|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (64) июль |
|
|
ИЗ ПИСЕМ
Путь обращения и начало исцеления
Вообрази себе человека, в первый раз слышащего призвание к спасению. Приходит посланный от Бога апостол и говорит: «Все мы созданы, чтобы служить Богу в преподобии и правде; но исполнить этого не исполнили. Жизнь наша полна неправд и беззаконий. Ныне, завтра, а может быть, и сейчас — смерть, за смертью — суд, и участь наша решится безвозвратно не на радость нам». Слышит сие душа и сознает правду всего сказанного; потому что истины сии написаны в сердце, только не всегда помнятся или и совсем заглушены бывают суетой и грехами, при напоминании однако ж предстают сознанию во всей силе. Сознавши правду сказанного, душа задумывается о вечной участи своей — берет ее тревожная забота: как же быть? Да если б и помиловал Господь, по неисповедимым судьбам Своим, и простил мне все прошедшее, что пользы? Опутан я страстями и греховными привычками — и никак не надеюсь устоять против них. Опять будут они увлекать меня к худому — и опять грехи, падения, скорби, и опять далеко я от Бога. Нет мне исхода; погибла я!
Между тем апостол продолжает речь свою и, кончив изображение крайности, в коей находится грешник, благовествует спасение. Погибли бы мы все, но человеколюбивый Бог умилосердился над ними и послал на землю единородного Сына Своего, который, пришедши к нам, воплотился, пострадал за нас, приняв страшную крестную смерть, воскрес и вознесся на небеса, и все это для того, чтобы нас исцелить от греха и оживотворить, воскресить и вознести нас к престолу Божию. Слыша такие слова, душа, истерзанная страстью, не может не ответить благодарностью и покаянием. Она решается положить твердое намерение впредь не грешить, но всегда неуклонно следовать за Господом, исполняя Его святые заповеди.
Решение — главный момент в нравственном строе обращающегося к Господу; но пока оно еще не запечатлено таинственно благодатью, дотоле оно непрочно, ненадежно, бессильно. Посему вслед за ним предлагается св. крещение. Решившийся следовать Господу сам идет к нему в уверенности, что в нем получит восполнение всего, недостаток чего в нравственно-религиозном строе своем чувствует его сердце.
В крещении подается дар Божий, который, однако ж, подается не безусловно. Условие — вера и решимость всегда следовать за Господом, посредством чего благодать Божия входит внутрь чрез таинство и, сочетаясь там с духом человека и закаляя сие решение, полагает семя и зародыш новой духовно-благодатной жизни.
Наше произволение и благодать Божия
Нет спасения без нашего произволения |
Я сказал впереди, что не бывает обращения, то есть положения начала спасению, без участия нашего произволения и напряжения наших сил. Теперь прибавлю, что ни одно из них не бывает и без содействия благодати. Вместе со словом благовестия, призывающим к спасению, чрез слушание проходит благодать в душу и возбуждает ее. Но возбуждает только мысли и чувства. И как только пришло время возникнуть желанию и склониться воле в сторону благодати, она отступает и ждет, что изберет хозяин дома души. Когда же образуется желание и есть произволение (решимость) со стороны души, благодать снова приходит на помощь и помогает установиться тому, на что склонилось произволение. Так образуются сокрушение о грехах, желание избавиться от крайности, в какую они поставляют, вера в предлагаемый образ избавления, решение, принимаемое вследствие того, и приступление к таинствам. Во всех сих моментах благодать Св. Духа идет вслед за произволением. Не будь его, благодать Божия не станет своей силой, против воли, производить то, что должно зависеть от движений произволения. Когда же наконец благодать, действовавшая доселе извне, осеняя, в таинстве входит внутрь и сочетается с духом человека, то тут не требуется уже особое движение произволения. Оно приготовилось к сему всем предыдущим и отверзло себя для благодати преданием себя Господу в конечном решении. Отселе благодать пребывает уже неразлучно со свободой, но действует все так же, как и прежде, вспомоществуя и укрепляя желания и силы по делу спасения, но никогда не касаясь святилища свободы — ее произвольного выбора и склонения.
Спросишь: а вера-то где же тут? Без веры ни одного шага не бывает; но действует во спасение не она, она только возбуждает деятельные силы и благодать к нам привлекает; далее же все уже идет взаимодействием свободы и благодати, хотя под непрерывным влиянием ее. Вот смотри! Обращающийся к Господу верует, что находится в опасном положении от грехов, и начинает сокрушаться и искать исхода, — а благодать углубляет сие чувство и искание. Поверит, что тот способ избавления, который предлагается благовестием спасения, действительно и верно избавит, — и решается действовать по нему, а благодать закрепляет сие решение. Поверит, что спасительные силы подаются не иначе, как чрез таинства, и приступает к ним в полной уверенности, что получит их, — и действительно получает по вере и именно чрез таинства. Поверит, что последующая жизнь благоуспешно может идти к преднамеренному также не иначе, как взаимодействием свободы и благодати, — и напрягает все свои силы на предлежащие дела, не своей, однако ж, силой чая совершить их успешно, а благодатью Божией, к коей и обращается молитвенно при каждом шаге, веруя опять, что после напряжения им своих сил до возможных пределов благодать сия не оставит прийти к нему на помощь к совершению неотложного дела, восполняя оскудевающее в его собственных силах, кои также суть Божии. Таким образом, вера походит на духовную некую атмосферу, в коей развивается и растет древо спасения; но самое насаждение и возрастание сего древа производится действием внутренних сил, возбуждаемых и укрепляемых действием солнца благодати.
Епископ Феофан Затворник
|