|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (66) сентябрь |
|
|
Неслучайные уроки жизни
(Окончание. Начало в № 8 (65) август 2009 г.)
Пролог
Молодость настоятеля храма Иоанна Предтечи в Гвардейске о. Валерия Алексеева пришлась на перестроечные годы. Было много возможностей приложения сил. Почему он выбрал именно стезю священника?
Изменить сознание
При Свято-Никольском храме уже сложилась большая группа молодежи. Многие были из техникума и других учебных заведений Калининграда. С ними Валерий подружился через свою крестную Марину Бирюкову, которая сейчас живет в Сергиевом Посаде. С ней будущий батюшка познакомился, когда еще студентом техникума посещал разные тусовки «неформалов».
Потом вместе ходили на организационно-деятельностные игры, которые вел Владимир Владимирович Жаворонков. Игры на рубеже излома советской системы, схода на нет коммунистической идеологии, перехода к неизведанным капиталистическим отношениям были очень увлекательными. Польза от них была несомненной, поскольку они заставляли по-другому взглянуть на многие привычные вещи. Они много дали всем, кто пытался изменить сознание, перейти от «совкового» к более-менее рациональному мышлению. И многие из тех ребят, которые посещали игры, затем стали искренне верующими людьми — впоследствии Валерий часто встречался с ними на церковных службах.
Семинарские уроки
Поступление в семинарию оказалось не таким уж трудным делом, ведь к тому времени Валерий Алексеев был неплохо подготовлен.
— Для меня слово Евангельское было как жизнь, как вода, которую пьешь и не можешь напиться, — вспоминает о. Валерий. — Кроме того, когда еще служил в армии, крестная подарила мне молитвослов. Я его сразу стал читать и практически все молитвы знал наизусть. Произнося утренние и вечерние молитвы, старался тщательнейшим образом соблюдать все ударения, знаки препинания. Это мне сильно помогло, когда в семинарию поступал. Помню, когда в семинарском храме меня поставили читать молитвы, я прочитал их на одном дыхании. Потом ко мне подошел один семинарист, не помню, с какого курса, и сказал: «Ты у нас первый, кто с первого раза так прочитал — четко и без ошибок».
При поступлении в семинарию Валерий оказался единственный из калининградцев, кто до этого не ходил в воскресную школу либо не был алтарником и т.п. Поэтому все удивились, откуда он взялся, хотя потом и вспомнили, что изредка приходил на службы и стоял под клиросом. Тут уж ничего не поделаешь, главная подготовка к поступлению в семинарию пришлась на время воинской службы.
— Когда владыка Пантелеимон узнал, что я поступил, он на радостях несколько раз воскликнул: «Это чудо!!!», — продолжает батюшка. — А потом пояснил: «Ведь ты меня практически не знаешь, я тебя не знаю, а так получилось, что я тебе сказал, и ты пошел и поступил».
В семинарии случилось еще одно знаменательное событие, которое повлияло на дальнейшую жизнь священника. Молодой семинарист стал задумываться, какой путь священнического служения выбрать. С одной стороны, очень нравился монашеский образ жизни. Читая книгу Сергия Нилуса «На берегу Божьей реки», которую тоже крестная подарила, Валерий не то чтобы представлял себя в монашеском облачении, но стремился жить в постоянном духовном единении с Богом, не очень задумываясь о внешней стороне дела. Но с другой стороны, ему не был чужд и женский пол. Девушки всегда привлекали, и молодой нормальный парень не избегал общения с ними. Поэтому в душе возникли противоречивые чувства.
Стал советоваться с ребятами, как поступить. Ответы были разные. Одни предлагали к старцам ехать, другие возражали: старец, мол, в таком деле не помощник.
— Постоянно приходила на ум притча о буддийском монахе, к которому с тем же вопросом обратился один юноша, — говорит о. Валерий. — Мудрец ответил: поступай как знаешь, все равно потом пожалеешь. И действительно, чем здесь помогут старцы, это ведь моя жизнь! Я стал каждый день молиться Господу, чтобы он показал тот путь, который для меня ближе. И вот однажды лежу на кровати в семинарском «кубрике», и такая мысль меня вдруг пронзила, как будто бы ответ мне кто-то дает: а ты посмотри на свою жизнь, какая она — в компаниях прошла или ты стремился к уединению? Я сам себе ответил, что общество мне не чуждо, а для того, чтобы быть настоящим монахом, надо все время стремиться жить в уединении. Сейчас уже понимаю, что это не мои мысли были, а Господь вложил их в мою голову. И я стал молиться перед Казанской иконой Божией Матери, чтобы Бог послал мне невесту.
