|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (57) декабрь |
|
|
ГОСТИ ИЗ ПРАВОСЛАВНОЙ ПОЛЬШИ
Пролог
В середине ноября нашу область посетила большая группа православных паломников из соседней Польши. 48 человек приехали в основном из Подллясского воеводства — из церковных приходов Белостока, Бельска-Подлясского, Хайнувки, Михалово. Возглавлял группу о. Григорий Беглюк — настоятель церкви ап. Петра и Павла в Элке (Варминьско-Мазурское воеводство).
В Калининграде поляки были гостями прихода церкви Пророка Илии в п. Взморье, настоятелем которой является о. Александр Ларченко.
Информацию о посещении храмов епархии гостями из Польши можно прочитать на 10-й странице. А в этой статье — рассказ о польских паломниках, о жизни братских приходов в соседней стране.
Центр православной культуры
Так кратко можно сказать о столице Подляского воеводства Белостоке, и в то же время эти три слова являются названием официального учреждения, играющего заметную роль в жизни православных верующих всего северо-востока Польши.
С польской стороны организация поездки легла на плечи Ирины Васильевны Трещетко. Более 11 лет назад по благословению возглавляющего Польскую Автокефальную Православную Церковь митрополита Саввы она стала руководителем Центра православной культуры Белостока. За это время организовала более ста паломнических поездок.
— Желающих поехать по святым местам Калининградской области было в два раза больше, — говорит Ирина Васильевна. — Пришлось бы заказывать второй автобус, а такой возможности у нас не было. Ничего, значит, приедем еще раз. С российскими визами проблем вообще не возникло — получили быстро, хотя оформлялись они в Варшаве.
В Центре православной культуры в Белостоке постоянно проводятся встречи, вечера, выставки. Причем не только православных из Белостокско-Гданьской епархии — здесь часто бывают гости из России, Белоруссии, Украины, Сербии и других стран. Строительство центра началось в 1995 году, освящение совершено 17 февраля 1999 года. В пятиэтажном здании располагаются большой зал для встреч, библиотека, архив и музей. Его Блаженство митрополит Савва во время торжества освящения сказал: «Дай Бог, дабы это здание принесло пользу всему городу и его жителям, несмотря на то, кто кем является и откуда приходит сюда». И это является главным девизом существования Центра.
Здесь организованы курсы по изучению русского языка, причем есть курсы и для школьников, и для взрослых. При Центре действуют «Братство Трех святителей», «Братство Кирилла и Мефодия». В библиотеке хранятся многочисленные тома богословской литературы на разных языках, в основном на польском и русском. Есть книги классиков польской, русской и мировой художественной литературы. Около девяти лет назад при Центре была открыта гостиница, первым ее постояльцем стал православный епископ из Индии. С тех пор гостиницу, а заодно и Центр посетили тысячи людей из разных концов мира. Здесь всегда многолюдно, но особенно по большим церковным праздникам. Центром также устраиваются благотворительные завтраки, оказывается другая помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Как прихожанка Свято-Никольского собора, православной кафедры Белостока, Ирина Васильевна также является активным участником «Братства Святителя Николая Чудотворца», которое совместно с Центром православной культуры устраивает паломничества по святым местам.
— Однажды в соседнюю Белоруссию пришлось отправлять 10 больших автобусов с паломниками, — вспоминает Ирина Трещетко. — Гродно посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ничего, справились! Все желающие смогли попасть на патриаршую службу.
У православных Белостока давно налажены прочные связи с братьями по вере из соседних Белоруссии и Украины. И это не только многочисленные взаимные паломничества. Когда в Закарпатье произошло сильное наводнение, по благословению митрополита Саввы была организована помощь попавшим в беду людям. В монастыри Хуста и Иршавы от православных Белостока отправилось несколько фур с продуктами, одеждой. Также помогали преодолеть последствия наводнения при разливе реки Припять в Белоруссии. Собранные вещи и деньги переслали в Дом милосердия в Минске. Во время натовской бомбежки 1999 года помогали нашим православным братьям в Сербии, по всем приходам было собрано много одежды, обуви, посуды. Всего в Югославию отправили пять грузовиков.
