|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№5 (62) май |
|
|
Переход в вечность
Рано или поздно, но каждый из нас столкнется с тем, о чем в жизни мы часто предпочитаем не задумываться, с тем, что неверующего человека страшит, пугает и даже приводит в трепет. Смерть, так же как и рождение, есть главное событие в жизни человека.
Отношение к смерти в разные исторические эпохи
Вопрос смерти актуален во все времена. О смерти говорит любая религия и множество различных философских школ. В дохристианскую эпоху буквально все мировоззрение древних людей было пронизано мыслью о загробном мире. Например, египтяне верили в бытие после смерти, воплощая эту веру в строительстве пирамид и бальзамировании усопших. Представители зороастризма, персидской религии, верили в то, что все мертвые однажды воскреснут и будут судимы: каждая душа должна будет пройти по Мосту отбора, ведущему на небеса, и те, кто упадут с моста, будут ввергнуты в ад и т.д.
Философы также не избегали этого вопроса, начиная с Сократа, утверждавшего, что философия — это «забота о смерти». Платон считал, что истинные философы всегда желают смерти и размышляют о ней. Цицерон верил в посмертную жизнь и считал ее единственной истинной жизнью. Марк Аврелий говорил: «Наиболее совершенный образ мыслей — считать каждый день, который ты провожаешь, последним, без страха и притворства».
Но в действительности язычники чаще боялись смерти и поэтому при погребении умерших рвали на себе волосы, били себя в грудь, бичевали себя и т.п.
В религии Ветхого Завета для иудеев смерть была бездной, куда не проникает даже взгляд Бога. Здесь, на земле, можно говорить с Богом, после смерти это невозможно. Вообще о посмертной участи человека авторы Ветхого Завета говорят очень мало. Земные судьбы Израиля и так были не слишком счастливы, и если бы люди узнали о том, что после смерти каждый человек — и даже праведный — попадает в мрачное место (иудеи называли это место «шеол»), то, скорее всего, иудеи вообще впали бы в отчаяние. Но надежда на всеобщее воскресение была жива у праведных людей, которые получали от Бога откровения и пророчествовали о воскресении из мертвых: «Я — Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших. И вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей…» (Иезекииль 37:1—14); «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: побеждена смерть победою» (Исайя 25:8); «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» (Осия 13:14).
Христианское учение о смерти
Христианство привнесло в мир совершенно иное отношение к смерти. Говоря о смерти, христианское мировоззрение различает два этимологически разных понятия. В греческом языке есть слово θάνατος, означающее полную смерть, смерть духовную, которая начинается еще в живых телах. Люди, которые сознательно отвергают Добро и Любовь, разве уже не отдали себя в руки смерти? Недаром русское слово «смерть» созвучно другому — «смердеть».
Другая сторона таинства смерти отражается в греческом слове κοιμησις — «успение» (рус. «сон, засыпание»). Это именно та смерть, которая связана с прекращением биологической деятельности организма и отделением души от тела. В христианском понимании успение — это кратковременный быстротекущий сон, который рано или поздно прекращается во всеобщем воскресении мертвых.
Смерть не есть Богом установленная норма |
Апостол Павел говорил, что когда земной наш дом, эта хижина («палатка», как он ее называл), разрушится, то мы имеем от Бога жилище на Небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор 5:1). Утверждение о бессмертии души человека является одной из основных истин христианства. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38).
Смерть не есть Богом установленная норма, а скорее уклонение от нее и величайшая трагедия. Книга Бытия повествует нам, что смерть вторглась в нашу природу вследствие нарушения первыми людьми Божией заповеди. В мир вошел грех. Неумолимая смерть вторглась в мир, в корне изменив нашу жизнь и прервав путь к вечной и нетленной жизни.
Обычно, когда мы говорим «смерть», мы имеем в виду отделение души от тела. Но эта смерть есть последствие духовной смерти — об этом нам красноречиво повествует библейская Книга Бытие. Духовная же смерть — это отделение нашей души от источника всех благ и самой жизни, от Бога. Человек утратил благодать, живую связь с Богом. Помрачился его разум: Адам надеется спрятаться от Всевидящего Бога за деревом. Воля человека все легче склоняется ко злу, чем к добру — всем нам гораздо легче совершить зло, чем добро. Приходят болезни, скорби, труды. Человек изгнан из рая, теряет власть над животными. И, наконец, умирает. С тех пор, согласно определению Божию, каждому человеку назначено однажды умереть (Евр 9:27). Телесная смерть стала для человека чем-то естественным и как бы даже необходимым, чтобы человеческая природа не закостенела в грехах и страстности.
Что происходит с душой после смерти?
Согласно церковному преданию, в первые три дня душа умершего присутствует на земле, посещает памятные для нее места и людей (как бы прощаясь с ними), участвует в молитве во время отпевания, совершаемого за нее в храме. Если в эти дни душа находится в плену у времени и пространства, хотя и вне их, то на третий день она выходит за пределы видимого мира.
