|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№6 (63) июнь |
|
|
«Узки врата и тесен путь»
Размышление по поводу калининградской конференции «Возрождая духовность, возрождаем Россию»
Пролог
…Горько осознавать, что страна твоя больна; еще горше понимать, что лекарство пока не найдено. И фильм «Большое американское шоу», показанный в начале конференции «Возрождая духовность, возрождаем Россию», жестко и утрированно подчеркнул это. Процессы, происходящие в мире и отраженные в массовом сознании, хладнокровно препарированные авторами, подтверждали: не только Россия, но и весь мир «широким и гладким путем» неудержимо увлекаются — вниз! Можно ли спорить с тем, что все мы планомерно и поступательно становимся актерами в пьесе, сценарий которой не писали? Ахиллесова пята — это то, что делает нас уязвимыми; а что сделало такой Россию?
«Троянский конь»
Удивительной тишиной и доныне покрыт сам факт моментального и бескровного разрушения огромной страны по имени Советский Союз в 1991 г. в Беловежской пуще. Сценарий крушения державы-монолита, открыто воевать с которой тогда мог только самоубийца, включал в себя иные способы и средства вооружения. Основным таким средством стал так называемый «демократический транзит», предполагавший «щедрую» и «бескорыстную» помощь «добрых западных друзей» по трансляции «прав и свобод» стране, «просыпающейся после падения железного занавеса».
Это и был «троянский конь» Запада, хранивший в своих обманных недрах программу духовно-культурной колонизации общества на американский лад и ставящий своей целью поэтапное ослабление государственности вплоть до расчленения страны. С прискорбием следует признать, что затея почти удалась и программа близка к завершению.
По мнению аналитиков, план социального изменения России строился по латиноамериканской схеме: концентрация основных ресурсов в руках ничтожно малого слоя, нищета и вырождение масс, консервация социальной отсталости. Появившиеся «элиты» России, взрастившие свою избранность на принципе «деньги не пахнут», зачастую настроенные на эмиграцию и культурную интеграцию за рубежом, отправляющие свои семьи и деньги за границу, все более ощущающие себя «представителями Запада» в собственных странах, очень быстро привели Россию к «латиноамериканскому» состоянию, превратив ее, по определению специалистов, в «ампутированное государство-времянку, политического инвалида, обреченного, по их замыслу, на скорую кончину».
Ориентируясь не на созидание, не на рост производства, не на подъем культуры, а только на сокращение конкурентов возле нефтегазовых труб, проложенных еще при Советской власти, имея значительных зарубежных союзников, создавших в России собственную развитую инфраструктуру СМИ на радио и телевидении, а также в Интернете, они кардинальным образом изменили ситуацию в стране.
Ломка ценностей
Ломка ценностей в постсоветский период втоптала в грязь бывшую великую страну, припечатав ее презрительным словом «совок». Разделение России и расчленение ее народа привели к потере национального мироощущения и культурной общности, вызвав процессы разрушения культурного кода нации. Бездуховность — массовая утрата высших смыслов и личной, и коллективной деятельности. На смену отброшенной идее коллективного усовершенствования общества, имевшей великий созидательный смысл, пришла идеология «массового потребления» с ее примитивным поиском удовольствий.
Критика советского коммунизма обернулась атакой на все русское, запустила процессы искоренения собственной национальной исторической традиции, масштабную попытку мутации русского духа. Уже немало сделано для того, чтобы юное поколение относилось к своей Родине только как к стране проживания — к «этой стране», как зовут ее «реформаторы».
Убыль населения страны — по миллиону ежегодно — вызвана, по мнению экспертов, даже не столько оголоданием обнищавших людей и поступательной отменой социальных гарантий, а самуй общественной атмосферой бездуховности, ценностным вакуумом, хроническим состоянием сверх-стресса, социальной депрессивностью («смертельная тоска») масс, становящимися и демографическим фактором, и массовым диагнозом.
Культ насилия постепенно стал нормой существования в рамках современного российского общества. В СМИ появилась «цензура наоборот»: все каналы непрестанно транслируют огромное количество насилия в самых разных формах, от кинофильмов и сериалов до криминальной хроники и сводок новостей — «можно все», — а затем и обсуждения этих тем в различных ток-шоу.