Одна характерная деталь: за те двое с половиной суток, что Ирина Трещетко находилась в нашей области, на ее мобильный телефон пришло около ста звонков и сообщений.
За свой нелегкий труд по организации работы в Центре, оказанию помощи попавшим в беду людям Ирина Васильевна была награждена орденом Марии Магдалины 2-й степени, который получила из рук митрополита Саввы.
Вспоминая войну
Был среди паломников Анатолий Бялокоз, прихожанин белостокского храма свмч. Пантелеимона, что в микрорайоне Застянки. 15 лет он был старостой этого прихода. Как и другие прихожане, он активно участвует во всех делах церкви. В 1992 году совместными усилиями была возведена красивая четырехэтажная часовня. Сейчас он начал писать книгу воспоминаний о создании и жизни прихода свмч. Пантелеимона в Белостоке.
Сам Анатолий Бялокоз не раз был в паломнических поездках по святым местам. Недавно побывал в Белоруссии — в Минске, Спасо-Ефросиньевском монастыре в Полоцке. В Калининград приехал впервые, хотя давно имеет вескую причину посетить наш город. Когда в 1939 году началась Вторая мировая война и Польша после недолгого сопротивления была оккупирована гитлеровскими войсками, его отец, Михаил Бялокоз, попал в плен под Острувом-Мазавецким неподалеку от Варшавы. Был помещен в концлагерь под Кенигсбергом. Казалось, совсем рядом было родное Полесье, село Острув Полудньовы, повята Сокулка, где осталась семья, маленький сын Анатолий. Эта территория в конце сентября 1939 года была занята войсками Красной Армии, затем включена в состав СССР, что сделало практически невозможным быстрое возвращение на родину 26-летнего солдата польской армии.
В Кенигсберге его определили на обувную фабрику — шил сапоги для вермахта. Последнее письмо родным от него пришло 15 мая 1944 года. По рассказам вырвавшегося из плена товарища по несчастью, последний раз он видел Михаила зимой 1945 года, они вместе рыли оборонительные траншеи вокруг Кенигсберга. Затем началось наступление советских войск, все перемешалось, было очень много погибших. Анатолий точно не знает, где похоронен его отец. В той панике зимы — ранней весны 1945 года кому пришло бы в голову вести учет умерших или погибших заключенных концлагерей, когда до сих пор в окрестностях Калининграда находят безымянные могилы русских и немецких солдат! Вот и на территории поселка Взморье совсем недавно были обнаружены и перезахоронены в общей братской могиле останки солдат Красной Армии. Запросы в многочисленные инстанции, в том числе в Международный Красный Крест, оказались безрезультатными.
В последний день пребывания в Калининграде о. Александр Ларченко на своей машине отвез Анатолия Бялокоза и еще одного паломника на ул. Александра Невского. Здесь за больницей скорой медпомощи находится старое кладбище, на котором, по некоторым данным, могли хоронить умерших военнопленных. Возложили цветы на одну из могил, почтили память попавших не по своей вине в страшную мясорубку войны поляков, русских и немцев.
Во Взморье на земельном участке церкви Пророка Илии есть памятный обелиск немецким солдатам, местным уроженцам, не вернувшимся с полей еще Первой мировой войны 1914—1918 гг. Прихожане храма за ним ухаживают, так же как и за находящимся неподалеку мемориалом советским воинам, погибшим здесь в кровопролитных боях весной 1945 года.
Батюшка из Элка
Молодой священник Григорий Беглюк возглавляет приход св. ап. Петра и Павла в Элке. Этот город распложен примерно в 100 км от Белостока и территориально относится уже к Варминьско-Мазурскому воеводству. Но приход включен в Белостокско-Гданьскую епархию. Когда определялись границы епархий, это было сделано сознательно, чтобы за счет активности православных Подлясья на северо-востоке Польши дать возможность развиваться православным приходам Вармии и Мазур. После включения по окончании Второй мировой войны этих земель бывшей Восточной Пруссии в состав Польши здесь стало развиваться традиционное для этой страны католичество.
