|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (64) июль |
|
|
Опасность глобальной вестернизации
Наш собеседник — сотрудник министерства культуры Калининградской области Игорь Дмитриевич Гуров. Соответственно, и разговор будет идти о взаимовлиянии современной и традиционной культуры, о месте культуры в человеческой цивилизации, а также об особенностях современного образования.
— Игорь Дмитриевич, наверное, с самого начала стоит уточнить, что такое культура. Недавно я слышал ваше выступление на круглом столе в Центре «Информационные технологии». Вы очень тесно увязываете два понятия — «культура» и «цивилизация». Поясните, почему?
— Вопрос о культуре имеет прямое отношение к понятию «цивилизация». Цивилизацию понимают прежде всего как культурную целостность. И цивилизация, и культура относятся к образу жизни народа, причем цивилизация — это явно выраженная культура. Определяется цивилизация такими объективными элементами, как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, а также субъективная самоидентификация людей. Наиболее важными элементами, характеризующими цивилизацию, являются религия и язык, то есть то, что составляет духовную сторону жизни человека. Поэтому Россию обычно относят к восточно-христианской, или православной, цивилизации, нередко именуемой также «кириллической» — по имени православного просветителя святого Кирилла, создавшего вместе со своим братом святым Мефодием первую славянскую письменность. Именно православная культура на протяжения последнего тысячелетия была определяющей в России. Можно выделить даже основные идеи русского национального сознания.
— Каковы они?
— Согласно теории современного русского философа Перевезенцева, в основе русского национального сознания лежат три ключевые идеи. Во-первых, это православное учение о соборном (то есть всеобщем и совместном) спасении. Во-вторых, идея единого для многих народов Отечества как земного воплощения Божественного Единства. И наконец, православное учение о человеке как нравственно ответственной личности (в противоположность западному протестантскому учению о личной материальной успешности как наглядному свидетельству любви со стороны Бога).
— Что касается последнего, то можно вспомнить непримиримую полемику между отечественными славянофилами и западниками еще в позапрошлом веке. Тогда это казалось сугубо научным спором представителей разных историко-философских течений.
— Еще в XIX веке выдающийся русский мыслитель-славянофил Николай Яковлевич Данилевский подчеркивал различие между славянским и германо-романским культурно-историческими типами, которое прослеживается в этнографических особенностях их психического строя, в вероисповедном состоянии (то есть в руководящих нравственных началах) и в условиях исторического воспитания. С общей культурно-исторической точки зрения, Россия не может являться второстепенной частью Европы. Поэтому ей предстоят только две возможности: или вместе с прочими славянами образовать особую самостоятельную культурную единицу, или лишиться всякого культурно-исторического значения — быть ничем…
Не сделавшись представительницей славянского мира, Россия, по мнению Данилевского, лишится через это исторической цели своего существования, представив миру жалкий образец исторического недоросля в громадных размерах. Хотя она все-таки может еще долго — десятилетия и века — не только сохранять внешнюю государственную независимость, но быть даже великой политической силой, но лишенной при этом внутреннего смысла и содержания.
— Не кажется ли вам, что мы уже сейчас можем видеть, во что выливается слепое подражание Западу?
Наиболее важными элементами, характеризующими цивилизацию, являются религия и язык |
— Во всех без исключения сферах жизни российского общества намечается отход от вековых традиций. И чем дальше, тем больше. Хотя тот же Данилевский провидчески предупреждал о политических и цивилизационных соблазнах вульгарного «европейства», способных выветрить национальный дух из славянских народов. Современная глобальная вестернизация традиционных обществ в последние десятилетия приобрела угрожающие масштабы. Задачей вестернизации является «преобразование на западный манер характера человеческой личности, в особенности идей, институтов и других атрибутов восточных народов и стран», а также «внедрение идей, стиля жизни, труда и прочих признаков» западного, прежде всего американского, типа жизни. Это во многом способствует закреплению подчиненного положения государств, на которые она направлена.
— То есть сейчас, чтобы колонизировать, экономически подчинить себе страну, вовсе не надо подтягивать к границам войска? Достаточно запустить в объект этого троянского коня по имени «вестернизация культуры» и ждать результатов?
— Примерно так. И такой «культурный империализм» неизменно приведет к разрушению традиционных форм культуры, моральных норм и ценностей, к подрыву духовного потенциала общества. В основе вестернизации лежит пресловутый американский уницентризм. Пропагандисты этой доктрины считают Америку единственной и решающей силой в мире, следуя идее, озвученной американским писателем Германом Меллвилом, провозгласившим американцев «избранным народом», «Израилем нашего времени». Развивая эту теорию, небезызвестная Мадлен Олбрайт, выступая перед студентами Гарвардского университета в июне 1997 года, заявила: «Наш долг — быть авторами истории». А еще один русофоб Збигнев Бжезинский с циничной откровенностью прокомментировал место западноевропейских стран в общем русле американской политической и культурной экспансии: «Правда состоит в том, что на протяжении всего периода "холодной войны" Европа де-факто являлась американским протекторатом».
