|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№6 (63) июнь |
|
|
Святость жизни
Что означает святость в вашем понимании? Есть ли святые среди нас и кто они? Какими качествами должен обладать святой человек, по вашему мнению? Доступно ли это для всех? С этими вопросами мы обратились к нашим современникам.
Святость суть наименьшая греховность… Единственное, что отличает святого
спасающегося и грешника погибающего, — решимость идти вслед за Христом.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Алена (28 лет, воспитатель)
Для меня святость связана с верой в Бога. Это слово вызывает у меня двойственные чувства: с одной стороны, уважение, благоговейный трепет и преклонение перед подвигом души и силой духа, а с другой — наверное, стыд от осознания собственной немощи, а порой нежелания справляться со своими страстями. Я понимаю святость как проявление личности, приобретенное человеком духовным трудом и отражающееся в действительном отношении к Богу, миру, людям.
К святости не стремятся, как к призу. Ее не достигают, как финиша, но, может быть, она является отражением глубины веры человека, когда сам человек становится отражением Господа. Святым человека называют люди, вряд ли он сам себя считает святым. Под святостью я понимаю самоотречение человека, следование в мыслях и поступках Божьим заповедям, невзирая на житейские обстоятельства, тяготы и лишения. Это сознательный отказ от земного суетного мира во имя любви к Богу, ради своего спасения в Царстве Небесном. Святой и после своей смерти останется для других и заступником перед Богом, и наставником в вере, и образцом для подражания.
Мне кажется, что люди, творящие подвиг во имя Бога, были и будут во все времена. Во всяком случае, хочется в это верить. Потому что без сознательного подвига этих людей, без их заступничества за всех живущих перед Богом вряд ли этот мир еще бы существовал. И хотя мне сложно это представить, я верю, что сейчас наверняка есть те, кто, несмотря на темп и реалии современной жизни, ведут богоугодную жизнь.
Святой человек должен обладать, по моему мнению, верой, любовью к Богу, высокой нравственностью, смирением, кротостью, милосердием и состраданием. Я думаю, что святость — это дар Божий. Не каждый может получить такой крест и такую благодать — каждому дается по вере его и по силам.
Эвелина (35 лет, дизайнер)
Святость, по моему мнению, это такое состояние души, которое можно охарактеризовать как очень высокую, хоть и не абсолютную, степень свободы от страстей. Полагаю, что это происходит, когда человек действительно приблизился к Богу и живет в соответствии с Его заповедями. Помимо этого, выражаясь по-детски, святой человек обязательно очень добрый. Я, наверное, вообще считаю доброту основным качеством святого — истинную доброту, происходящую от любви. Конечно же, святой смиренен, обладает любовью к Богу, благодарностью и кротостью. И я думаю, что святые — очень счастливые люди по своему душевному состоянию.
Насчет того, есть ли среди нас святые, полагаю, что, возможно, есть. Однако я не была знакома с таким человеком лично. Я думаю, что путь от обычного человека к святому, возможен теоретически для всех. А вот практически — если даже судить по себе, то мне лично и половину этого пути вряд ли возможно осилить.
Дмитрий (24 года, госслужащий)
У священника Павла Флоренского мы найдем строки о том, что когда мы именуем что-либо святым, то мы имеем в виду особливость этого, его отрезанность от мира, от повседневности, от житейского, от обычного, и «…когда Бог в Ветхом Завете называется Святым, то это означает, что речь идет о Его надмирности, о Его трансцендентности миру…». Таким образом, святые — это прежде всего иные люди, отличные от живущих «по стихиям мира сего, а не по Христу», люди, которые борются и с помощью Божьей побеждают привязанность к миру, страсти и пороки человеческие.
Если мы, придерживаясь такого определения, попробуем определить связь святости и Церкви, то мы увидим интересную закономерность. Церковь, по существу своему, есть единство в Духе Святом всех людей, следующих воле Божьей. Вместе с тем Церковь именуется и Телом Христовым, то есть все люди, составляющие Церковь, составляют Тело Христово. Таким образом, если Бога мы называем Святым, то не могут не быть святыми и составляющие Тело Его.
Поэтому Церковь есть общество святых, однако членство в ней обусловлено не простым фактом принятием верующим Крещения и других Таинств, но и особой его причастностью Духу Святому. Так что внешне бесспорный член Церкви может и не быть в ней, если он не удовлетворяет второму условию.
