Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№4 (61) апрель

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

ВЕСЕЛОЕ ВРЕМЯ ПОСТА

 

Снова настало время веселое Великого поста. Время весны духовной, когда радость и духовный подвиг неотделимы друг от друга. Об этом наш корреспондент беседует со священником калининградского храма Андрея Первозванного, руководителем миссионерского отдела Калининградско-Смоленской епархии РПЦ иереем Александром Пермяковым.

 

— Отец Александр, даже некоторые воцерковленные люди считают, что цель поста — это воздержание от пищи. Что главное они упускают из виду?

— Процитирую из Библии стихи о посте, неугодном Богу, и об истинном посте: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте…» (Исаия 58:3—4). Глава большая, но я рекомендую нашим читателям прочитать ее всю до конца.

Я часто наблюдаю, как люди превращают пост в некое спортивное мероприятие, в повод проявить удаль молодецкую и в состязание для самоутверждения. Они спрашивают коллег или знакомых: «Слабо тебе обойтись без мяса?» А на Крещение Господне такие люди предлагают другой спор: «Слабо тебе прыгнуть в прорубь?» Или вот еще аргумент: «Ты живешь в православной России и не постишься? Обычаев русских не знаешь?»

— О русских обычаях неплохо сказано…

— Совершенно верно. Но… нельзя превращать пост в реализацию своего азарта и спортивного интереса к физическим возможностям тела. Это второстепенная цель. Одна из главных целей поста следующая: выйти на новый, совершенно другой уровень отношений с Господом нашим. И вообще, любая духовность начинается с чувства благодарности.

Если человек умеет благодарить, значит, он понимает долг перед Тем, Кто дал ему все блага. Раз понимает долг, значит, у него есть некое воздержание. И он практически всегда благодарен за то, что у него уже есть. И наоборот: когда человек неблагодарен, он не замечает и не ценит того, чем обладает. Поэтому ему всего мало и он невоздержан.

Святые отцы говорят о трех психологических категориях людей, которые приходят в Церковь: «рабы», «наемники» и «сыновья». Рабы боятся наказания: «Господи, я все понял, я больше не буду». Наемников не интересует Царствие Небесное, они ждут материальной награды и земного благополучия. Это очень распространенная мотивация, которой придерживается большинство людей. Так вот, пост позволяет нам перейти от этой мотивации к самой важной — к мотивации сыновей, которые рассматривают Церковь как духовную семью, семью Божию. Как известно, один из важных параметров семьи — это чувство ответственности.

— Азартный человек, с которого мы начали интервью, очень удивится Вашей оценке. Потому что он также в немалой степени тратит силы на изучение себя, своего потенциала и возможностей.

— Верно, но для чего изучает? Чтобы потом воскликнуть: «Смотрите, какой я молодец!» Он тешит свою гордыню и тщеславие. Не более. В его усилиях нет созидательной силы.

— Он ждет материальной награды, как наемник.

— Правильно. Поэтому здесь следует остановиться на втором аспекте поста — самоорганизации и самопознании.

В чем заключался замысел Творца при сотворении Адама? В том, чтобы Адам всю духовную энергию, которую он получал от созерцания Бога и Божьего величия, переводил в творческую и материальную энергию. Чтобы он начинал украшать мир вокруг себя. Да, он созерцал Бога, вдохновлялся Им, ощущал радость и потом изливал эту радость на сотворенные вещи. Он использовал лучшую, «высшую» часть своей души, она называется «умная часть души». Он был счастлив!

При грехопадении изменилась внутренняя организация человека: дух в нем омертвел и связь с Богом прервалась. А человек-то создан для счастья и хочет быть счастливым! И он воспользовался другим способом для получения радости — через «другую часть» своей души, она называется «вожделевательная». Она «связана» с желудком и другими внутренними органами, которые находятся, образно говоря, ниже диафрагмы.

Так вот, что теперь делает человек: он эту материальную энергию, полученную от желудка и других органов, превращает в духовную.

— Как в духовную?

Наемников не интересует Царствие Небесное, они ждут материальной награды и земного благополучия

— Очень просто: поел — настроение улучшилось.

— Но это же так примитивно!

— Примитивно, конечно. И никакой связи с Богом уже не возникает.

— Некоторым людям, быть может, и так хорошо…

— Вот-вот. «И так хорошо». Лишь изредка, временами, когда ему по-настоящему плохо и у него кризис, он нуждается в тесной, органической связи с Богом. Тут даже желудок не помогает! Плохо ему, очень плохо!.. Святой Григорий Палама говорит, что «душа человека — это бездна, в которой может поместиться только Дух Святой». Не имея Духа Святого, человек пытается заполнить эту бездну разными снедями или удовольствиями.

Таким образом, пост позволяет заглянуть в себя и ответить на вопрос: я как христианин жажду благодати Духа Святого или удовольствий?

— Почему искушения в пост особенно «внимательны» к нам, буквально «наваливаются»?

