|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№6 (27) июнь |
|
|
ГРЕХ СТАНОВИТСЯ МОДНЫМ, И ЭТО ОПАСНО
В дни работы Х Всемирного Русского Народного Собора митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ответил на вопросы еженедельника "Аргументы и факты" (№ 14 (1327) от 5 апреля 2006 года).
- Владыка, 4 апреля в Москве открылся X Всемирный Русский Народный Собор - крупнейший общественный форум. Основной темой его стали права человека и достоинство личности. Для юбилейного Собора эта тема выбрана потому, что для нашей страны данная проблема особенно остра?
- Тот факт, что в нашей стране есть прискорбные случаи ущемления человеческих прав, не нуждается в доказательствах. Средства массовой информации доносят до нас сведения об этом почти каждый день. Но главная причина, по которой сегодня Собор обращается к философскому осмыслению данной темы, не только в этом.
Сравнивая различные культурно-цивилизационные модели, мы убеждаемся, что наиболее драматичные различия между ними лежат именно в сфере отношения к человеку, понимания роли человеческой личности в мире. Совершенно очевидно, что тема человека, его прав, свобод и ответственности находится на острие всех мировоззренческих споров о том, каким должно стать наше общее будущее, как избегнуть конфликтов между различными нациями, верованиями, традициями. Начало XXI века со всей очевидностью свидетельствует: мир вступил в эпоху глобализации. Что несет эта новая ситуация роду человеческому? Только ли безудержную экспансию западного цивилизационного стандарта, навязываемого всем остальным народам, или существует убедительная альтернатива однополярному миру?
Я глубоко убежден: все многообразие Божьего творения не может быть сведено к одной-единственной модели существования. Одна цивилизация, пусть даже самая могущественная и влиятельная, коей сегодня является западная, не сможет заставить все остальное человечество жить по ее законам, органичным и исторически мотивированным для нее самой, но не являющимся таковыми для других народов и культур. Мы, православные, готовы уважать мировоззренческий выбор других людей. Но вправе ли мы молча наблюдать, как на месте тысячелетней отечественной духовной традиции пытаются насадить исторически чуждые нашему народу стандарты поведения, нормы жизни? Думаю, такие же во-просы задают себе живущие в России мусульмане, буддисты, иудеи...
Россия, будучи страной многонациональной и многоконфессиональной, обладает уникальным многовековым опытом построения собственной многоукладной цивилизации. Полагаю, наше право и обязанность состоят в том, чтобы поделиться им со всем миром. Это, в частности, и пытается ныне сделать Всемирный Русский Собор.
Церковь не может принять идею эвтаназии как разновидности осуждаемых ею самоубийства и убийства |
- В этом году на "Оскар" номинировался фильм о плотской любви двух американских ковбоев. В Англии разрешили заключать однополые браки. Российская эстрада наводнена гомосексуалистами и лесбиянками. Что думает Церковь об этой странной моде?
- Согласно Священному Писанию, гомосексуализм является грехом, и надо, наконец, перестать делать из грешников героев, предлагать обществу грех и отклонение от нормы в привлекательной упаковке, соблазняя и совращая таким образом людей. Этот путь ведет к разрушению человека, к духовной смерти.
История знает множество примеров того, как искушения, перед которыми вовремя не был поставлен заслон, подтачивали и превращали в руины цветущие цивилизации. Достаточно вспомнить Римскую империю - высокоорганизованную, многонациональную, блистательную общность людей древнего мира, рухнувшую именно потому, что над непобедимым Римом одержали верх человеческие грехи и слабости его граждан, и не в последнюю очередь грехи плотские.
При этом напомню, что Церковь, воюя с грехом как таковым и осуждая его, одновременно протягивает самим грешникам руку помощи.
- В прошлом году в Европе с согласия мужа отключили от аппаратов жизнеобеспечения находящуюся в коме больную. Сейчас перед подобным выбором стоят сыновья Ариэля Шарона. Каково отношение Православной Церкви к эвтаназии?
- Церковь не может принять идею эвтаназии как разновидности осуждаемых ею самоубийства и убийства. Приход в мир человека зависит от Бога, равно как и смерть - это дело Бога. Любое искусственное прекращение жизни является грехом. Но в ситуации, подобной происходящему с Ариэлем Шароном, не все так просто. Ведь эвтаназия - это умерщвление реально существующей человеческой личности. Является ли личностью то, что лишено сознания, воли, чувств, - особенно если нет никакой надежды на их восстановление? Если надежды на улучшение нет, то тогда не будет ли прекращение интенсивной терапии и реанимационных мероприятий констатацией того факта, что человеческая личность мертва? Пока на подобные вопросы нет окончательного богословского ответа.
- Работы по клонированию человека запрещены во всем мире. Церковью они также осуждаются. Но ведь таким образом можно было бы возвращать родителям безвременно ушедших детей! Вы с этим не согласны?
- Вмешательство в Божий замысел о человеке очень опасно. Клонирование - это путь к обществу, наполненному разумными нечеловеками. Человеческое вторжение в замысел Творца непременно обернется страшной трагедией для рода людского. Если умирает ребенок, то родителям нужно стремиться не к тому, чтобы клонировать его, а к тому, чтобы с доверием к Богу, со смирением, с мужеством принять совершившееся. Смерть приходит не случайно. Может быть, таким образом Бог оградил ребенка от каких-то страшных поступков или ужасной судьбы в будущем. А может быть, это необходимо было для самих родителей. Христианский подход заключается в том, чтобы со смирением и надеждой принимать волю Божью.
- Многие сегодня придерживаются Великого Поста следуя моде, обращая внимание лишь на внешние проявления. От скоромной пищи отказываются, но молитв не читают и в храмы не ходят. Как Церковь относится к таким людям?
Не стоит разочаровываться в Церкви, если не удовлетворил ответ того или иного батюшки! |
- Слава Богу, если человек делает хотя бы маленький шаг в правильном направлении. И дай Бог, чтобы традиция поста в полной мере возродилась в нашем народе! Тем не менее, хочется напомнить, что цель поста - внутренняя перемена, изменение состояния души. Ограничения в пище - лишь необходимое физическое условие духовного совершенствования. Если человек, воздерживаясь от скоромной пищи, продолжает посещать казино или тиранить своих близких, то этим он уничтожает всякое положительное действие воздержания в пище.
- За 70 лет в СССР выросло несколько поколений атеистов, мы забыли элементарные правила поведения в храмах. Но некоторые священнослужители относятся к людям очень строго, без снисхождения. Как это сопрягается с цитатой из Первого послания Иоанна: "Бог есть любовь"?
- Проблема чрезмерно строгих пастырей, к сожалению, существует. Ведь многие священники также родом из атеистического прошлого и порой еще несколько лет назад даже не были членами Церкви. Их задача сегодня - впитать в себя традицию Русского Православия. Понять, что пастырь должен обращается к пасомому с любовью, даже говоря ему "нет". Иначе он никогда не достигнет цели - спасения людей. Верующим же я советую не отчаиваться. У нас много храмов и много священников, всегда можно поискать и найти себе достойного духовника. Помните, что Русская Церковь, к которой принадлежали и Пушкин, и Достоевский, и Суворов, и ученые мужи, и благочестивые люди, и все русские святые, куда больше, чем отдельный духовник. Право, не стоит разочаровываться в Церкви, если не удовлетворил ответ того или иного батюшки!
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
|