На женитьбу благословил митрополит
Валерий стал в уме перебирать всех знакомых девушек, особенно из тех, что учились на первом курсе — богословском и регентском отделениях: какая из них в дальнейшем может стать его женой? Но так и не смог выбрать.
Он не знал, что в семинарии учится еще одна девушка — Надя, дочь протодьякона (ныне протоиерея) Александра Мельничука. Просто по промыслу Божьему не получалось пересечься. Она жила неподалеку, поэтому всегда появлялась в самом начале уроков.
Сам о. Александр был прекрасным литургиком. А у Валерия тогда возникли проблемы с этим семинарским предметом. Надежда тоже неплохо владела этой наукой, с детства постоянно находясь при церкви. На этой почве и произошло первое знакомство. По его просьбе Надя с удовольствием согласилась помочь.
Литургикой стали заниматься вместе, хотя у Валерия и в мыслях не было, что Надежда станет женой. Она заставляла просто зубрить трудно запоминаемые места. Поначалу отказывался, но Надежда проявила настойчивость.
Экзамен проходил в форме урока. Каждый должен был рассказывать по кусочку из общего текста, по которым преподаватель, о. Александр Мельничук, и ставил отметку. Когда дошла очередь до Валерия, у молодого человека будто память отшибло. Он встал и честно сказал: «Отец Александр, ставьте "двойку", я ничего не знаю». Хотя, помимо занятий с Надей, на каждом уроке слушал его буквально с открытым ртом, так он интересно рассказывал.
— Потом рот закрываю и ничего не помню, — вспоминает о. Валерий. — Какой-то парадокс, ведь на других дисциплинах все прекрасно было. Отец Александр тогда ничего не сказал, посадил меня и… поставил «зачет». Я потом увидел в ведомости. На вопрос «Почему?» коротко ответил: «Потом в практике научишься». Но главное дело литургика уже сделала — мы ближе познакомились Надей, стали чаще проводить время вместе, гулять по улицам древнего Смоленска. Но о женитьбе пока и не думали.
Однако Божьи дела подчас совершаются очень быстро. Особенно если вершат их такие высоко духовные лица, как митрополит Кирилл, нынешний Святейший Патриарх.
Владыка был в курсе, что дочь протодиакона встречается с молодым человеком, и однажды во время службы в Успенском соборе подозвал к себе о. Александра и вдруг говорит: «Валеру и Надю нужно срочно женить». Будущий тесть не растерялся и тут же попросил благословения. «Благословляю, за две недели сможете все к свадьбе подготовить?» — «Смогу!». Вот так, казалось бы, просто и скоро родилась еще одна замечательная крепкая семья.
Владыка Кирилл сам и обвенчал новобрачных. Присутствовал и на свадебном торжестве, но — очень мудрый человек! — посидел полчаса, поздравил молодых, сказал добрые напутственные слова и, сославшись на дела, уехал.
— Со свадьбой у меня связан еще один интересный момент, — говорит батюшка. — Когда мы еще только начали встречаться, я узнал, что день рождения Надежды — 21 июля, на Казанскую, то есть девушка родилась под покровительством иконы, перед которой я молюсь, чтобы Божья Матерь послала мне невесту. Так все одно к одному сложилось.
В священники за три дня
Почти сразу после свадьбы — 9 июля 1994 года — владыка рукоположил Валерия в дьяконы. А уже 12 июля — в иереи. Когда тесть спросил, почему так быстро, митрополит Кирилл ответил: «Божьи дела надо делать быстро!» Молодому священнику пришлось перейти на заочное отделение, чему он не особенно огорчился. Стал проходить практику в Успенском соборе.
— Это была настоящая духовная школа, — вспоминает о. Валерий. — Мне очень нравилось там служить. Такие батюшки замечательные, излучающие какую-то внутреннюю радость. Я готовился, что меня отправят в Калининград, но человек предполагает, а Бог располагает.
Приходы Смоленщины
Пришлось ехать в Рославль — райцентр в ста километрах от Смоленска, 70 тысяч жителей, один из самых древних городов Смоленщины. Ехал в готовый храм, который, как и все старые церкви, необходимо было реставрировать.
Для о. Валерия главным в Рославле был первый опыт самостоятельной работы в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Юргоре. Там отслужил три с половиной года. За это время поставили большой красивый иконостас. Храм стало посещать много народа.
