|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№1 (58) январь |
|
|
«Особые люди»
Они редко выходят на улицу. Люди брезгуют общением с ними, часто отворачиваются от них. Общество не заинтересовано в них, так как они не выгодны ни потенциальным работодателям, ни родственникам. Кто это? Это люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды — те, кого мы редко видим, а значит, и редко вспоминаем.
(Окончание. Начало в № 12 (57) декабрь 2008 г.)
Забота христианина об «особых людях»
Каждый из нас слышал слова Спасителя: «Носите тяготы друг друга и тако исполните закон Христов» (Гал 6:2). Как никто, инвалиды особенно нуждаются в нас, в нашей любви и заботе, в духовной и материальной поддержке. Евангелие призывает человека не просто к состраданию другому, но к деятельному проявлению нашей любви. И действительно, большинство христиан не обходят стороной этих особых людей: одни берут их под опеку или на усыновление, другие оказывают материальную помощь на строительство центров реабилитации, третьи работают с инвалидами и т.д. Так, в Калининграде в приходе Рождества Богородицы на базе воскресной школы проходят занятия с детьми-инвалидами и их родителями. На уроках в школе ребята и их мамы и папы знакомятся с основами православной культуры, а также просто общаются в теплой и дружелюбной обстановке.
Непонимание — дочь жестокосердия
Но есть такие люди, которые брезгуют общением с «особыми людьми», считая, что все инвалиды — дети алкоголиков и наркоманов, а соответственно, обвиняют таких родителей во всех тяжких грехах. Бывает, и в церковной среде отношение к таким детям и их родителям основано на этом мифе, и, неверно истолковав некоторые сомнительные брошюры, прихожане обвиняют этих родителей во всех грехах, фактически отказываются с ними общаться, что делает такие семьи изгоями даже в православных приходах.
Особенно тяжело приходится семьям детей-аутистов, которых из-за их необычного поведения часто считают слишком избалованными, невоспитанными или… бесноватыми. Такие дети очень часто сталкиваются с непониманием и полным неприятием в храме. Некоторые батюшки просто отказываются причащать их, не понимая, что перед ними вовсе не непослушный, буйный ребенок, а ребенок больной, который не может за пять минут вдруг стать здоровым. Некоторые священники применяют к детям-инвалидам общие требования, например, не причащают, если дети приходят только к концу службы. Родители уже привыкли к неприятию на улице и в кабинетах чиновников. Но здесь, в храме, они оказываются не готовы к такому отношению, и поэтому им особенно больно.
Приход может серьезно помочь семьям с детьми-инвалидами: на базе прихода могут быть организованы объединения родителей детей-инвалидов, может предоставляться посильная помощь и просто оказываться человеческое участие. В конечном счете, это ведь вопрос нашей отзывчивости и готовности сострадать ближним, а не просто бездушная строка в смете расходов городского храма.
Проблемы «особых людей»
Невозможно судить о счастье или несчастье уникального в своей неповторимости человека по состоянию его здоровья |
Отношение людей в России к реабилитации — это процесс изменения сознания, стереотипов и неправильных установок. И, как показывает практика, процесс этот идет очень медленно. Вопрос социализации и трудоустройства инвалидов в обществе на сегодняшний день стоит очень остро. Суть проблемы социализации заключается в том, в какое общество будут входить инвалиды. В то общество, в котором они становятся отверженными изгоями?.. Такое аморальное и немилосердное общество само еще не готово принимать людей с ограниченными возможностями здоровья. Намного обиднее и больнее, когда тебя, приняв в социум, через некоторое время бросают. Поэтому требуется, чтобы именующее себя цивилизованным общество научилось смотреть на этих детей как на личностей, а не просто как на инвалидов, тем более уродов. Необходимо, чтобы СМИ уделяли этим людям внимание, помогая другим понять, что они являются личностями, такими же, как и мы, что не только мы можем что-то дать им, но и они нам.
В России инвалидам практически не устроиться на работу: ведь прибыли от таких людей мало… А вот в странах Европы и Соединенных Штатах люди с ограниченными возможностями здоровья не только учатся, но и, став взрослыми, работают в супермаркетах, отелях, кафе, оранжереях и т.п., то есть являются полноценными членами общества.
Общество — это каждый из нас. Насколько ближе каждый из нас окажется к «особым людям», настолько быстрее будет проходить их выздоровление, потому что в этом мире они будут чувствовать себя востребованными.
