|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (57) декабрь |
|
|
ПИСЬМА ДУХОВНЫМ ДЕТЯМ
23/VI–58 г.
Дорогая Л.В.!
Для неверующего или сомневающихся кажется самым главным только уверовать или убедиться, что Бог есть. Они еще не знают того, что можно веровать, быть убежденным в бытии Божием, а жить в противлении Богу, как бесы, которые веруют в Бога, трепещут пред Ним, а не покоряются, не смиряются, а со злобной ненавистью делают все противное воле Божией. Бедные, слепые люди. Они не видят, не знают, не чувствуют духовного мира, продают за чечевичную похлебку мирской жизни свое первородство, высочайшую честь и достоинство быть чадами Божиими.
Я всегда был и поныне убежден, что ищущему Бога и желающему жить по воле Его (то есть по заповедям) обязательно будет дано уверовать, или даже больше: опытно убедиться в бытии Божием и духовного мира. Так говорит и Иисус Христос: «Ищите царствия Божия, и все (необходимое для материальной жизни) приложится вам». К сожалению, нельзя убедить другого без его собственного желания и труда.
26/II–62 г.
Дорогая Л.!
Вы совсем забыли меня и ничего не пишете, что у Вас там делается. Между тем до меня дошли слухи, что около церкви образовались две партии, которые под благовидным предлогом борьбы за правду ненавидят друг друга лютой ненавистью. Явно, что это от земной мудрости, «бесовской», как говорит ап. Иаков.
Не злословьте друг друга, братие: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судия. «Есть Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить, а ты кто, который судишь другого?» (ап. Иаков).
Я не судия ни Вам, ни противникам Вашим, но опыт мой житейский (а прежде всего Слово Божие) говорит, что страшно жить, а тем более умереть во вражде. Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю «земная», потому что небесная правда дает мир и внутренний, и внешний. Если умрет тот, кого Вы считаете своим недругом, Вы будете страдать, так как рано или поздно Вы почувствуете свою вину. Обычно это делается во время молитвы. Если Вы умрете во вражде (да не будет этого), то знайте, что все Ваши добрые дела и вся надежда на спасение погибнут. Вы пойдете в руки сеющих вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда.
Дорогая Л., с жалостью и любовью говорю Вам: примите на себя всю вину в Вашей размолвке с противниками Вашими. На молитве пред лицом Божиим просмотрите всю себя, покайтесь пред Богом, попросите, чтобы Господь открыл Вам Вашу вину, простил Вас, смягчил ваше сердце и дал силу и искренность попросить прощения у Ваших мнимых врагов. Это диавол показывает грехи других великими, а Ваши — ничтожными. Сочтите все наоборот и примиритесь. Да поможет Вам Господь! Утешьте меня, напишите, что Вы сделаете по моему совету.
Без мира с людьми не может быть и христианства |
Вы, конечно, догадываетесь, с кем Вам прежде всего надо примириться. Она близка к смерти. Искренне попросите у нее прощения, сами простите и, если можете, докажите искренность примирения заботой о ней. Поухаживайте за больной. Да будет с Вами милость Божия, да избавит Вас Господь от рук льстивого врага, да подаст Вам мир, превосходящий всякое разумение, мир, о котором плотской человек не имеет никакого понятия. Недаром в церкви при богослужении многократно преподается мир всем. Без мира с людьми (по крайней мере) не может быть и христианства, а только самообман. Да поможет Вам Господь и да вразумит на доброе дело.
Ноября 1, 1962 г.
Милая Н.М.!
Прости, что я, получив твое письмо, долго не отвечал. Чувствую себя слабо, мысли о смерти не отступают от меня. Я вижу, что если доживу до 1963 года, то не проживу его. Лично для меня смерть желанна. Я знаю, что есть будущая жизнь, есть милость Божия к нам, есть для верующих в Господа Иисуса Христа несомненная надежда войти в блаженную, а не мучительную вечную жизнь.
Религиозные восприятия не психологизм, а так же реальны, как реальны восприятия мира физического. Земная жизнь дана не для наслаждения, а для познания себя и Бога. Человек в течение земной жизни должен решительно, невозвратно определить себя к добру или злу, к Богу или диаволу. Ищущий Бога и правды Его — найдет Бога и новую жизнь здесь, на земле, в начатке, а после смерти — во всей полноте. Эгоист, ищущий на земле только наслаждений, найдет диавола и после смерти, как единодушный ему, пойдет в царство диавола, в ад, в общество законченных эгоистов и злодеев. В наших руках наша будущая судьба…
Хочется быть дальше от этой жизни, от духа мира сего. Этот дух овладел всем человечеством. Только со стороны можно видеть и почувствовать весь ужас этого духа. Мало теперь людей на земле, которые могли бы освободиться от действия на них злого духа.
В вечерних молитвах есть такие слова: «Изми мя, Господи, от уст пагубного змия, зияющего пожрети мя и свести во ад жива». Это написано из опыта. Находящиеся в сфере действия этого духа не чувствуют этого и не верят тем, кто освободился уже от него.
Выберите Бога, отстраняйтесь от диавола душой и делами, чтобы Господь сказал и о Вас: «Грядущего ко Мне не изжену вон».
Игумен Никон (Воробьев)
|