— Потому что через пост мы имеем возможность приобрести большую свободу от них — от наших греховных пристрастий. Внутреннюю свободу. Слово «пост» взято буквально из армейского лексикона: стоит солдат на посту и всегда готов вступить в настоящую брань. Что это означает в нашем случае? Что человек стоит в особо трезвом состоянии, особо внимателен к тому, что происходит и снаружи, и в нем самом. Налагает узы на вожделевательную часть своей души, не дает ей стать его богом. В Священном Писании написано: «Их Бог — чрево». Богом для тебя является то, что ты ставишь на первое место в своей жизни. Так и есть! Себя ставишь — ты бог, любимую женщину — она бог, ставишь чрево — значит, твой бог — чрево.

Не потому идолопоклонство грех, что Богу нашему ненавистны эти статуэтки, а потому, что они являются воплощением конкретных страстей, которым люди поклоняются.

— Отец Александр, в Книге Исаии, которую Вы цитировали, есть такое место: «…вы поститесь для ссор и распрей». В Вашей практике, вероятно, было немало таких примеров?

— Есть люди, которые постятся десятилетиями и все же делают это неправильно. Такой пост им просто противопоказан! Страсть, которая у них развилась благодаря неумеренным ограничениям, гораздо разрушительнее, чем страсть чревоугодия. Такие люди превращаются в невыносимых фарисеев и страшных лицемеров.

Или вот такой пример «неумеренного благочестия». Одна женщина никак не могла заставить своего взрослого сына начать поститься вместе с ней. Оказывается, она его замучила своей моралью и он мечтал только об одном — чтобы мать оставила его в покое. Вот тогда он начнет поститься! Но примет это решение самостоятельно, по своей воле! Ведь иначе ценность его добродетели будет равняться нулю.

Все оказалось еще сложнее, когда юноша задал мне вопрос: «Поститься или нет?» Он настолько мирской человек, что даже если и решится на ограничения, то будет делать это по некоей инерции. А пост — это не наказание, это награда. Я не дал юноше благословения.

Думаю, во время поста всем нам надо почаще вспоминать слова Спасителя: «Милости хочу, а не жертвы».

— Отец Александр, Вы замечаете, как люди меняются во время поста?

— Один прихожанин так обратился ко мне: «Батюшка, я столько лет жил церковной жизнью, считал себя христианином, у меня все было так прекрасно и замечательно. И тут я решил поститься по-настоящему, как положено — поститься внутренне, а не внешне, следить за самим собой. И вдруг я нахожу в себе столько безобразий, столько ужасов, столько кошмара…»

Пост является для нас благословением, а не повинностью

Он только сейчас заметил, что он, оказывается, гневлив. Что не умеет молиться, потому что мысли все время разбредаются кто куда. У него даже исповедь изменилась. Если раньше он просто перечислял свои грехи, то теперь говорит так: «У меня страсть гневливости». То есть стал говорить о страстях. Стал читать святых отцов и обнаружил, что грех как поступок — это следствие, а причина коренится в страсти, а страсть рождается от помысла. Обнаружил, что поступки-то могут быть благопристойными, особенно в благопристойном обществе… а мотивация этих поступков может быть совсем неприемлемой.

— Некоторые постятся из страха Божьего наказания. На самом деле Господь наказывает за нарушение поста?

— Нет, Бог не наказывает. Такого греха — нарушение поста — не существует. И пост является для нас благословением, а не повинностью, является средством борьбы с грехами и средством укрепления веры. Помните отрывок из Евангелия, где ученики Иисуса Христа не могли изгнать нечистого духа из бесноватого? Что им сказал Учитель на это? Он назвал их «неверными» и показал: « …сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9:17—29).

Христос учеников не наказал, не отверг, не заставил срочно идти на исповедь. Неверие — вот что было их грехом. А вера укрепляется постом и молитвой. В этом еще одна цель поста — укрепление веры.

Обратите внимание, как изобретательны светская литература и кино: они придумали и осиновый кол, и чеснок, и серебряные пули… Кстати, ладан тоже не помогает против духов зла. Духи ничего не боятся — только поста и молитвы.

— Ограничения, аскетизм, углубленная работа над собой приводят нас наконец к великому празднику — к Пасхе. Тем, кто не прошел аскезу, не понять всего значения Воскресения Христова. Пасха представится им просто национальным праздником. Не так ли, отец Александр?

— Если человек не знает, что такое духовная брань и связанные с ней испытания, то он не сможет понять, почувствовать, кто такой Христос, какую жертву Он принес и ради кого и что такое христианство. Такой человек не имеет о христианстве ни малейшего представления.

Как он почувствует в Пасху великую радость и утешение? Как возликует о Воскресшем Спасителе и поднимется еще на одну ступень богопознания? А вкусно покушать он может и в любой другой день — разве это сейчас проблема?

 

Беседовала Людмила Козельцева

Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

 

11:23
от Марка

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото36

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.