Однако здесь ее ждут испытания, называемые в православной традиции «мытарствами», когда душа испытывается с добродетелями, а затем и со страстями. И в зависимости от того, что душа выбирает по своему внутреннему настроению и тяготению, она и узнает о месте своего временного пребывания до Страшного суда. Согласно церковному преданию, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, а души грешников попадают в руки демонов — там они пребывают до Страшного суда, где произойдет окончательно разделение на спасенных и осужденных.
Согласно Священному Писанию, целью пришествия в мир Сына Божия было вернуть человеку, состоящему из души и тела, утраченную им блаженную вечную жизнь в единении с Богом. Восстановление единства души с телом должно осуществиться для всех людей одновременно при всеобщем воскресении из мертвых. Это произойдет при Втором пришествии Спасителя, когда по Его всемогущему слову душа каждого человека вернется в свое восстановленное, обновленное и нетленное тело, приспособленное для новых условий бытия.
После всеобщего воскресения мертвых, когда восстановится единство души и тела, произойдет событие, во время которого окончательно определится судьба каждого человека, — Страшный (справедливый) суд. Это связано с тем, что окончательно ответ за свою земную жизнь человеческая душа должна дать вместе с тем телом, в котором жила. Если при жизни человек постоянно стоит перед выбором между добром и злом и в его душе устанавливается то рай, то ад, то после Страшного суда только одно из этих состояний станет для каждого вечным местом пребывания и содержанием вечной жизни.
Отношение к смерти в современной культуре
Память о смерти — это необходимое условие настоящей духовной жизни |
По словам диакона Андрея Кураева, одно из самых разительных отличий современной культуры от культуры христианской — в неумении умирать. Ушла культура старения, культура умирания. Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя всё увеличивающееся расстояние от поры своей молодости. Человек живет прошлым, не думая о том, что ему предстоит в самом ближайшем будущем. Ч. Айтматов в «Буранном полустанке» говорит: «Народ, который не умеет умирать, не умеет и жить». О. Мандельштам часто повторял, что в смерти есть торжество и что «когда б не смерть, так никогда бы мне не узнать, что я живу».
Трудные вопросы
Среди многих людей, в том числе и верующих, проявляется недоверие и малодушие по отношению к Божьему Промыслу, в частности, когда случай касается смерти ребенка. Что сказать матери, потерявшей малыша? Вряд ли надо говорить, что "ему сейчас хорошо" — как может мама согласиться, что ее чаду хорошо — без нее. Вот, как на это ответил один из священнослужителей Православной Церкви: — «Он сейчас — на ступень ближе к вечной жизни, чем вы сами — но есть реальность, в которой живем мы все, и взрослые, и дети. Разлука тяжела — но она не вечна. Если вы любите свое дитя — то все равно будете с ним, ведь любовь притягивает. Если вы хотите быть вместе с ребенком — а он — у Бога, — то Бога вам не миновать. Употребите жизнь не только на то, чтобы горевать об утрате — но и на то, чтобы измениться самой, войти в эту вечную жизнь и тоже быть с Богом. Только возле Него вы встретитесь со своим чадом».
Память о смерти
Каково же христианское отношение к смерти? — Помнить о смерти и о переходе в вечную жизнь. Сам Христос неоднократно напоминает нам о памяти смертной: «Бодрствуйте и молитесь… потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф 26:41; 24:42).
Для верующего человека память о смерти — это необходимое условие настоящей духовной жизни. Взгляд на жизнь сквозь призму смерти и перехода в вечность придает особый привкус ответственности каждой мысли, слову, поступку — и потому, что именно этот момент может стать последним в нашей жизни, и потому, что за каждое слово и дело придется держать ответ перед Богом. Поэтому память о вечности побуждает к борьбе с грехом.
Все мы знаем верную поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». А ведь жизнь будущая есть прямое продолжение жизни земной. Если человек всю жизнь взращивал в себе семена любви и добра, всерьез относился к своей душе, не прорастут ли эти семена в блаженной вечности? Если же нес разрушение себе и окружающему людям, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал наружу, не смертный ли распад завершит его прижизненное затухание?
Православная Церковь свидетельствует о том, что после Воскресения Христова для каждого истинного христианина смерть — уже не тупик, а дверь в Вечность, ибо и по сей день в Пасхальные дни особо звучат слова Господа «Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11:23—25). Каждый христианин, который захотел и сумел в этой жизни быть с Богом, наследует блаженную вечную жизнь. Если до Христа смерть низводила в ад, то теперь она препровождает ко Христу — к вечной радости и полноте жизни. С Воскресением Христа смерть принимает для человека особый смысл — как таинство, которого нельзя избежать, но которое ведет к совоскресению с Господом и к вечной жизни с Богом.
Диакон Константин Киосев
|