В одной из своих бесед преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Божия, и это цель жизни всякого христианина, живущего духовно, залогом же стяжания Духа святого является только правильная (праведная) духовная жизнь, благодаря которой верующий возрастает в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
Перечень же качеств, которые человек должен пытаться стяжать с помощью Божией на пути к святости, описал в своей «Лествице» преподобный Иоанн Лествичник. Ступени этой «лествицы», даже самые нижние из них, очень тяжело одолеть; но, помня слова Христовы о том, что «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его», каждый может начать свое восхождение. Дай Бог и нам стать причастниками вечной жизни и славы Его.
Александра (32 года, финансист)
Святость в моем понимании — это когда человек очень близко находится к Богу, а его духовная жизнь связана с борьбой с грехами, при этом душа его суть сама любовь и смирение.
Святые люди — это те, кто наиболее близко предстоят Богу. Такие люди почти безгрешны и победили греховную сущность человека. Они очень добры к людям и обладают всеобъемлющей Божественной любовью по отношению к людям. Такие люди освящены Божественной Благодатью, они сами свет людям и миру. Святые есть пример для мирян. Не знаю, есть ли такие люди среди нас.
Святой человек должен обладать безгрешностью, чистой душой, добротой, любовью, строгостью к греху. Святой человек в миру — это лучик Божьего солнца, лучик Благодати, который Он по своему милосердию посылает нам, грешным, как свидетельство своего присутствия в нашей жизни и огромной любви к человеку.
Не могу сказать, что однозначно считаю святость доступной всем. Каждый может вместить определенную меру и стремиться к Богу, но не все могут стать святыми. Нет одинакового рецепта, нет одинаковых людей. Но святость и святые в нашей жизни — это ориентиры, некие маяки в житейском море. А мы просто ветхие лодочки, плывущие в ночи в бурном море. Так что сказать о доступности святости для всех людей не могу. В меру своих сил мы можем отвращать себя от греха и стремиться к Богу, но при этом по смирению надо принимать себя таковыми, какие мы есть, и не искать славы и святости.
Ольга (20 лет, студентка)
В моем понимании святость — это когда человек становится таким, каким сотворил его Господь, Его образом и подобием. Святость — это что-то «с горних высот», свет, чистота и непорочность; это то, что вызывает благоговейный трепет. В то же время святые были очень простыми людьми, они настолько познали свою душу, что считали себя первыми среди грешников. Насколько я помню, когда святой Серафим Саровский осознал всю глубину своего падения, он — тот, кого с детства воспитали в вере и благочестии, — тысячу дней, стоя на камне, твердил только: «Господи, помилуй».
Я бы сказала, что святые живут среди нас, только мы не всегда среди них. Я имею в виду, что святые живут в наших сердцах, в Царствии Божьем, которое «внутри нас есть». Мне трудно судить, есть ли среди живущих на земле настоящие святые; святость во все времена была большой редкостью. Сейчас, к сожалению, мало кто отваживается на подвиг служения Богу всей своей жизнью…
Качества святых людей подобны качествам Божьим. Это кротость, смирение, милосердие, любовь. Это необычайная сила духа, упование на Бога во всем. В моем представлении путь святости — это глубокое осознание своей падшести, греховности, вызывающее отвращение ко всему богопротивному; это стремление вырваться из уз греха и быть с Богом в каждое мгновение своей жизни.
Мне сложно ответить на вопрос, доступна ли святость для всех. Господь говорит: «Имеющие уши да услышат». Поэтому кому-то от Бога даны особые благодатные дары, которые могут быть залогом для освящения. Господь каждого ведет именно тем путем, который направляет именно этого человека к спасению. Но это не значит, что мы не должны прикладывать к этому своих усилий. В Православии известен принцип синергии, то есть сотрудничества Бога и человека. Поэтому мы должны делать то, что зависит от нас, а в остальном полагаться на Бога и Его святую волю.
Как уже говорилось выше, святые находятся среди нас, только мы не всегда среди них. Святые подобны звездам Божьим на небосклоне нашей жизни. Глядя на них, мы мысленно устремляемся к их вершинам, наполняемся их неугасимым светом верности и доверия Богу. Они для нас — подтверждение тому, что при помощи Божьей человек может обрести единение с Господом, полностью отдав себя на волю Его, смиренно идя по жизни, сея вокруг себя радость деятельного бытия, наполняя любовью жизнь, вселяя в окружающих веру и надежду.
У каждого из нас своя непростая «лествица», однако при этом нужно не забывать и о том, что «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его». А значит, спасение доступно каждому.
Да дарует всем нам Господь покаяние, смирение, веру и силы духа для снискания Царства Небесного и единения с Ним.
Светлана Гутярь
|