|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (65) август |
|
|
ИЗ ПИСЕМ
О духовной брани
Пришло мне на мысль немного пояснить тебе, отчего так бывает, что новая жизнь начата и благодать получена — а труды подъемлются все же очень большие.
Смотри ты на человека, вышедшего из купели крещения или из слезной бани покаяния, — каким он выходит? Выходит ревнителем добрых дел на богоугождение о Христе Иисусе Господе с помощью благодати. Как дошел он до этого? К сему привели его встревоженная совесть и страх Божий. Они, пробудившись, заставили его искать спасения и обратиться к Господу. И вот человек вступил на путь спасения и готов шествовать по нему в чувстве силы о Господе.
Что ожидает его? — Непрестанная борьба с собой в очищении сердца от страстей и греховных склонностей и привычек. Подумаешь: опять борьба; там ведь уже была борьба, перелом жизни сделан; кажется уж, и довольно бы. Вот это я хочу тебе теперь объяснить.
Знай, что во внутренней нашей жизни есть высшая некая сторона или сила, которой сущность — жить в Боге, по воле Его, отрешенно от всего. Я называю ее особой высшей частью нашего естества, духом — тем духом, который вдохнут в лице первозданного из уст Божиих. Движения или проявления сего духа суть: первое — непосредственная уверенность в бытии Бога с сознанием полной от Него зависимости, что можно обозначить одним словом: страх Божий; второе — совесть, или показывание воли Божией с понуждением исполнить ее, и затем — с одобрением за исполнение и с осуждением за неисполнение; третье — искание богообщения с недовольством ничем тварным. Все это составляет высшее наше достояние, норму жизни человеческой, то, что делает человека человеком.
Под сим духом есть в нас душа и тело, которые совмещают силы и потребности, приспособленные к жизни на земле: в теле, например, потребность есть, пить, отдыхать, спать и подобное; в душе — потребности семейные, общественные, художественные, деловые, научные и подобные.
Задавать же тон жизни в человеке должен дух; душа и тело должны ему покорствовать, состоять в его услужении. Силу на это дух почерпает из богообщения, которое облекает его царственной властью над душой и телом. В первозданных до падения так это и было. Они жили духом в Боге, и дух их, черпая из сего богообщения силы, властвовал над душой и телом. Но когда они согрешили и пали, порядок движений их жизни изменился. Дух, отпав от Бога, потерял властную над душой и телом силу, и они начали вести свои дела независимо от него, по своей воле. От этого все внутри расстроилось и пошло врознь. Духовные движения оставлены в стороне; властвовать начала в человеке жизнь душевно-телесная, со слабыми остатками проявлений духа — и он перестал быть тем, чем должен был быть. При этом потребности души и тела, сами по себе безвинные, не будучи управляемы высшей силой, повлекли к разным способам своего удовлетворения и превратились в кучу наклонностей и привычек, уже небезвинных по причине преобладания, излишества, уклонения от своего природного чина и даже неестественности. К тому же среди их развился особый класс неправых движений, страстей, противников всякого добра, порождений эгоизма под влиянием врага нашего, диавола.
Таково состояние падшего и всякого человека, во грехе пребывающего. Жизнь его движется по душевно-телесным наклонностям, привычкам и страстям, без внимания к требованиям духа. Дух и в них жив; но пренебрегается, забит, загнан.
Восстановление падшего, которое составляет сущность христианства, бывает именно чрез восстановление духа и возвращение ему власти над душой и телом и очищение их от всех неправых наклонностей и страстей. Все это совершается благодатью Духа Божия и нашим произволением.
Первое действие Духа Божия на человека происходит чрез слово благовестия |
Первое действие Духа Божия на человека происходит чрез слово благовестие, которое растревоживает совесть, учит любви и страху Божию, другими словами оживляя естественные чувства нашего духа и таким образом давая ему силу возвысить голос требования своего над всеми голосами низших сил, властвовавших доселе незаконно. Припомни теперь, как от сего первого движения доходит обращающийся к Господу до решения всего себя предать Господу и всячески Ему благоугождать, отвращаясь от всего, Ему противного, и как затем, по принятии св. таинства крещения или покаяния, исходит он в чувстве силы противостоять всему греховному и совершать всякое добро. Эта сила и есть свойственная нашему духу сила, потерянная в падении и теперь восстановленная благодатью. Следовательно, у обращающегося к Господу, как изображено выше, не иное что совершено, как восстановлен дух его благодатью Святаго Духа. — И се начало новой жизни!
А в душе и теле что в сие время произошло? Там все прежние небезвинные наклонности, привычки и страсти остались как были; только власть у них отнята. Прежде что ни захотят — подавай им. И человек хотя-нехотя тянулся исполнять их веления; а теперь уже не то. Требования свои они и теперь предъявляют; но благодать Божия, восстановив дух, дает ему власть указывать человеку противоположные им требования и сообщает силу отразить те и исполнить сии. Почему с сего момента и начинается внутри брань. Грех чрез обычные прежде душевно-телесные склонности и страсти восстает на дух, покушаясь снова покорить его им; а дух при помощи благодати Божией отражает его и направляет силы души и тела к противоположному.
Начавшись, сия борьба и длится. Если дух ни в чем не поддается, грех все слабеет и слабеет, дурные склонности и страсти замирают — а он, дух, все более и более приобретает власти действовать в своем чине чрез душу и тело беспрепятственнее. Конец брани, когда худые склонности и страсти совсем изгнаны будут из тела и души, дух облагодатствованный останется совершенно свободным владыкой всех душевно-телесных движений. И се смысл обетования: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3:17).
Вот на какое делание исходит он по выходе из водной купели крещения или из слезной бани покаяния — на то, чтоб очистить душу и тело от всего греховного, страстного и чувственного, сделав все естество наше чистым, устроить из него достойный храм триипостасному Богу — в чем жизнь вечная, которая и пребудет по исходе отселе вечным его достоянием.
Епископ Феофан Затворник
|