|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№6 (27) июнь |
|
|
ПРАВОСЛАВИЕ НА ЗАПАДЕ РОССИИ
21 мая в Доме искусств открылась выставка, призванная фрагментарно осветить исторический путь Православной Церкви на территории Восточной Пруссии, этапы борьбы за ее утверждение. Об истории создания фотодокументального художественного проекта "Православие на Западе России" наш корреспондент беседует с его автором - заместителем директора по научной работе музея РГУ им. И. Канта Ольгой Геннадьевной Степановой.
- Ольга Геннадьевна, расскажите о своем пути к вере в Бога. Какие факторы способствовали формированию у Вас православного мировоззрения?
- Начать надо с того, что я никогда не была неверующей. Религиозность была мне привита с самого раннего детства, так как я воспитывалась в православной семье, где всегда была жива вера в Бога - даже тогда, когда официальная государственная политика в вопросах религии сводилась к одному слову: "нетерпимость". В те скорбные времена гонений на Церковь Христову, когда большинство храмов на Руси были разрушены либо закрыты, в нашем доме у моей прабабушки хранились несколько храмовых икон, которые в нашей семье передавались по наследству из поколения в поколение.
Когда я училась в школе, то, что я православная, приходилось скрывать: даже нательный крестик у меня был зашит в воротник школьной формы, чтобы при медицин-ских обследованиях он не попадался никому на глаза. Когда же я приехала в Калининград учиться в университете, отсутствие храмов, та безрелигиозная атмосфера, которая царила тогда на этой земле, снимала все вопросы о каком-либо участии в церковной жизни - ее попросту не было. Но, тем не менее, все это время я не переставала верить в Бога и в то, что Православие придет и на калининградскую землю, из которой, к слову, региональная политическая элита пыталась сделать первую в СССР полностью атеистическую область и выступала с решительным противодействием созданию на ее территории православных общин.
- Что подтолкнуло Вас к выбору именно этой темы для создания выставки? В чем ее актуальность, на Ваш взгляд?
- Эта тема вышла из той более широкой тематики, которую я развивала до этого на протяжении многих лет. Дело в том, что в Областном историко-художественном музее областью моих научных интересов была послевоенная история Калининградской области. Я занималась историей заселения области в документальном и этнографическом плане. Естественно, в итоге был сделан вывод, что на эту землю была привезена не только материальная культура, но и широчайшие пласты культуры духовной, была привезена православная вера.
Православие как система духовно-нравственных ценностей играло очень важную роль для многих переселенцев, начинавших новую жизнь на чужой земле. Сохраненная в их сердцах православная вера была как бы частичкой Родины, которую люди постоянно носили с собой. Естественно, необходимость углубленно заняться этой проблемой была очевидной.
Попытки создать православные общины в Калининградской области предпринимались уже с конца 1940-х годов |
В 1980-е годы я много встречалась с переселенцами, многие из которых говорили о вере, и из этих разговоров выяснилось, что попытки создать православные общины в Калининградской области предпринимались уже с конца 1940-х годов. Ведь, как оказалось, явление так называемого "обратничества" - возвращения части приехавших на эту землю людей на Родину - было вызвано не только материальными трудностями, но отчасти имело и религиозные мотивы: люди нуждались в том, что веками поддерживало и укрепляло русского человека. Речь идет, конечно, о глубокой религиозности, издревле свойственной русскому народу. Ведь, приехав на чужую землю, люди оторвались от своей культуры, от своих корней, и отказ в открытии здесь православных храмов вынудил многих вернуться.
Нашлись документы, которые свидетельствовали о том, что переселенцы обращались и к церковным, и к светским властям с просьбой о создании православных храмов. Сохранилось письмо в Патриархию священника, служившего в Литве, в котором он, описывая религиозную ситуацию в Калининградской области, прямо говорит о необходимости зарегистрировать православную общину и выделить для служения на этой земле штат священнослужителей. Конечно, фотоматериал по этому периоду практически отсутствовал, но материал документальный уже можно было положить в основу исторической экспозиции на эту тему.
