раскрывших предназначение пастыря как любящего отца, готового жертвовать собой ради спасения духовных чад.
Призвание пастыря
Важнейшей основой пастырского служения является призвание пастыря. Его предстояние перед святым престолом, долг учительства, духовного наставничества и руководства имеют главной целью помочь человеку приблизиться к Богу, познать радость Его таинственного, но вместе с тем реально ощущаемого присутствия в нашей жизни. Подлинный пастырь есть проводник Божественной благодати, не выпячивающий себя вперед, не заграждающий собой Христа, но, подобно детоводителю, наставляющий человека на пути преображения его сердца и души.
Охлаждение духа, закоснелость во внешних обрядовых формах — вот одна из главных опасностей, подстерегающих пастыря. Духовный учитель не должен превращаться в «жреца», считающего главным, а то и единственным своим делом совершение молебнов, панихид, отпеваний, освящение квартир и автомобилей. Тем более он не должен становиться по преимуществу администратором или хозяйственником. Мы знаем, как много сегодня практических забот в каждом приходе и каждом монастыре. Но подлинным искусством пастыря является не принятие всех этих забот на себя, а умение разделить их с мирянами при полном сохранении авторитета и последнего слова пастыря как главы церковной общины.
Сегодня открыты широкие возможности для проповеди и учительства в учреждениях науки, культуры, образования, здравоохранения, в воинских частях и местах лишения свободы, в средствах массовой информации. Однако общественное пространство, которое начал покорять культ материального успеха, несет и для пастырей опасность чрезмерной увлеченности земным благосостоянием, а как следствие — ослабления заботы и внимания к духовному просвещению и учительству. В итоге пастырь начинает оценивать себя не по духовному состоянию людей, живущих на территории прихода, а по количеству совершенных богослужений и треб, по богатству храмового убранства, по формальным показателям деятельности приходских учреждений, а то и просто по количеству денег в приходе.
И в противостоянии этой тенденции нам нужно руководствоваться примером святого праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн был известен жителям Кронштадта как духовный учитель и проповедник, сердобольный пастырь, готовый идти к «ближним и дальним», снять сапоги и отдать их нуждающемуся. Однако Кронштадтскому пастырю приходилось сталкиваться не только с благодарностью, но и с завистью, непониманием и раздражением собратьев по священнослужению, круг дел которых ограничивался храмом, богослужением и требами. Время все расставило на свои места. В благодарной памяти потомков на века запечатлелась пастырская ревность святого праведного Иоанна, в то время как о «наемниках» не осталось никаких воспоминаний.
Традиции и современность
Специфика современного мира с его идейным плюрализмом и многообразием поведенческих моделей обуславливает и особенности пастырской заботы о людях. Сегодня невозможно слепо копировать опыт пастырского служения вековой давности и более отдаленных времен. Каждая эпоха в жизни Церкви задавала свой настрой трудам пастырей. Она заставляла учитывать контекст обстоятельств места и времени. И только тогда усилия духовных наставников достигали успеха, когда оказывались близки и доступны пониманию человека, отвечали реальным потребностям времени.
Духовный учитель не должен превращаться в «жреца» |
Для гармоничного сочетания традиции и современности нужно не только искать новые формы и методы духовного попечения, но и уметь преломлять их сквозь призму многовекового опыта пастырского делания. Подлинная церковность требует от пастыря укорененности в истинной вере, в Священном Предании и в православном каноническом сознании. Без этого немыслимо внутреннее единство церковного организма. И именно такая духовная основа созидает правильное понимание пастырем важности сохранения его молитвенной, духовной и административной связи со своим епископом и священноначалием, со всей церковной полнотой.
Послушание священноначалию
Нам нередко приходится сталкиваться с пониманием священства как некоего автономного служения, вне связи с приходской общиной или братией монастыря, независимо от местного епископа, монастырского начальства и священноначалия в целом. Духовная незрелость и слабость церковно-правового сознания пастыря способны стать большим соблазном для верующих, поводом к нестроениям в церковной жизни. Тем, кто не в полной мере ощущает себя частью церковного организма во главе с епископатом, считаю правильным напомнить очень актуальные в наши дни слова священномученика Игнатия Богоносца: «Нехорошо некоторые действуют без епископа: надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него» (Послание к Магнезийцам, гл. IV). И в другом месте: «Без епископа никто не делай ничего относящегося к Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (Послание к Смирнянам, гл. VIII).