Значимость семьи
Ничто не заменит для инвалидов, особенно для детей, семьи. Семья — это единственный институт, где возможен полностью индивидуальный подход к человеку, где тебя любят и принимают таким, каков ты есть. По крайней мере, так должно быть.
«В интернате врачи мне показали карту мальчика с гидроцефалией и парализованными ногами, который мог в какой-то мере говорить. Лечащие врачи сказали мне, что его современное состояние — это его потолок, впереди будет только спуск и деградация. Мы все равно усыновили этого ребенка. Прошло два или три года, и вместо спуска и деградации мальчик успешно, по мере своих сил, учится, хотя и надомно, а по воскресеньям во время богослужения читает молитвы!»
Эффективное развитие и социализация инвалидов лучше всего может осуществляться в нормальной, хорошей семье. Поэтому государство должно не отрывать ребенка от его естественной среды, а поддерживать семьи, готовые брать на себя дополнительную ответственность и воспитывать детей с ограниченными возможностями.
Часто семьи, где родился больной ребенок, по понятным причинам боятся рожать еще. В церковных семьях рожают, но тоже с большим страхом, что все повторится, что не будет возможности уделять больному ребенку достаточно времени. Только в жизни часто получается наоборот — от того, что в семье с детьми-инвалидами много детей, бывает немало пользы: здоровые дети учатся заботиться о своем больном брате или сестре. И в то же время больной ребенок живет не в замкнутом пространстве — он учится строить отношения со сверстниками, у него меньше шансов вырасти эгоистом или закомплексованным человеком, как это иногда случается с детьми-инвалидами.
Больные люди нужны нам для того, чтобы мы становились нравственно и духовно здоровыми, учились сострадать окружающим в их несчастьях |
Честь и хвала родителям детей-инвалидов. Чего только не приходится им переносить! Многие даже вполне любящие родители испытывают мучительное чувство неловкости, выходя со своим ребенком «на люди». Маме одного «особого ребенка» как-то раз в подмосковной электричке угрожали тем, что «вышвырнут из вагона», если ее ребенок не прекратит «скулить». А уж сколько приходится родителям выслушивать упреков в «плохом воспитании», в том, что, дескать, «такой большой», а сидит в транспорте, не уступает место взрослым. Бывает и такое, что ребенку-инвалиду противопоказан общественный транспорт: шум, обилие людей, которые могут возбуждать и пугать ребенка, а ехать-то на лечение надо. Он начинает громко кричать, может упасть на пол, толкнуть стоящих рядом людей, снять и отшвырнуть в сторону ботинки. Реакцию окружающих предсказать несложно: самые мягкие обвинения бывают в плохом воспитании сына, самые жесткие — в том, что… «наплодили уродов». Чего только не наслушается бедная мама, пока она и ребенок доберутся до места назначения.
Но не все родители выдерживают такое бремя семейной жизни. Так, например, в России, где ежегодно рождается около 2000 тысяч детей с синдромом Дауна, от 85 % детей родители сразу отказываются, и прямо из роддома они попадают в дом ребенка. 95 % от общего числа детей-инвалидов становятся сиротами при живых родителях.
Послесловие
Многих и от многого исцелил Господь наш Иисус Христос по Своему неизреченному милосердию, но цель пришествия Его была иная. Не от телесной скорби пришел Он спасать людей Своих, а от рабства греху и страстям. Главной целью и смыслом человеческой жизни не может быть здоровье тела, так как жизнь даже здорового тела имеет свой конец. Духовно-нравственное же здоровье души, освобождение ее от греховных болезней дает человеку возможность войти в жизнь вечную, в единение с Богом.
Очень важно понять, что инвалиды — «особые люди» — полноценные члены общества, просто они другие и нам всем их дал Господь…
Больные люди нужны нам для того, чтобы мы становились нравственно и духовно здоровыми, учились сострадать окружающим в их несчастьях и жертвовать собой ради страждущих, чтобы учились прощать обиды, терпеть горести и быть великодушными ко всем человеческим ошибкам и несовершенствам.
Невозможно судить о счастье или несчастье уникального в своей неповторимости человека по состоянию его здоровья — этому земному фрагменту бытия, очень важному, но такому краткому в сравнении с предстоящей нам вечностью, где уже нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания» — как поется в церковном песнопении, — но жизнь бесконечная… Ведь только в свете, в перспективе вечной ценности и вечного бытия нашей души, нашей личности, только в этой перспективе можно принять и понять смысл душевных и телесных страданий, которые сопутствуют нам на протяжении всей нашей жизни.
Диакон Константин Киосев
|