Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№1 (58) январь

АРХИПАСТЫРЬ 

 

Размышления о кризисе

 

Текущий экономический кризис ставит перед людьми массу вопросов — от чисто экономических до морально-нравственных. На актуальные вопросы этики и экономики сайту Милосердие.ru отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

 

— Ваше Высокопреосвященство, современный экономический кризис многие эксперты называют глобальным. Он затрагивает жизнь многих стран, многих людей. Кризис — это осмысление старого и поиск нового. Какие новые мировоззренческие вопросы он ставит, в чем духовный смысл кризиса?


— Мировой финансово-экономический кризис начался не сегодня. Ситуация, которую мы наблюдаем сейчас, лишь подтвердила кризисные тенденции, о наличии которых неоднократно высказывались как светские эксперты, так и церковные мыслители на протяжении последних лет.

Несомненно, нынешний кризис носит не только глобальный, но и системный характер. Это прежде всего кризис ценностей, кризис мировоззрения. Не правы те, кто привык думать в вульгарно понятых марксистских категориях, считая, что ход истории определяется исключительно производительными силами и производственными отношениями. Исторический опыт опроверг эти отвлеченные схемы. Пути разрешения политических, экономических, гуманитарных проблем следует искать не столько в плоскости перераспределения материальных ресурсов или улучшения управленческих технологий, сколько в сфере духовности.

Русская Православная Церковь неоднократно напоминала, что экономика не является сферой исключительно материальных интересов, а безнравственная экономика — это уже не экономика в изначальном смысле слова, так как служит она не созиданию, а разрушению. Примеров тому в современном мире немало: налицо нищета миллионов людей, отупляющий культ потребления, экологический кризис. Все это результаты бездуховного хозяйствования, «экономики» эгоистической наживы, достигаемой любой ценой.

Так что кризис был в известном смысле неизбежен. Его первопричина мне видится в деградации нравственной мотивации хозяйствования, в нивелировании высшей цели экономики — построения процветающего, гармоничного и справедливого общества. В то же время, с христианской позиции, кризис — это всегда шанс начать с чистого листа, нравственно очиститься, вернуться к более глубокому, одухотворенному пониманию жизни и труда.


— В послании предстоятелей Православных Церквей, участвовавших в Константинопольском совещании в октябре 2008 года, говорится о том, что «жизнеспособна лишь такая экономика, которая сочетает эффективность со справедливостью и общественной солидарностью». Возможно ли сочетание справедливости и солидарности с такими принципами современной экономики, как конкуренция и стремление к прибыли? Не мечтательность ли это? Что может в этом случае быть гарантом, играть роль сдерживающего фактора? Мир знает подобные примеры?


— Доминирующая в современном мире экономическая доктрина подчас идеализирует общество конкуренции и равных возможностей. Однако равные возможности далеко не всегда означают равенство доступа к социальным благам. Идеи всеобщего равенства, так же как и всеобщего материального благоденствия, утопичны, но это вовсе не умаляет важности создания достойных условий жизни для всех без исключения членов общества.
Экономика не может быть эффективной, если она не строится на принципах социальной справедливости и ответственности. В противном случае ни о какой свободной конкуренции и о законной стабильной прибыли говорить не приходится.

Конечно, первым и важнейшим мотивом развития экономики является материальная заинтересованность человека. И Церковь не отрицает этот мотив, поскольку в основе его лежит стремление человека улучшить условия жизни для себя и своей семьи. Но стремление приумножить личное благосостояние — это не единственный мотив, который должен двигать экономическими отношениями. С точки зрения православной этики, другим таким мотивом является стремление помочь ближнему, желание видеть, что результаты труда приносят пользу не только конкретному человеку, но и стране, обществу, в котором этот человек живет. Если один из упомянутых мотивов перестает работать, кризис неизбежен. Именно это мы сейчас и наблюдаем.

Кризис — это всегда шанс начать с чистого листа, нравственно очиститься

Могут ли сочетаться эти мотивации на практике? Примеров немало. Взять хотя бы «новый курс» президента США Франклина Рузвельта, позволивший в кратчайшие сроки вывести страну из «великой депрессии». В своей политике Рузвельт опирался на массовую поддержку простых людей, которым государство создало достойные и справедливые возможности трудиться и зарабатывать. Само общество выступило гарантом такой модернизации, и Рузвельт четырежды переизбирался в президенты.


— Во всем мире сегодня наблюдается возросший спрос на «Капитал» Карла Маркса. Это разочарование в капиталистической системе, попытка вернуться в прошлое и почерпнуть что-либо ценное из марксизма? Вновь актуальны социалистические ценности?