Двадцать лет в бюджете на нужды реального сектора российской экономики, на укрепление отечественной науки, на внедрение новых технологий денег «не хватает» — зато предлагается двадцатикратное свертывание нашего научно-образовательного потенциала. Под лозунгом реформы-перестройки Российской Академии наук скрывается активное стремление «приватизировать» ее собственность, в результате чего наука в России как социальный институт исчезнет навсегда, и произойти это может так же неожиданно, как и распад СССР и деиндустриализация России в начале 1990-х гг. Гибель науки вместе с разрушением образования будет означать необратимую демодернизацию страны, а затем и неизбежный ее коллапс.
Реформаторам удалось совершить многое, чтобы жажду обогащения, ажиотаж корысти и насилие молодежь путала с вершинами духа; чтобы вместо осмеиваемого ими высокого благородства русской культуры утвердилась убогая психология мародерства; чтобы не беспокоила людей «химера, называемая совестью». Но вопреки всему довольно устойчивое и авторитетное в молодежной среде меньшинство (от 10 до 25 %) сохраняет прочный иммунитет к такой пропаганде.
Сохранять этот иммунитет позволяет незаглушенный голос родовой памяти о главных законах жизни — на Руси всегда была крепка традиция стремления к высшей деятельности души, жизни в Духе.
Консолидировать патриотические силы
Как бы в ответ на вызовы времени и как приглашение к диалогу о главной проблеме современности в январе 2009 года в Калининграде состоялась конференция «Возрождая духовность, возрождаем Россию», в которой приняли участие сотрудники областной администрации, священнослужители Русской Православной Церкви, представители различных общественных организаций и профессорско-преподавательской корпорации калининградских вузов. Целью конференции стало привлечение внимания сограждан к вопросам духовно-нравственного кризиса общества и определению путей выхода из него.
В рождественской конференции приняли участие руководитель отдела коммуникаций епархии отец Михаил Селезнев, профессор РГУ А.З. Дмитровский, диакон Константин Киосев, члены писательской организации «Балтийское вече» А. Белалов и Н. Авраменко и многие другие.
Участник конференции И.Д. Гуров в своем выступлении рассказал о том, что издавна православные наставники считали, что когда русский человек бывает привязан к мирским благам, к суетности и бренности земли, то привязан он к ним своими грехами, а не своими добродетелями и представлениями о правде или своим идеалом святости. Западный же человек дорожит своим социальным положением, своей собственностью и своими жизненными удобствами не в силу своих слабостей и пороков, а в силу своих «социальных добродетелей», религиозно обоснованных и оправданных протестантизмом и католицизмом. У него есть идеология, которая все это оправдывает. У русского человека такой идеологии нет. В глубине души он ничуть не уверен в том, что его собственность свята и чиста, что пользование жизненными благами и комфортное существование без реального доброделания оправданно и что оно может быть согласовано с совершенной жизнью.
В русском религиозном сознании присутствует идея всеобщего спасения, связанная с идеей качественного преображения всего творения. Русская религиозная совесть никогда не удовлетворялась личным спасением одной индивидуальной души, но всегда была озабочена желанием общего спасения для всего народа и даже всего человечества, что проявлялось в секуляризированной форме у либеральных западников, у революционных демократов и даже у коммунистов. Они тоже, хотя и в искаженной форме, исповедовали идею о том, что избавление от зол и страданий должно совершиться не для отдельного человека, а для всех людей в целом.
Идея Святой Руси
Однако своего подлинного величия эта характерная черта русского национального сознания (праведная жизнь как пример для спасения многим и служение им) достигает у русских святых. Русские святые очень человечны и вместе с тем очень активны. Многие из них обладали превосходными организаторскими способностями и были наделены темпераментом борцов и первохристианских апостолов. Они с одинаковым мужеством и силой боролись и с проявлениями язычества, и со злой волей князей. Святые должны были стать глашатаями и наиболее полными представителями русской духовности, а их жития — жизненной философией русского народа. Они давали русскому человеку прочные нравственные ориентиры в окружающем его мире, учили различать истинность и ложность, добро и зло, праведность и грех.