Владыка Кирилл это подметил и на одном из обедов после престольного праздника подозвал к себе и сказал, что хочет перевести на очень серьезный приход в городе Десногорске. «Как благословите, владыка», — был ответ. Молодой священник пробыл там два с половиной года.
— Для меня это было нелегко, я в первый раз увидел, как действует на людей излучение от атомной станции — может, радиация, а может, и что-то другое, — рассказывает батюшка. — Вроде и не вредное, но вызывающее в человеке какое-то чувство подавленности и уныния. Кроме АЭС там еще располагается комплекс ПРО, каждую неделю меняют топливо в ракетах, строгий пропускной режим. Видимо, все это как-то влияет на поведение людей. Однажды один ди-джей, приехавший в город проводить дискотеку — я потом с ним встречался у друзей, — мне рассказывал, что такой кошмарной, заторможенной публики никогда не видел — впечатление, будто они вообще никогда не улыбаются.
Может быть, поэтому Десногорск занимает первое место в Смоленской области по наркомании, проституции, ВИЧ-инфицированным и самоубийствам.
От этой всеобщей угрюмости было только одно спасение — Церковь. Возникало просто реальное ощущение, что стены храма препятствуют проникновению «этих излучений». Жили с матушкой и старшей дочкой Настей в однокомнатной квартире на 15-м этаже. Лифт периодически отключали. Но бытовые неудобства семью не пугали, хотя изредка возникало желание поменять обстановку.
В Гвардейск как в Вифлеем
Как-то во время Великого поста владыка Кирилл вызвал к себе. Просто так это не бывало — либо «на ковер», либо что-то важное сообщить. Внутренне о. Валерий был готов к любому повороту, хотя ничего такого за собой не чувствовал. За два часа, что просидел в приемной, от тех, кого владыка принимал перед ним, было слышно, как «только щепки летели».
Зашел в кабинет, а владыка приветливо, с улыбкой стал объяснять ситуацию с необходимостью подворья для монастыря в Рославле. В итоге возникло три предложения о перемене места дальнейшего служения. Благодушный тон владыки Кирилла, как будто он искал совета от молодого священника, сделал свое дело — о. Валерий окончательно успокоился и неожиданно для себя высказал четвертое предложение: раз уж владыка предложил выбор, то не поехать ли в Калининградскую область? На что владыка задумался на минуту и произнес: «Есть там один город, Гвардейск, там священник тяжело заболел и его нужно менять». На это о. Валерий ответил: мол, город хорошо знаю, в армии там служил. Но совсем уж не ожидал молниеносной реакции владыки на его смелое предложение. Приподнявшись с кресла, митрополит Кирилл вдруг говорит: «Точно, я тебя хочу назначить в Гвардейск! Я вечером еду в Калининград, ты сегодня же бери билеты на поезд, завтра буду представлять тебя тамошним властям».
— Самое интересное случилось потом, в тот же вечер, — вспоминает батюшка. — Выхожу я от владыки в полном смятении: зачем я это насоветовал, это же все равно что Божью волю хотел переменить? В таком состоянии возвращаюсь домой. А жена уже была в курсе, что должны перевести, но точно не знала куда. Одним из таких мест был Велиж — райцентр на северо-западе Смоленской области. В разговоре с дочкой она спрашивала: куда поедем? А маленькая Настя, может быть под впечатлением недавно прошедшего Рождества, говорит: «В Вифлеем». И так настойчиво — только туда! Прихожу я в смятенных чувствах домой. Надя встречает и спрашивает: «Ну, что, в Велиж едем?» — «Нет, — отвечаю, — в Гвардейск». Она удивляется: «Почему же такой грустный, домой ведь поедешь!» Я объяснил, что произошло в кабинете владыки, а она рассказала, что дочка вместе с папой собралась в Вифлеем. Тут у меня глаза расширились. Говорю: «Надя, ведь для меня Вифлеем — это Гвардейск. В этом городе я стал верующим человеком, там в моем сердце родился Христос. Вот он, ответ на все вопросы!» Мне сразу так легко на душе стало. Понял, что лепет маленькой дочки был тем предзнаменованием, которое свершилось в то же самое время, когда я говорил с владыкой. Разве это не чудо?
Гвардейские будни
Когда приехал в Гвардейск (это было после Пасхи в 2002 году), целый год летал как на крыльях. Первое впечатление — все в цвету! Получается, приехал домой. И о. Валерию, и матушке Надежде город и храм сразу пришлись по душе. Хотя она поначалу немного переживала, ведь уехала из родных краев. Дом находился прямо на территории храма — то, о чем мечталось в Десногорске. Рядом разбили прекрасный цветник из 55 кустов роз. Теперь на все праздники — благоухающее украшение иконостаса.