— На мой взгляд, потерпели крах не только классическая концепция социализма, но и «капиталистический фундаментализм». Сначала нам говорили о саморегулирующемся рынке, который всегда эффективен, теперь же происходит массированное государственное вмешательство в экономику. На мой взгляд, нынешняя эпоха требует новых методов управления мировым хозяйством, сочетающих в себе эффективное государственное регулирование с поощрением частной инициативы. Означает ли это реанимацию идеологии социализма образца прошлого века? Не думаю. Скорее речь идет о поиске новых форм хозяйствования, отвечающих реалиям нашего времени.


— В сложные времена раздаются призывы к аскетизму. Насколько актуальны подобное призывы для нашего народа, во многом продолжающего жить в бедности? Полезно ли это ему?


— Для подавляющего большинства жителей Земли призыв к материальному самоограничению не совсем актуален, для них главное сейчас — элементарно выжить и заработать себе на хлеб. Тем более нельзя смешивать гедонизм с естественным желанием человека жить достойно и обеспечить всем необходимым свою семью. Русский народ никогда за всю свою многовековую историю не жил в материальном смысле на должном уровне. Мы привыкли терпеть лишения, жертвовать подчас всем ради высшей цели — блага своего Отечества. Но стоит ли спекулировать на этих чувствах? Разве это нравственно? Наш народ заслуживает достойной жизни, в том числе материального достатка. Причем в русской ментальности важное место занимает именно стремление к умеренному достатку, а не к обогащению любой ценой.

Бытует ошибочное представление, что сами по себе материальные блага и процесс их создания отвергаются Православием как грех и недостойное занятие. При этом делаются ссылки на аскетическую традицию Православия и его сосредоточенность на духовном мире. Действительно, в культурном коде России заложен приоритет духовных ценностей над материальными. Но эта аскетическая традиция уживается с другой мощной традицией — бережным и благодарным отношением к имуществу, которое дает совершать добрые дела.

Синтез этих двух подходов открыл широкие горизонты для созидания национального богатства и использования его на благо человека и народа. В результате наша история знает немало богатых людей, в том числе успешных предпринимателей, которые вели умеренный, а нередко и аскетический образ жизни.


— Сейчас во многих странах говорят об исламской финансовой модели, в основу которой положены законы шариата, запрещающие инвестировать в сомнительные бизнес-проекты, например, в бизнес, связанный с азартными играми, в бизнес, стимулирующий недостойное поведение, производство алкоголя, а также ростовщичество. И теперь оказывается, что исламская финансовая модель во многом лучше защищена от мирового кризиса. Какие выводы можно сделать из урока, который преподносит миру христианскому мир исламский? Следует ли из этого, что у христианского мира есть шанс использовать свой собственный духовный опыт для выхода из экономического кризиса?


— Исламская финансовая модель очень интересна с точки зрения приспособления религиозной практики к реалиям рыночной экономики. Однако не стоит забывать, что корни европейской цивилизации — христианские.

В культурном коде России заложен приоритет духовных ценностей над материальными

Другой вопрос, насколько далеко взгляды современного западного человека и его экономическая деятельность оторвались от христианского мировоззрения, от нравственной ответственности перед Богом и людьми за свои поступки. Это выражается, в частности, в превалировании спекулятивного капитала над реальным сектором экономики, а также в других негативных явлениях.

В православном богословии, равно как и в исламском, ростовщичество воспринимается как морально сомнительный род занятий. Речь, конечно, не идет об осуждении банковской системы в принципе. Морально неприемлемы именно те действия финансистов, которые влекут за собой отклонение от главной задачи банков — накопления и перераспределения денежных потоков для более эффективного развития реального производства товаров и услуг. Если же деньги делаются из воздуха и происходит непонятная для абсолютного большинства людей таинственная игра с понижением и повышением акций, в результате которой одни теряют свое состояние, а другие в одночасье становятся сказочно богатыми, если подобные игры становятся основой экономики, то происходит то, что мы сейчас наблюдаем, — кризис. Поэтому без связи экономики с нравственностью, без отказа от доминирования спекулятивного капитала невозможно говорить об исцелении хронических болезней современной экономической системы.

Русская Православная Церковь инициировала процесс открытого диалога между властью, предпринимателями и обществом по этой значимой проблеме. В 2004 году Всемирным Русским Народным Собором принят Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. В марте 2008 года создан экспертный совет «Экономика и этика» при отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, объединивший известных православных священнослужителей, ученых-экономистов, политиков, предпринимателей. Его цель — разработка отвечающих православной системе ценностей императивов ведения современного рыночного хозяйства.

По материалам сайта www.miloserdie.ru

Публикуется с сокращениями.

 

Ирина ЛУХМАНОВА

Укоризна монаху - блуждающее око.

 

Святые Отцы

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото40

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.