— В свое время это были пограничные земли лютеранской Германии, о Православии здесь вообще не слышали, — говорит о. Григорий. — После войны территория отошла к Польше, так же как и некоторые земли на юго-востоке. Оттуда началось переселение православных на север (акция «Висла». — Ред.), чтобы уменьшить в тех местах влияние Православной Церкви. Такая была политика. И многие, вступая затем в брак, перешли в католичество. В том же Элке, например, на 55 тысяч жителей приходится 18 костелов, две протестантские кирхи, а православная церковь только одна.
Но все-таки не все забыли веру своих предков. Поэтому в краю Больших Мазурских озер и западнее потихоньку начали создаваться и обустраиваться православные приходы. Приход в Элке охватывает значительную территорию, включая находящиеся севернее небольшие города Олецко и Голдап.
Всего отец Григорий духовно окормляет 228 прихожан. Больше всего из них живет в Элке. Здесь даже удалось создать воскресную школу, в которой занимается 26 детей. Наравне с ней есть школа для взрослых. Собираются по воскресеньям, читают подготовленные рефераты на разные церковные темы. Такая форма общения очень важна, считает о. Григорий, поскольку позволяет более грамотно отстаивать православную веру в спорах с инославными. Кстати, за то время, что батюшка служит на приходе, выяснилось, что многие люди, в основном из тех, кто не посещает ни костел, ни церковь, не видят особой разницы между Православием и католицизмом. Разъяснительная работа велась очень просто: зайди в церковь, посмотри, сравни и прими решение, какая вера тебе больше по душе.
Некоторые горожане порой обращаются за помощью к православному священнику провести разные требы, например отпевание на кладбище. Здесь священник тверд: никакого формального подхода.
Помогает распространять слово Истины и специальная рубрика в повятской газете Элка, где раз в неделю о. Григорий очень простым доступным языком дает ответы на интересующие читателей вопросы.
Иногда батюшке приходится ходить и по домам. По разным причинам кто-то стесняется приходить в церковь, хотя помнит о своих корнях, считает себя православным. Часто на службе в православной церкви бывают католики. Сама служба проходит на церковнославянском языке, а проповедь читается на польском.
В Голдапе и Олецко также есть церковно-приходская школа, но на службу по воскресеньям местным православным приходится ездить в Элк. По просьбе верующих о. Григорий посещает Августов и Сувалки, хотя эти города относятся к Подляскому воеводству. Также в определенные дни приходит в тюрьму, чтобы совершить Таинство Евхаристии и причастить находящихся здесь православных верующих.
Во всех городах православные ухаживают за памятниками советским воинам, а также за могилами русских солдат, погибших в Первую мировую войну в 1914 году.
В эту паломническую поездку о. Григорий поехал вместе с матушкой Анной. Дома с бабушкой остались шестилетняя Мария-Магдалина и трехлетняя София.
Святой покровитель детей и молодежи
В двух храмах Калининградской области — Пророка Илии во Взморье и Покрова Пресвятой Богородицы в Калининграде — в иконах младенцу-мученику Гавриилу есть частицы его святых мощей. Взяты они были от раки святого в Свято-Никольском соборе Белостока и переданы в Калининград после обращения епископа Балтийского Серафима к епископу (ныне архиепископу. — Ред.) Белостокскому и Гданьскому Якову.
В тот раз в числе паломников в Калининград приехали и несколько совсем молодых поляков — Дорофей Калицкий и Петр Шишко из церкви свмч. Георгия Победоносца, Екатерина Мацкевич из Всехсвятской церкви, Фома Кот из церкви Воскресения Христова, Адам Шишко из церкви св. Духа, Марфа Яконюк из Свято-Никольского собора. Дорофей, Екатерина и Марфа помолились на ранней литургии в нижнем храме Христа Спасителя, причастились Святых Христовых Таин. Все они неоднократно участвовали в паломничествах в деревню Зверки, которое проходит 2 мая каждого года.