— Не кажется ли вам, что глобальное псевдокультурное давление на Россию в последние годы резко усилилось? Враг при этом действует изощренно: преподносит гнилье в ярких обертках, кого-то использует втемную …
— Безусловно, в последние два десятилетия, с приходом в нашу жизнь ложно понятой «гласности», российское общество и его традиционные ценности подвергаются невиданному натиску агрессивной потребительской псевдокультуры, проникающей к нам преимущественно из США и некоторых западноевропейских кругов. Происхождение ее связано со смешением элементов кальвинистско-протестантского и иудейско-талмудического мировоззрений, а также афроамериканских оккультно-языческих пережитков, подвергшихся трансформации в условиях индустриального и постиндустриального общества. Распространители этой псевдокультуры, добивающиеся ее глобального распространения в мире, стремятся к утверждению постхристианского общества всесмешения, в котором были бы переплетены христианские, языческие и откровенно демонические элементы. Массированной атаке и разрушительному воздействию подобных глобализаторов подверглись человеческая личность, семья, коллектив, нация, государство. Как сказал один российский ученый, они стремятся воспитать поколение людей, «сознание которых вращается в основном в сфере материально-телесного низа».
— Разрушительная направленность освещения событий в области культуры подавляющим большинством доморощенных СМИ, в первую очередь телевидения и радио, здесь особенно подливает масла в огонь.
С культурно-исторической точки зрения, Россия не может являться второстепенной частью Европы |
— Полностью согласен. Главным инструментом, используемым для разложения традиционных ценностей российского общества, стали средства массовой информации, возглавляемые небольшим, но очень влиятельным слоем бесконтрольных медиакратов. Причем полностью ассимилированных в потребительскую западную культуру и исповедующих принцип ничем не ограниченного ультралиберального эгоизма и материальной наживы. Российская медиакратия, управляющая электронными СМИ и связанная как с российскими, так и с зарубежными олигархическими группами, стремится к преодолению всех, в первую очередь нравственных, ограничений. Целью такой информационной политики является замена реальности на виртуальность, в результате чего человек вводится в «мир зримых духов» и подвергается чудовищной манипуляции в сфере сознания, посредством которой ему внушается чужая ценностная система. В результате на смену атеизму, обеспечившему в советский период отрыв человека от религии, ныне приходит, как выразился один священник, «синкретическая смесь с отрицательной мистикой, играющей на струнах человеческой гордыни». В качестве главной ценности нового либерального мира была провозглашена некая абстрактная «свобода». Но не созидательная свобода, неразрывно связанная с понятием нравственной ответственности, а разрушительная свобода греховного и падшего человека.
— И где же выход? Или мы уже, как утверждают некоторые политологи, и здесь проиграли?
— Несмотря на то, что такие имеющие важное значение для русской культуры понятия, как вера, Родина, нация, семья, сегодня подвергаются разрушительной деформации, я все же думаю, что еще не все потеряно. Вспомните, что в эпоху атеистического безбожия большевики организовали насильственную десакрализацию общества и попытались осуществить стирание национальных различий между народами, но вовремя поняли, что для их собственного выживания необходимо сохранять семью и укреплять патриотическое чувство любви к Родине. Думаю, такой же процесс пойдет и сейчас. Уже появились культурные силы, понимающие, что дальше так продолжаться не может. Поэтому задача всех здоровых сил российского общества заключается в защите и укреплении основных традиционных ценностей нашей православной цивилизации, но не стоит забывать при этом о своевременных ответах на важнейшие вопросы современности.
Кстати, есть трезвомыслящие люди и по ту сторону океана. Например, американский философ Самюэль Хантингтон прямо высказывался за то, чтобы «признать Россию как стержневую страну православной цивилизации и крупную региональную державу». Тем самым он выступил против идеи универсальности западных ценностей, западной культуры и западной цивилизации. Хантингтон возражал против отождествления органически необходимой модернизации с искусственно насаждаемой вестернизацией и против агрессивных попыток навязать западные «ценности» общества потребления всему человечеству. Он пишет: «Западная вера в универсальность западной культуры страдает от трех недостатков: 1) она неверна, 2) она аморальна и 3) она опасна… Империализм является неизбежным логическим следствием универсализма… Западный универсализм опасен для мира…»
Если уж на Западе это понимают, то нам, как говорится, сам Бог велел!