Но главное для любого священника — сплотить приход. На первых порах пришлось поднапрячься: привыкшие к прежнему неторопливому течению приходской жизни прихожане, особенно старшего возраста, не сразу нашли общий язык с молодым энергичным священником. Но усилиями, удвоенными не менее целеустремленной матушкой Надеждой, многое удалось преобразить в жизни прихода.
Со временем здесь подобралась замечательная команда. При гвардейском храме сейчас действует одна из самых больших воскресных школ в области. Создана театральная студия, спектакли которой записываются даже на DVD. В представлениях участвует практически вся молодежь и дети. Все работают на творческом подъеме.
Воскресную школу посещают около 70 человек, в спектаклях заняты около 60, все имеют пусть даже небольшие роли и участвуют в сценках. В основном спектакли проходят на сцене Дома культуры.
Главное внимание — детям
Каждое лето устраиваются выездные палаточные лагеря, в этом году — в Янтарном. Детям это очень нравится. Обязательно — утренние и вечерние молитвы. Конечно, посещение храма, были поездки на море, на озеро, экскурсия в замок. Программа вроде бы нехитрая, но все происходит в дружном общении, поскольку все друг друга знают. Наверное, это и есть суть приходской жизни.
— Здесь очень важен воспитательный эффект, — считает батюшка. — Кто ленится, уже выпадает из дружной семейной атмосферы, чего ему совершенно не хочется, поэтому приходится трудиться.. То есть, занимаясь, казалось бы, обыкновенными житейскими делами, ребенок развивает в себе христианские добродетели.
Есть в приходском доме небольшой кинозал. Фильмы смотрят разные, не только религиозные.
— Хотя, конечно, определенный отбор происходит, — продолжает о. Валерий. — Вот, например, фильм «Матрица». Некоторые считают его антихристианским, а другие — сугубо христианским. Я учу детей находить в любом проявлении жизни голос Святого Духа. В той же «Матрице», которую мы вместе смотрели в нашем кинозале, мы ведь тоже видим самопожертвование, честь, доблесть, отвагу людей, которые борются за выживание, в противовес силе, которая пытается все сжечь на своем пути. Где-то различные силы стараются найти компромисс. Как показала «матрица», и на самую злую силу бывает еще злее, и когда она стала погибать, единственное, что ей осталось, — обратится к человеку, то есть к тому, кого пыталась убить. Это ведь дает огромный воспитательный эффект, если вместе потом обсуждать увиденное, как мы и делаем в нашей школе.
Любая разумная мысль — это Божья мысль. В любой разумной мысли можно найти Бога — Он есть везде. По словам псалмопевца Давида, «взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря — и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» (Пс 138:8—10).
То есть задача православного человека — научиться общаться с Богом личностно, а также научиться видеть Божий промысел, который может являться ему во всем — и в фильмах, и в житейских ситуация. Даже в страданиях после греха человек может познать, что Бог никогда не оставляет нас в беде.
То же и с компьютерными играми, которые так любят дети. При школе вот уже три года действует маленький компьютерный клуб — пять компьютеров и ноутбук. О. Валерий практически не ограничивает ассортимент игр, но все же постоянно контролирует ситуацию. И если видит, что ребенок из-за проигрыша выходит из себя, сразу запрещает подходить к компьютеру на две недели, однажды даже на два месяца. То, что «наказанный» может сесть к монитору дома, его не беспокоит — одному играть неинтересно. Это уже из разряда детской психологии, которой тоже приходится уделять немало времени. А в клубе подросток хочет, но не может — таким образом, он учится выдержке. Воспитывает в играх и тот факт, что человек учится отличать реальность от нереального.
— Компьютерный клуб — тоже очень хороший инструмент для воспитания души человека, — продолжает о. Валерий. — Но только тот может его использовать правильно, кто знает, как с ним работать. Если же не знаешь, это то же самое, как, не зная хирургии, хвататься за скальпель. Ведь, например, когда играешь в паре, очень развивается чувство локтя. Иногда мне приходится играть, так как я должен быть с ребятами, правда, не всегда это получается. А в воскресенье они меня всегда просят: «Батюшка, давайте с нами». Конечно, когда клуб открылся, был ажиотаж, дети все кинулись играть, затем успокоились. И потом, когда с детьми играешь, у них появляется любовь к тебе. И это тоже часть воспитательного процесса. Ведь процесс воспитания человека чрезвычайно многогранен. Важно только верно расставлять все акценты и прививать детям правильную систему духовно-нравственных ценностей. Если же просто кричать, что компьютерные игры и современные технологии — это чистое зло, то ничего хорошего не добьешься. Гораздо важнее постараться поставить все эти средства на службу доброму делу — формированию целостного и ответственного отношения молодого человека к реальной жизни.