Паломничество это связано с убийством мученика младенца Гавриила, покровителя детей и молодежи. Он родился в 1684 году в деревне Зверки Заблудовского прихода. Шестилетний Гавриил был похищен, а вскоре жители деревни обнаружили тело замученного младенца, умершего из-за потери крови от многих ранений. Его похоронили на кладбище в Зверках. Возле могилы младенца Гавриила было похоронено также много детей, умерших во время мора в 1720 году. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика, тело которого обнаружили нетленным. Мощи были перенесены в крипту храма в деревни Зверки. После этого мор прекратился и были засвидетельствованы многие исцеления у мощей. В 1746 году после пожара неповрежденные мощи святого были перенесены в Заблудов. Затем по разным случаям их переносили в Слуцк, Минск и Гродно. В 1992 году мощи святого Гавриила были торжественно перенесены из Гродно в Свято-Николаевский собор Белостока.
Паломничество в Зверки — это прежде всего паломничество детей и молодежи, небесным покровителем которых является мученик Гавриил. Паломники молятся о здравии своих родных, родители молятся за благополучие своих детей, молодежь молится за свое благополучие в школе, а прежде всего по случаю школьных экзаменов. 15 километров из Белостока в Зверки и столько же обратно преодолевают за один день. Паломничество всегда начинается в Свято-Ильинском храме в Дойлидах. Паломники идут из Белостока в Зверках, где строится новый женский монастырь, главные торжества проходят в недавно построенном храме в честь святого Мученика Младенца Гавриила.
Не менее торжественно проходит служба младенцу Гавриилу и в самом Свято-Николаевском храме. Она сопровождается радиотрансляцией на улице, где собирается много верующих, так как собор не может вместить всех желающих.
На окраине Беловежской пущи
Были среди паломников несколько прихожан собора св. Троицы в Хайнувке. Храм необычной архитектуры восхищает всех, кто посещает этот небольшой городок. Гибкая конструкция, будто подвешенная между небом и землей, гармонично соединяет в себе современность и традицию — традицию двух тысяч лет Православия и нескольких столетий его присутствия на этой земле. Собор сам по себе просто красивый. Поэтому православные паломники из приходов Калининградской области очень любят фотографироваться на его фоне.
Хайнувка, небольшой поселок на окраине Беловежской пущи, начал превращаться в город после Первой мировой войны, когда в нем возникла деревообрабатывающая промышленность. Но время по-настоящему динамичное развитие наступило лишь в 70-е годы ХХ века. Тогда в городе удвоилось количество жителей — оно достигло 25 тысяч. Сюда переселялись прежде всего люди из окрестных деревень, преимущественно православные. В маленькой деревянной церквушке св. Николая Чудотворца становилось все теснее. В 1973 году тогдашний настоятель о. Антоний Дзевятовский после долгих усилий получил наконец разрешение местных властей строить новую церковь. Проект храма разработал архитектор из Познани профессор Александр Григорович.
Так было построено это здание, опирающееся на четыре железобетонные колонны метрового диаметра, с крышей, поднимающейся вверх в виде конуса, увенчанного куполом. В нескольких метрах от храма построена колокольня, соединенная с ним аркой.
14 октября 1973 года был заложен краеугольный камень, сама стройка продолжалась почти 20 лет. Настоятель о. Антоний Дзевятовский (служивший в Хайнувке с 1951 года до кончины в 1995 году) стал на это время «великим зодчим» и великим «собирателем милостыни», неутомимо ищущим деньги для стройки. Он сумел привлечь к помощи многих прихожан, для которых труд здесь стал желанным послушанием во имя Божие. Завершено строительство было весной 1982 года. Теперь все внимание уделялось интерьеру храма. Согласно православной традиции потолки и стены покрыли росписью. Ее автор, грек Димитриос Андонопулос, несколько лет (1986—1990) приезжал в Хайнувку по два раза на 2—3 недели. Роспись получилась оригинальной и внушительной, при этом художник придерживался строгих канонов Православной Церкви.