— Школьные преподаватели жалуются, что насаждение масскультуры через различные, в основном электронные, СМИ очень затрудняет процесс их общения с учениками. Это действительно серьезная проблема в современном образовании, как вы считаете?
— Должен сказать, что само образование у нас в большой степени не имеет четкой цели. Отсюда и многие проблемы. Не ставится главная задача — сформировать цельного человека. И тем более воспитать его. Все образование сводится к процессу накопления различных разорванных знаний. Бессистемность приводит к плачевным результатам. Образование же должно опираться на традиционную культуру народа, страны, в том числе и на православную. Слово «культура» с латинского языка переводится как «возделывание». Для того чтобы вырастить что-то доброе, надо сначала вскопать почву, удобрить ее, поливать, когда появится росток. Это не хаос, а целый развивающийся процесс, программа человеческой деятельности, поведения. То есть она должна опираться на традиционный образ мысли, свойственный жизни того или иного народа.
Культура не статична. Передаваясь из поколения в поколение, стереотипы поведения образуют исторический социальный, духовный опыт. В XX веке в России были разрывы в традиции. До 1917 года — одно, потом стали навязывать совершенно противоположную систему ценностей, пока историческая традиция, несмотря на жесточайший перелом, не переварила в себе и революционные новшества. В 1990-е годы — новые потрясения. Такие шарахания, конечно, не могли не сказаться на современном образовании. Но, несмотря на это, основы традиционной культуры сохранялись. Хотя и они сейчас подвергаются мощному давлению со стороны глобалистической, то есть американской, системы ценностей.
— Многие отечественные мыслители, говорят об опасности для русских людей стереотипа мышления западного человека. В чем заключается этот стереотип? И, может быть, эта опасность преувеличена?
— Здесь все сводится к биологическому существованию. Этот стандарт основан на культивировании гедонизма, то есть исключительно на основе культа наслаждения, получения телесного удовольствия. В этом и есть главная опасность.
Сюда же относится и постоянное навязывание всякого рода пошлости, превращение людей всего мира, как говорил Александр Зиновьев, в представителей глобального «человейника», где только низменные потребности оперативно удовлетворяется. То есть жизнь по штампованным, низменным стандартам. А уникальность каждого государства, народа, человека исчезает, как бы размывается. То есть происходит подмена подлинности какой-то пошлостью, модой, эпатажем, которые тоже навязываются. Основная цель такого общества — потребление. А это ведет к разрушению и самой человеческой личности, и окружающей природы, и, в конечном итоге, государства, его культуры и традиции.
— Но дети в основном склонны ориентироваться на яркую обертку…
— Еще им свойственно делать все наоборот, когда им что-то сильно навязывается. Эту особенность такого «духа противоречия» мы тоже должны учитывать. А для того, чтобы оптимально бороться с вышеназванными явлениями, нужно проанализировать, через что происходит агрессия масскультуры. Ведь не только через СМИ, но еще и через язык, образы, кино, поступки известных людей…
— Начнем с языка.
— Он сильно калечится. Идет постоянное навязывание англоязычных терминов вместо русских слов. Происходит засорение примитивными, в том числе матерными, словами, всякого рода ругательствами, речевыми оборотами «новояза». Здесь представители нашей попсы играют очень негативную роль. Через Интернет, телевидение, мобильные телефоны на подростков обрушиваются потоки мата, чернухи, порнухи и прочей гадости.
К сожалению, у нас и смех, и юмор тоже подвергаются деформации |
За примерами далеко ходить не надо — достаточно просто включить телевизор. Там сразу на нескольких центральных каналах можно посмотреть американские фильмы с примитивным переводом. Я мог бы привести несколько ругательств, которые таким образом вошли в обиходную речь нашей молодежи, но не стану это делать. От частого употребления они запоминаются на подсознательном уровне и часто просто автоматом выскакивают, даже в разговоре со взрослыми. Я уже не говорю о сленге, пришедшем из криминальной среды. На наших глазах обществу навязывают агрессивную тюремную субкультуру. Сейчас эти слова и выражения употребляется вообще чуть ли не поголовно. Это даже не считается чем-то из ряда вон выходящим, как было еще лет 15-20 назад. Хочешь, не хочешь — это влияет и на поведение, прежде всего подростков.
— Теперь о музыке. Не Кобзона же прикажете слушать подросткам?
— Каждый народ имеет свою традиционную музыку, которая отражает его историческое созревание, формирование. В этих мелодиях отражается тип народного характера, окружающей природы. Даже в советское время сочинялось немало достойных музыкальных произведений в таком духе. Прежде всего, конечно, песен, так как они легче всего запоминаются и поэтому являются наиболее популярным жанром. Такие группы, как «ДДТ», «Алиса», и сейчас вызывают большой интерес в молодежной среде. Из зарубежных можно назвать группу «Пинк Флойд», где наряду с красивой мелодичной музыкой можно выделить тексты, поднимающие многие социальный проблемы современного мира.