Такую систему общения с детьми батюшка перенял у своего очень хорошего друга Александра Николаевича Тарасова, ныне уже покойного, к сожалению. Он занимался реабилитацией к жизни в обществе детей совершенно неприспособленных, учил их общаться друг с другом, чтобы дети, играя, могли находить общий язык. Основы его метода — дружелюбность, постоянное внимание и забота.
Кроме того, в школе проходят занятия по Закону Божьему, общецерковной истории, церковному пению. Матушка Надежда — сердце воскресной школы, настолько энергично все преподает, объединяя и детей, и взрослых.
Никаких экзаменов, конечно, нет. Более того, даже выпусков нет, как в некоторых других церковно-приходских школах, когда в конце курсов выдают выпускной дипломчик. Батюшка считает, что в их школе, если бы хотели кого-то из детей оскорбить, тогда подарили бы дипломчик. Какой «выпуск», если, уже став взрослыми, а некоторые уже и женившись и будучи замужем, «дети» продолжают приходить и в школу, которая по-настоящему привязывает к приходу!
Люди за забором
Одна из постоянных забот о. Валерия — помощь осужденным. Священник регулярно бывает в 7-й колонии в самом Гвардейске и в 5-й — в Озерках. Вышедшие на свободу затем часто приходят в храм. Если говорить еще о «пятерке», то там уже есть люди, которые постоянно приходят в храм, потому что возникла потребность. Это те, кто действительно понял, почему они в тюрьме находятся. Заблудшие души пришли к вере. Тем же, кто идет в храм за какой-то «благотворительной помощью» типа сигарет или чтобы пронести мобильник, батюшка отказал сразу.
И есть такие, которые, выйдя из тюрьмы, женятся, создают крепкие семьи. В 5-й колонии одна женщина настолько уверовала, что бросила пить, курить. А самое интересное, что она каким-то чудесным образом выздоровела от СПИДа, настолько приняла христианство близко к сердцу.
— Когда приезжаю из тюрьмы, я весь выжатый как лимон, хотя вроде бы ничего такого не делал, — говорит батюшка. — Общение забирает все силы, но я радуюсь этому. Пришел, отдохнул. А для них это благо: как голодный младенец тянется к молоку матери, так и они. Ждут, когда я приезжаю, и жадно слушают слово Божье.
С военными редко встречи происходят реже, но носят, безусловно, регулярный характер. Священника приглашают на присягу, побеседовать о религии и жизни, причем не только в воинских частях, но и во внутренних органах.
Достойная смена
В этом году сразу три молодых прихожанина поступили в церковные вузы.
Никита Рыбин — в Свято-Тихоновский Богословский университет в Москве. Поступал без экзаменов, так как выиграл 3-е место на олимпиаде в столице. Владыка Серафим благословил. Мама Никиты очень верующая и хотела, чтобы дети ее стали как можно ближе к Богу и Церкви, а если это будет возможно, то и священниками. Он старший из трех братьев. Исполнял послушание на клиросе, общие работы на приходе. У него сильный внутренний мир. Хорошо разбирается в истории России.
23-летний Никита Скобей поступил в Московскую духовную семинарию и очень счастлив, что прошел по конкурсу в этот высоко котирующийся вуз. Он новообращенный, пришел в церковь полтора года назад, но не просто так. Было видно, что его жизненный путь был не таким легким. Пришел с открытым сердцем, трепетно и благоговейно относился к Православию. Он всех старше, но был как младший. Есть духовная пластичность, что дает ему правильно понимать окружающий мир. Перед поступлением долго готовился с матушкой Надеждой — изучение церковнославянского языка, молитвы, общая история Церкви. В последнее время перед поступлением по шесть часов в день занимались в церковном доме.
Еще один, Руслан Ерощенко, поступил в Смоленскую духовную семинарию. Более 11 лет был пономарем, варился в этом соку очень долго, учась в воскресной школе. Был душой компании, часто объединял вокруг себя людей.
Молодежь — это будущее любого прихода. И дай Бог, чтобы она не только бережно сохранила привитые ей духовно-нравственные традиции, но и творчески их осмыслила и обогатила приходскую жизнь своим будущим мировоззрением и готовностью жертвенно послужить людям во славу Божью.
Дмитрий Осипов
|