- Расскажите об истории создания выставки "Православие на Западе России". Можно ли выделить определенные этапы ее формирования?
- Проект "Православие на Западе России" создается в первый раз, он имеет свою историю, по которой тоже можно делать выставку. Он начинался с экспозиции, которую я де-монстрировала в Областном историко-художественном музее в начале 1990-х годов, - в то время начался сбор подписей для разрешения строительства Кафедрального собора Христа Спасителя на площади Победы.
С самого начала мою деятельность в этом направлении благословил епископ Балтийский Пантелеимон. Первоначально выставка тоже имела название "Православие на Западе России", она была приурочена к празднику Рождества Христова, и в ее рамках были показаны документы по становлению православных общин на территории Калининградской области. Именно тогда Государственным архивом Калининградской области с этих документов был снят гриф "Секретно" и их можно было показывать экспозиционно. Кроме этих документов были представлены картины на православную тематику члена Союза художников России Бориса Павловича Булгакова, церковные книги, иконы из фонда музея, которые до этого никогда не показывались. Это был первый шаг. Все последующие экспозиции создавались в процессе моей работы в музее Калининградского государственного университета.
Сохраненная в сердцах православная вера была как бы частичкой Родины |
В 1995-96-х годах в рамках проекта была проведена вторая выставка в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих радость" в Светлогорске. Выставку открывали епископ Балтийский Пантелеимон, будущий губернатор Калининградской области Леонид Горбенко и игумен Меркурий. Именно тогда впервые был продемонстрирован макет Кафедрального собора Христа Спасителя после того, как его благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Также впервые были показаны чертежи храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, купола которого ныне возвышаются над Багратионовском. Кроме того, демонстрировались документы бывшего архива обкома партии, ныне Центра хранения документов по новейшей истории, некогда носившие гриф "Секретно". Ко мне присоединились член Союза фотохудожников России С. Покровский, который создавал свои первые работы на тему Православия, и художница Людмила Тамбовцева, которая писала картины специально для этой выставки.
Следующим этапом формирования выставки, целью которой было показать становление Православия на Калининградской земле, стало ее проведение в Калинин-градской художественной галерее. Спустя некоторое время выставка "Православие на Западе России" прошла как передвижная в Туле, куда ее сопровождала сотрудник Музея университета Н.А. Строганова. Это осуществлялось в рамках молодежного паломничества - выставка путешествовала вместе со студентами КГУ.
Сегодня же наступает заключительный период становления выставки - можно сказать, кульминация всей работы по развитию данной темы в формате фотодокументального художественного проекта. Настоящая экспозиция приурочена к 20-летию Калининградской епархии и 60-летию Калининградской области, и основной целью для себя я ставила показать упорную борьбу многих христиан за утверждение Православной Церкви на этой земле.
Сейчас экспозиция пополнилась материалами по истории Православия еще на Восточно-Прусской земле - это документы об Адаме Зерникаве, документы С. Арсеньева, воспоминания
В. Болотова о становлении христианских общин на этой земле в каллиграфическом исполнении члена Союза художников России В. Рябинина и др. То есть тематика выставки значительно расширилась. Экспонаты накопились в таком количестве, что я решила показать фрагментарно весь период становления и развития Православия на Калининградской земле, начиная с первых христианских православных общин в Восточной Пруссии и заканчивая празднованием 750-летия Кенигсберга.
В завершение разговора об истории этого фотодокументального художественного проекта хотелось бы отметить одну удивительную деталь. Как я уже упоминала, он начал осуществляться тогда, когда горожане в форме референдума приняли решение о постройке право- славного Кафедрального собора. Макет этого собора впервые был продемонстрирован в рамках осуществления данного проекта, а завершение строительства нового символа Калининграда совпало с кульминацией серии выставок "Православие на Западе России", экспонаты которых в настоящее время переданы на постоянное хранение в Калининград- скую епархию.
Дионисий Соколов
|