К сожалению, сейчас нашей молодежи медиакратами навязывается примитивная музыка, в основном приходящая с Запада, в которой преобладают полуязыческие, африканские мотивы. А это совсем другой поведенческий темперамент, не свойственный славянам. Поэтому спокойное, уравновешенное поведение, который испокон веку было характерно для русских людей, тоже постепенно меняется на, я бы сказал, подростковый тип темперамента, которому свойственны подражательство, издерганность, неуверенность в себе.
— То есть сейчас идет тотальное подражание навязываемым образцам?
— Вот именно. Свое, традиционное объявлено устаревшим, неактуальным. А в складывающемся стереотипе подражать надо тому, что на первый взгляд кажется успешным.
— Как этому противостоять? Не помню кто сказал: «Вольтер смехом загасил костры инквизиции». Может быть, смех, качественный юмор и есть то оружие, с помощью которого можно побороть чужебесие, проникающее во все сферы нашей жизни? Надо показать, что так говорить — смешно, это петь и тем более слушать — смешно, смотреть такие фильмы — себя не уважать и так далее.
— К сожалению, у нас и смех, и юмор тоже подвергаются деформации. В основном они превратились в хохму. Такой смех не ведет к оздоровлению личности, а только к ее дальнейшему опошлению. Смех утратил свою главную задачу — задуматься и исправить себя, стремиться привести себя к какому-то положительному идеалу. Сейчас навязывается чисто потребительский смех, сводящийся в большинстве своем к тому, что находится ниже пояса.
— А «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», Шурик и другие советские кинокомедии? Это более здоровый смех или тоже ради развлечения? Я лично считаю, что это классика юмора.
Вера может стать основой, на которой у молодых людей должна формироваться система ценностей |
— Я тоже так считаю. К тому же тот юмор имел ярко выраженное социальное значение, в ненавязчивой форме вел к оздоровлению общества, показывая его определенные противоречия и недостатки. Также предлагались и пути их преодоления. У того смеха была другая цель. Сейчас цель — заработать деньги и развлечь человека ничегонеделаньем. Не исправлять пороки, вести к более высокому уровню становления личности, а наоборот — к снижению планки интеллектуального и морального развития человека. А такой низкопробный смех вряд ли способен «загасить костры».
— Вы также сказали, что проникновение массовой культуры идет через образы. Это как?
— Телевидение, кино прежде всего эксплуатируют образы, преимущественно показывая и навязывая виртуальную действительность, не соответствующую действительности реальной. Все это приводит к тому, что у человека создается ложное представление о происходящем вокруг, но замена необходима, и он начинает жить как бы в выдуманной действительности. Некоторые образы глубоко проникают в подсознание, человек начинает мыслить какими-то рекламными стереотипами. Реклама сама по себе формирует определенные образы, особенно у маленьких детей. Другая сторона — огромное количество насилия. Как-то было подсчитано, что по основным каналам телевидения за один день было показано 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок, 302 «черные» новости. Такое количества негатива не может пройти бесследно. И еще одна важная мысль, которая таким образом вколачивается, — «не дай себе засохнуть». То есть потребляй как можно больше, побольше заглоти, ухвати, соврати. И преподносится это как нечто подлинное, то есть стремление к некому жизненному идеалу.
— В чем наш «ответ Чемберлену»? Я считаю, всему этому злу надо противопоставить наши православные традиции. И в Калининградской области, где с войны не было ни одного храма, сейчас идет их активное строительство, построен храм в центре города, туда ходят много людей со своими детьми. Слава Богу, создана сеть воскресных приходских школ, открыта гимназия, работающая по официально утвержденной программе. Все это должно принести плоды, как вы считаете?
— Важно, чтобы эта система давала результат и чтобы этот результат не превратился в то, что мы видели в начале ХХ века, когда она не отвечала на вопрос, как решить серьезные проблемы современности. В итоге из тех же семинарий вышло большое количество революционеров, большевиков, даже чекистов. Здесь важно не переборщить, чтобы воспитание развивалось естественным, органичным путем в том культурном типе, который несет в себе православная культура. Вера как раз должна стать основой, на которой у молодых людей должны формироваться те ценности, опираясь на которые они будут способны научиться оценивать свое поведение. Это может стать альтернативой системе современного образования, где много рассуждается о свободах, но мало говорится об ответственности и об обязанностях перед обществом и о взаимозависимости людей, то есть о соборности.
Беседовал Дмитрий Осипов
|