Русская духовность веками питалась их идеалом, именно от их духовного пламени зажигала свой светоч вся Святая Русь. Святая не только в смысле моральной святости, но святая потому, что идеал святости составляет для нее самую высшую из всех вообразимых ценностей.
Через идею Святой Руси православный человек приобщается к идее патриотизма. Патриотизм (от греч. «родина, отечество») — любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами.
Развитие идеи патриотизма
Наивысшее свое развитие идея патриотизма получила в духовном наследии выдающегося русского философа Ивана Ильина. Неслучайно он особенно выделял драгоценное начало родины, любовь к которой, по его мнению, составляет основу патриотизма в человеке. Ильин понимал под ним именно духовно осмысленный и христиански облагороженный патриотизм, который совмещает страстную любовь и жертвенность с мудрым трезвением и чувством меры. Чтобы человек не оказался чужим для государства, в пределах которого он проживает, он должен духовно срастись со своей страной на основе внутренней свободы человеческого самоопределения. Невозможно, считал Ильин, заставить человека любить какую-нибудь страну как свою родину или быть патриотом чуждой ему нации. Для этого необходима искренняя любовь к национальному духу, при которой душа человека обретает свою родину
Православие положило в основу человеческого существа жизнь сердца и исходящего из сердца созерцания и видения, а в нравственном отношении дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости. Корни русского христианства, русского национального духа и русского государственного единства оказались заложены именно в православной вере — так закончил свой доклад И.Д. Гуров.
Священная духовная скрепа
От духовных истоков России к скрепляющей мир «малой Церкви» — семье — провел параллели в своем докладе председатель регионального отделения Союза писателей В.Е. Шевцов, рассказавший, что в современном мире устойчивость государства измеряется не только экономическим и военным потенциалом, но и многими другими факторами, среди которых в первую очередь можно выделить национальную культуру, национальную историю и нашу национальную литературу — носители духовно-нравственных традиций народа, которые являются не менее важными ресурсами, чем газ, нефть или оружие.
Культура есть продукт человеческой деятельности. Культура каждого человека складывается с познания им духовно-нравственных ценностей в своей семье. «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком», — говорил Л. Успенский. Родная речь — это священная духовная скрепа русской цивилизации, без которой нас бы просто не было. Первые слова ребенок слышит в своей семье от родителей, от дедушки и бабушки.
«Дети — одна из целей супружества и вместе обильный источник семейных радостей. Освященное в таинствах дитя блюдите потом, как святыню; не оскорбляйте Духа благодати и Ангела Хранителя, окружающего колыбель, своим неверием, невоздержанием, немиролюбием. Начинается воспитание — дело родителей главнейшее, многотрудное и мноплодное, от коего благо семейства, Церкви и Отечества. Воспитание тела, духа, ума, нрава и благочестия. Нрав ничем так не образуется, как собственным добрым примером и удалением от худых примеров сторонних. Родитель в воспитании детей — ЛЮБОВЬ», — писал свт. Феофан Затворник. Если ребенок потерял веру в человека, в его душе происходит надлом. Он становится ожесточенным, безвольным, лицемерным, двуличным и лживым, нравственно толстокожим. Этические ценности для него уже не существуют. Он зорко подмечает малейшие проявления безнравственности, зло притягивает его.
Человек — это дух человеческий
Не надо быть ангелом, чтобы иметь моральное право поучать ребенка, надо самому быть человеком — жить правильно, любить людей, быть патриотом, гражданином. Человек — это дух человеческий. Сила духа начинается с веры в святыни Отечества, народа.
Каждый человек — это неповторимый мир. «Под каждой могильной плитой — мировая история», — писал Г. Гейне. Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается, чтобы оставить по себе след — след вечный. «Ребенок с самого начала своей жизни — человек», — сказал Я. Корчак.