Следует обратить внимание и на паникадило, выполненного по эскизам того же проф. А. Григоровича в виде греческого креста, украшенного витражами с образом Пресвятой Богородицы и православных святых. Это единственное в своем роде паникадило в Польше.
Витражи, исключительно редко встречающиеся в православных храмах, украшают также окна собора. Их проектировал и выполнил проф. Адам Стален-Добжаньски из Кракова.
В хайнувском соборе — семь алтарей. Главный посвящен Святой Троице. Кроме того, на верхнем ярусе еще два алтаря и два алтаря на нижнем ярусе. Седьмой находится в колокольне.
Великое освящение собора состоялось 11 октября 1992 года. Хайнувка и ее прекрасный собор стали широко известны в мире благодаря тому, что начиная с 1982 года здесь ежегодно проводится фестиваль церковных песнопений. С 1990 года он стал международным. С тех пор в нем участвовали хоры из России, Белоруссии, Украины, Финляндии, Болгарии, Словакии, Германии, Сербии, Македонии, Молдавии, Армении, Литвы, Латвии, Эстонии, Румынии, США и даже из таких экзотических стран, как Корея, Индия и Кения. Показывали здесь свое мастерство и коллективы из нашей Смоленско-Калининградской епархии, в том числе хор Свято-Никольского женского монастыря, а также хор «Кредо» из музыкального колледжа.
Начиная с 2002 года в Троицком соборе поют участники Хайнувских Дней Церковной Музыки, их организатором является ассоциация «Любители Церковной Музыки» (директор — о. Михаил Негеревич).
Я не зря так подробно остановился на этой православной святыне Подлясья, созданной, кстати, в годы социализма, когда Польская Народная Республика шла в фарватере политики «старшего брата» — СССР, где в этот период православные храмы не то что не строились, а в основном разрушались. Посетить храм в Хайнувке приглашали почти все паломники, с кем я беседовал, в том числе Юлита Маркевич. Сама она прихожанка Воскресенского храма в Белостоке, где помещена чудотворная икона Божией Матери «Всецарица», помогающая излечиться от тяжелых недугов. Она была привезена из России пять лет назад.
Сама Юлита часто ездит в паломнические поездки, огромное впечатление произвел на нее монастырь на Валааме, особенно знаменитый знаменный распев в исполнении монахов, услышанный там.
Заключение
По словам о. Александра Ларченко, никаких серьезных проблем в организации этой поездки не возникло. Когда поляки изъявили желание приехать, сразу были оформлены необходимые бумаги для получения визы. После нескольких объявлений в православных передачах по телевидению и радио набралось столько желающих, что всем даже места не хватило.
— Мы со своей стороны тоже устраиваем паломнические поездки по святым местам соседней страны, — говорит о. Александр. — Ведь Польша — это не только Гданьск, Сопот, Закопане или Миколайки, куда в основном ездят наши туристы, чтобы отдохнуть. Можно сказать, что для верующих людей Польша — это страна, в которой находится много православных святынь, православных храмов. Взять, например, Супрасльский монастырь, где в церкви Иоанна Богослова находится Супрасльская чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия». Монастырю более 500 лет, до варварского разрушения немцами во время войны это была лавра. Здесь есть замечательный музей православных икон. Такие места обязательно надо посещать, чтобы знать, что не только мы православные в этой части Европейского континента.
Уже на второй день пребывания в нашей области, польские паломники начали спрашивать: «Ирена, когда снова поедем в Калининград?» Собираются к соседям с ответным визитом и калининградские паломники.
Дмитрий Осипов
|