Вызовы времени
Сегодня большую обеспокоенность вызывают попытки под лозунгом церковного блага и сохранения верующего народа маргинализировать Церковь, ограничить ее миссию в обществе, по сути загнать ее в «духовное гетто», в печально известные «пензенские пещеры». Такое псевдоцерковное поведение ярко характеризует «могильщиков Церкви», лицемерно выдающих себя за ее верных сынов. Сам протест против деятельной миссии Церкви, ее диалога с обществом и народом на поверку оказался марионеточным. Ведь пользуясь этим протестом, недруги Церкви сознательно расшатывали ее, затягивая в паутину митингов, пикетирований, медийных конфликтов. Каждый православный человек, думаю, понимает, что эта стихия, при помощи которой некоторые хотели якобы «улучшить и очистить» Церковь, по сути своей глубоко нецерковна.
О человеческих качествах и способностях
Успех служения духовного наставника находится в прямой зависимости от его человеческих качеств и способностей, от накопленного духовного и житейского опыта, который он должен направить на служение ближним. Современность предъявляет высокие требования к образовательному и интеллектуальному уровню пастыря. Сегодня большинство прихожан, а также других людей, с которыми доводится общаться пастырю, всесторонне образованы и сведущи в различных областях человеческого знания.
Пастырь должен быть открыт и доступен каждому |
Многие наши современники, бредущие по жизни в поиске истинного пути, успели накопить настоящий винегрет из различных этических, философских и религиозных систем, в том числе агностицизма, псевдорелигий, суеверий, оккультизма. Со всем этим «багажом» нередко приходится разбираться священнику, который должен постараться тщательно отобрать все полезное для духовного роста человека и отвергнуть все вредное.
Современный уровень подготовки пастырей нашей Церкви не должен отставать от все более усложняющегося мира, который имеет огромное влияние на мышление и образ действия людей. Сегодня пастырь не может ссылаться на недостаток в образовании или компетентности, уходя от непростых вопросов. Он должен быть готов любому человеку «дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр 3:15).
Открытое служение
Область пастырских усилий и забот не может ограничиваться лишь прихожанами — людьми, которые уже нашли свою дорогу к Богу. Она должна распространяться и на всех тех, кто еще не познал радости богообщения. И как бы сторонники добровольной самоизоляции Церкви ни пытались ограничить сферу пастырского попечения церковной оградой, нам нельзя бояться выходить за ее пределы, ибо мы призваны нести свет Истины всем членам нашего общества. Отказ от такой миссии, попытка чем-то оправдать страх и лень — это прямое нарушение заповеди Спасителя о проповеди Евангелия всем людям.
Пастырь должен быть открыт и доступен каждому. Различные области жизни, все, что волнует людей, должно входить в сферу его ответственности и заботы. Конечно, это не означает, что священник должен раздавать направо и налево благословения, без оглядки поддерживать те или иные действия, в том числе нравственно сомнительные и связанные с грехом. Умение распознать тщательно замаскированную ложь, выдаваемую за правду, отличать безнравственное и неэтическое поведение от вполне допустимого составляет важное качество пастыря.
Взаимодействие со СМИ
Не можем мы отстраняться и от такой влиятельной сферы жизни, как работа средств массовой информации. Современное коммуникативное пространство таково, что без использования эфирных, печатных и электронных СМИ невозможна передача какого-либо послания широкой аудитории. С сожалением замечу, что порой приходится встречаться с некоторым гнушением со стороны пастырей светскими средствами массовой информации, в обоснование чего приводится указание на их секулярный характер и оторванность от Церкви. Вспоминая апостольскую проповедь различным народам в самых разнообразных обстоятельствах, мы должны проникнуться евангельским духом, дабы возвещать слово Божие в тех условиях и с использованием тех коммуникационных средств, которые способны в наибольшей степени донести до наших соотечественников церковное слово.
Я убежден, что если руководством для сегодняшних делателей на ниве Христовой будет пример святого апостола Павла, который предпочитал стать для всех всем, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор 9:22), учившего настоять «во время и не во время» (2 Тим 4:2), то это позволит избежать недопустимой ограниченности в понимании свидетельства и служения Церкви.
По сообщению Службы коммуникации
|