На протяжении веков наш народ создал великое богатство: Нестор-летописец, митрополит Илларион, Дионисий, Рублев, Ломоносов, Бортнянский, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Суриков, Глинка, Мусоргский — золотой век нашего Отечества; перелом века — Толстой, Чехов, Блок, Репин, Скрябин. Революция, кажется, все вытоптала, уничтожила, но русская культура пробивается: Есенин, Шолохов, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Вучетич, Бондарчук, Твардовский, Распутин, Шуртаков.
«Племя разрушителей»
И вот на протяжении ХХ и XXI веков появилось «племя разрушителей», извратителей, свергателей русской культуры. Они принимали разное обличие, шли под разными знаменами. Главное для них — низвергнуть, разрушить образ и представить его в виде разлома, распада — то в рифмованных несуразностях, то в разорванных кусках мелодий, то в черных квадратах. Они, передовые, прогрессивные, революционные, современные, во имя грядущего завтра, как сказано в стихах начала ХХ века, во имя собственного будущего готовы растоптать искусство, сжечь Рафаэля, объявить фальсификатором Шолохова, эпигонами мировой культуры — русских писателей и так далее. Эти неистовые ревнители, овладев печатью и средствами массовой информации, постоянно понижают уровень художественного восприятия, уровень понимания культуры. Это — социальный заказ на невежество. Примером может послужить проведение последних «Дней литературы в Калининградской области». В областной филармонии со сцены в день открытия звучали стихи так называемых молодых поэтов. В зале были как взрослые, так и дети. Пошлость, разврат, языковое раскрепощение, переходящие черту дозволенного, и все это с позволения министерства культуры области. А как же статья 57 закона «О защите русского языка на территории Калининградской области»? Надо учить детей, а особенно подростков, повелевать своей совестью. Проблема социального и нравственного выбора остро стоит не только перед нашими детьми, но и перед взрослыми.
Человечество потому и существует на земле, что есть семья. В семье, как ни в чем другом, сохранена та самая неразрывная вековая связь между родителями и детьми, которая позволяет нам всегда помнить и чувствовать, что слово «Родина» того же корня, что и «родитель». Словами И.С. Тургенева «Россия без меня может и прожить, я же без России ничто» В.Е. Шевцов завершил свое выступление.
Россия имеет шанс
Пример только этих двух выступлений свидетельствует: имея такие ресурсы, стоящие на основах многовековой веры и подлинной культуры, Россия имеет шанс. Сейчас идет прямое столкновение несовместимых ценностей, культур и образов жизни: асоциально-криминального, связанного с расточением общесоциального достояния и амортизацией отечественных духовно-культурных институтов и традиций, с интеграцией его носителей в иные культурные миры — против национально-суверенного и продуктивного, связанного со созидательным порывом, обладающего потенциалом развития, нацеленного на восстановление отечественного производства, национальной культуры, социальной солидарности и на укрепление государственности. Несмотря на то, что в непрекращающемся сражении силы России слишком неравны, решительного поражения еще нет и неустойчивое равновесие пока существует. По образному утверждению одного из авторов, «"человек советский" контужен, изранен, но жив и залечивает раны». Результат главного конфликта нашего времени определят позиции в нем ученых, работников образования и культуры, а также самосознание представителей национального капитала. Силы, конечно, неравны и поражение было бы совсем реально, если бы эта разрушительная система имела под собой твердую основу. Но нет у нее общих интересов, общего дела и общего блага — может ли она сохраниться надолго?
Фильм, показанный в начале конференции, завершается словами: «Подумай, кто ты? К чему стремишься? Куда идешь? А может быть, ты просто батарейка в общей системе? Ответь себе!» Наверное, с такого вопроса и должно начинаться пробуждение каждого и — пробуждение России. Страны, которая через самопознание и покаяние, осмысление истории и современности, готовность опереться на свою многовековую духовно-нравственную свою культуру «узкими вратами и тесным путем» должна все-таки выйти из «мрака преисподняго» на свет истинного духа, духа созидания и развития. Родины, которую мы любим и которая нам нужна. И которая сейчас как никогда нуждается в нас.
Людмила Рябиченко
|